Ординализм и его аксиомы. Кривые безразличия, бюджетная линия.

-это современная теория маржинализма.

4 аксиомы:

1. Аксиома перенасыщения: при прочих равных условиях для покупателя большого количества благ всегда предпочтительно меньшее количество благ.

2. Аксиома рефлексивности: если 2 набора одинаковы, то, оценивая их полезность, покупатель признаёт один набор не хуже другого.

3. Аксиома полной упорядоченности: при наличии двух разных наборов благ потребитель способен ранжировать их в пользу одного из них или признать в равной степени предпочтительными. Ранжирование не связано с полезностью, оно связано с предпочтением.

4. Аксиома транзитивности: если потребитель предпочитает набор благ A вместо набора B, набор B вместо набора C, значит. Он предпочтёт набор A вместо С. (1<2; 2<3 => 1<3)

Если для потребителя одинаково ценны различные наборы благ, то ему безразлично, какой набор выбирать.

Кривая безразличия — это линия, соединяющая все точки
наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую об-
щую полезность. То есть потребителю безразлично, какой на-
бор товаров X и Y он выберет. Допустим, потребитель безраз-
лично относится к наборам А, В, С, D, составленным из опреде-
ленного количества персиков и киви (т.к. общая полезность
этих наборов одинакова для потребителя, табл. 2):
Таблица 2
Таблица безразличия
Наборы Количество персиков Количество киви
A 12 2
B 6 4
C 4 6
D 3 8

По данным таблицы безразличия построим кривую безраз-
личия:

Ординализм и его аксиомы. Кривые безразличия, бюджетная линия. - student2.ru Ординализм и его аксиомы. Кривые безразличия, бюджетная линия. - student2.ru

Рис. 6.6.
Кривая безразличия

Каждая точка на этой кривой (ах) представляет такой набор
фруктов, что их общая полезность одинакова для потребителя.
Но если мы увеличим количество персиков и киви (а наш по-
требитель большее количество благ предпочитает меньшему),
то перейдем на другую кривую безразличия, которая будет рас-
положена дальше от начала координат (а2). И любой набор пер-
сиков и киви, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем
любой набор на кривой av т.к. общая полезность от потребле-
ния этих наборов увеличится.
В своей совокупности все кривые безразличия представля-
ют собой карту кривых безразличия. Карта кривых безразли-
чия обеспечивает ранжирование наборов потребительских
товаров. Ранжирование расставляет наборы по порядку: от наи-
более до наименее предпочтительных, но не указывает, на-
сколько один набор предпочтительнее другого (нельзя, напри-
мер, утверждать, что потребитель на кривой а2 в два раза до-
вольнее, чем на кривой ах.
Но, к счастью, чтобы определить, как
принимается выбор, вполне достаточно знать ранжирова-
ние наборов благ. На графике все кривые, расположенные выше
ах, находятся в зоне улучшения благосостояния потребителя,
а кривые, расположенные ниже av — в зоне ухудшения его по-
ложения.

Мера взаимозаменяемости благ измеряется предельной нормой замещения (норма, по которой одно благо может быть замещено на другое или произведено без выигрыша или потери для потребителя).

Syx = ∆Qx / ∆Qy

Свойства кривой:

имеет отрицательный наклон,

выпуклость к началу координат,

не пересекаются.

2.Для определения покупательной способности потребителя строят бюджетную линию, которая показывает различные комбинации продуктов, приобретаемых при данном доходе. Максимизация полезности при определённом бюджете достигается в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии.

Бюджетная линия потребителя показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода (рис. 10.1).

Ординализм и его аксиомы. Кривые безразличия, бюджетная линия. - student2.ru

Еще два свойства бюджетной линии заслуживают внимания.

Изменение дохода: расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода, т.е. увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо, уменьшение денежного дохода перемещает ее влево.

Изменение цены: изменение цен продуктов также приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо. И наоборот, увеличение цен перемещает график влево.

Наши рекомендации