Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.
Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.
Предложение —это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители-продавцы.
Цена -денежное выражение стоимости товара
Складывается из ::: Себестоимости, Прибыли, Акцизного сбора, Налога на добавленную стоимость, Транспортных расходов, Торговой наценки
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.
Спрос удовлетворяет ::: общие потребности, частные потребности, бывает Реализованный и Неудовлетворенный спрос.
Показатели спроса ::: Является удовлетворение потребностей.
Конкуренция — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
15. Инфраструктура рынка : определение, состав, содержание, показатели
Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке.
Состоит из ::: Товаров и услуг, капиталов и труда
Основными функциями инфраструктуры являются:
1)Обеспечение тех или иных видов человеческой деятельности на определенной территории.
2)Создание условий для работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона и для размещения в нем рабочего населения.
3)Подготовка общих условий для функционирования всего общего капитала.
4)Формирование условий материального производства и потребления.
5)Перераспределение ресурсов между отраслями и внутри отраслей.
Все многообразие функций по обслуживанию рынка осуществляется следующими институтами инфраструктуры:
1.В области биржевого посредничества: биржи товарные, фондовые, валютные, сырьевые.
2.В области внебиржевого посредничества: ярмарки, выставки-продажи, коммерческо-выставочные комплексы, аукционы и другие объединения.
3.Социальные институты: центры занятости, биржи труда, система подготовка и переподготовки кадров, профессиональные союзы трудящихся, кадровые службы субъектов хозяйствования, миграционные центры, кадровые и консалтинговые агентства.
4.Кредитно-финансовая инфраструктура: коммерческие банки, кредитная система, эмиссионная система, казначейство.
5.Коммуникационная инфраструктура: связь, транспорт всех видов, рекламные агентства, информационные агентства и СМИ, аудиторские и консалтинговые компании.
16. СПРОС, объем спроса, функция спроса: определение, состав, содержание, способы представления, закон спроса, изменение величины и функции спроса, эластичность спроса, графическое представление
Спрос —это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.
Закон спроса— величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость . То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Факторы, влияющие на спрос: Уровень доходов в обществе; Размеры рынка; Мода, сезонность; Наличие товаров-субститутов (заменителей); Инфляционные ожидания.
Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен. аличие товаров-субститутов (заменителей); Инфляционные ожидания.
17. ПРЕДЛОЖЕНИЕ, объем предложения, функция предложения : определение, состав, содержание, способы представления, закон предложения, изменение величины и функции предложения, графическое представление.
Предложение —возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.
Величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). 3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов. 5. Налоги и дотации. 6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка
График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
Объем предложения это количество товара или услуг определенного вида, предложенное к продаже на некотором рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени.
Величина предложения зависит от цен на товары и услуги, издержек производства, цен на товары-субституты и комплементарные блага, от налогов.
Функция предложения (supply function) определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (см. рис. 3—7). В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов:
Qs=f(P, Pr, К, Т, N, В), где Pr — цены ресурсов; К — характер применяемой технологии; Т — налоги и субсидии; N — количество продавцов; В — прочие факторы.
Рис. Кривая предложения (изменение величины предложения)
Функция предложения (сдвиг кривых предложений)
Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.
18. Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие, рынок покупателей и рынок продавцов ( определение, назначение, состав, содержание, показатели).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ -процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
На рис. показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис.
Показатели такого равновесия: высшая при данных условиях экономическая эффективность производства, когда все затраты окупаются при реализации товара; высшая при данных условиях социальная эффективность, когда спрос максимально удовлетворяется соответственно его денежному обеспечению; четкое равенство между спросом и предложением, когда отсутствуют и дефицит, и затоваривание.
Рынок покупателя — ситуация на рынке, при которой предложения производителей и продавцов товаров превышают спрос на него по существующим ценам, в результате чего цены на товар снижаются.
Рынок продавца — ситуация на рынке, при которой спрос на товар превышает предложение, в результате чего цены повышаются.
19.РЫНОК : определение, состав, содержание, функции рынка ( ценообразования, регулирования, стимулирования, информационная, интегрирующая, санирования), виды рынка (финансовый рынок, рынок факторов производства, рынок капиталов, рынок ценных бумаг и т.п.)
РЫНОК — 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы.
По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране — внутренние и внешние рынки.
По уровню конкуренции рынки делятся на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые).
Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.
Рынки ценных бумаг делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг.
По характеру продаж: оптовый и розничный.
С учетом ассортимента: замкнутый, насыщенный, смешанный.
К функциям рынка относятся:
информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
стимулирующая— рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
координирующая— рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
20.Типы рыночных структур ( совершенная и несовершенная конкуренция, монополия, олигополия) : определение, условия функционирования ( кол-во фирм на рынке, вид производимой продукции, условия конкуренции, информация, входные барьеры, мобильность факторов производства), взаимосвязь.
Совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизированной продукции.
Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;
МОНОПОЛИЯв экономике— ситуация на рынке, когда фирма, называемая “монополистом”, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага.
ОЛИГОПОЛИЯ— ситуация на рынке когда действует небольшое количество продавцов продукции (фирм). Особенность ее в том, что здесь каждая из конкурирующих фирм способна влиять на цену продукции.
Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:
· свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;
· свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе я
конкуренция, которая является основой рынка;
· гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
· устойчивые денежная и финансовая системы;
· стабильная политическая обстановка.
В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:
· многообразие форм собственности;
· товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;
· свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;
· четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;
· поддержание здоровой конкуренции;
· развитая инфраструктура.
Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. П
Обычно выделяют три основные типа товаров
· товары длительного пользования - те товары, которые используются в течение продолжительного времени (холодильники, компьютеры и др.)
· товары кратковременного использования - те товары, которые расходуются за один или несколько циклов использования (продукты питания, журналы и др.)
· услуги - нематериальные блага, которые не могут стать собственностью потребителей (консультационные услуги, бытовое обслуживание и др.)
Конкуренция (сбегаюсь, сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
Как степень состязательности на рынке;
Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Слово «информация» в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление.
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
по способу восприятия:
Визуальная— воспринимаемая органами зрения.
Аудиальная— воспринимаемая органами слуха.
Тактильная— воспринимаемая тактильными рецепторами.
Обонятельная— воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая— воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
по форме представления:
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
Звуковая— устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
по назначению:
Массовая— содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
Личная(приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
по значению:
Актуальная— информация, ценная в данный момент времени.
Достоверная— информация, полученная без искажений.
Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
Полезная— полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
по истинности: истинная, ложная
(21)Благо — все то, что способно удовлетворять человеческие потребности, например, дары природы, вещественные продукты труда, услуги, которые отвечают его интересам, целям и стремлениям.
Блага разделяют на неэкономические и экономические.
Неэкономические блага предоставляются человеку природой, т. е. без затрат его труда и существуют в неограниченном количестве (например, воздух, морская вода, солнечное тепло и др.).
Экономические блага — это блага хозяйственной (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве.
Экономические блага весьма разнообразны. В зависимости от критериев их можно классифицировать на следующие виды (рис. 5.14).
Экономическое благо в условиях товарного производства приобретает форму товара.