Инфляционный и рецессионный разрывы: графический анализ.
Задача анализа макроэкономического равновесия не только определить равновесный объем производства, но и дать ему оценку, т.е. сравнить, как соотносится равновесный объем производства с потенциальным объемом производства при полной занятости и широкими инвестиционными возможностями.
С помощью модели AD—AS мы давали такую оценку, показывая, что равновесный ВНП бывает значительно ниже потенциального. Равновесный и потенциальный объем производства можно сравнить с помощью модели «доходы— расходы».
Помимо ситуации, когда равновесный и потенциальный объемы равны между собой, возможны еще 2 случая: — равновесный объем производства меньше потенциального — эта ситуация именуется рецессионным разрывом; — равновесный объем производства больше потенциального — подобную ситуацию называют инфляционным разрывом.
На графике (рис. 2.13) показано, насколько совокупные рас ходы меньше тех, которые обеспечили бы объем производства на уровне полной занятости. Дальнейший спад расходов может привести к спаду производства, причем с мультипликационным эффектом. Выходом из подобной ситуации может быть стимулирование спроса, и прежде всего такой его составляющей, как инвестиции.
рис. 2.14 приводится графическая иллюстрация противоположной экономической ситуации — инфляционного разрыва, когда совокупные расходы превышают доход.
Спрос на товары превышает размеры того, что экономика может произвести, в результате начинают расти цены. Высокие цены ведут к возрастанию доходов бизнеса, но требование работников увеличить заработную плату из-за повышения стоимости жизни может способствовать раскручиванию инфляционной спирали «заработная плата—цены», что чревато негативными последствиями для экономики.
Во избежание возможных негативных последствий необходимо воздействовать на причины, порождающие избыточный спрос.
Если же данная ситуация связана с избытком денег в экономике, то выходом из нее может быть проведение более жесткой денежно-кредитной политики. Если же она порождена процессами в бюджетной сфере — необходимо оздоровление бюджета.
Оба случая несовпадения совокупных расходов с уровнем национального дохода, соответствующего полной занятости, можно проиллюстрировать, используя модель AD—AS. Причем, если в модели «кейнсианский крест» цены фиксированы, т.е. модель не позволяет показать изменение цен, то модель AD—AS (см. рис. 2.15, а, б) может быть полезна для анализа процессов, связанных с динамикой цен.
На рис. 2.15, а отражена ситуация дефляционного разрыва, т.е. вели чина совокупных расходов (точка А) не достигает уровня дохода, соответствующего полной занятости. Для преодоления подобной ситуации государство должно использовать фискальную и денежно кредитную политику, стимулирующие совокупные расходы.
На рис. 2.15, б увеличение спроса вызывает рост цен, т.е.
изменяется номинальный объем расходов при неизменном реальном. Инфляционный разрыв также можно ликвидировать средствами фискальной и денежно-кредитной политики, только направлены они должны быть в данном случае на решение задачи, противоположной той, которая решалась в случае дефляционного разрыва. При наличии инфляционного разрыва необходимо уменьшать совокупные расходы.
Итак, согласно кейнсианской концепции равновесие на рынке благ зависит от величины совокупных расходов. Изменения в составляющих совокупный спрос расходах — в потреблении, инвестициях или государственных расходах оказывают мультиплицированное воздействие на национальный доход. Причем роль «первой скрипки» выполняют инвестиции, потребление более пассивно приспосабливается к изменению уровня национального дохода.
Рецессионный и инфляционный разрывы – явления кратковременные, которые преодолеваются благодаря автоматическим механизмам, уравновешивающим совокупные расходы с уровнем Yp (перестройка ценового уровня, с тем, чтобы сдвинуть кривую совокупных расходов). Однако Кейнс считал, что этот механизм действует слишком медленно, особенно когда нудно преодолеть рецессионный разрыв. Основываясь на этом, Кейнс считал, что государству необходимо вмешиваться в экономику.