Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.

§ Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ - обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств), а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

24.Федеральный бюджет, его основные характеристики, состав доходов и расходов, порядок формирования и использования нефтегазовых доходов. Консолидированный бюджет Российской Федерации.

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год. Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

§ федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

§ государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

§ доходов от использования имущества;

§ доходов от продажи имущества;

§ части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

§ прибыль Банка России;

§ доходы от внешнеэкономической деятельности;

§ доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

§ обслуживание государственного долга (20% всех расходов),

§ национальная оборона (19,0%),

§ финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета
1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
2. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
вывозных таможенных пошлин на газ природный;
вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджетРФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС [1]

25.Бюджеты субъектов Российской Федерации, формирование их доходов и расходов. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

26.Местные бюджеты. Особенности формирования и использования бюджетов муниципальных образований различного вида.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований. Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

27.Государственные внебюджетные фонды как звено финансовой системы Российской Федерации. Состав, организационные и правовые основы формирования и использования государственных внебюджетных фондов.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

§ Пенсионный фонд Российской Федерации;

§ Фонд социального страхования Российской Федерации;

§ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

28.Бюджетный процесс в России, его задачи, этапы. Участники бюджетного процесса в Российской Федерации, разграничение их полномочий.

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

§ глава государства;

§ органы законодательной власти;

§ органы исполнительной власти;

§ органы денежно-кредитного регулирования;

§ органы государственного и местного финансового контроля;

§ государственные внебюджетные фонды;

§ главные распорядители бюджетных средств.

29.Финансовая безопасность государства: сущность, структурообразующие факторы, критерии, показатели и пороговые значения.

Финансовая безопасность - это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

Финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Можно выделить следующие основные сегменты финансовой безопасности страны и регионов:

- Безопасность бюджетно-налоговой системы

- Безопасность кредитно-банковской системы

- Безопасность валютно-денежной системы

- Внебюджетные фонды

30.Финансовая глобализация: сущность, субъекты, объекты, особенности на современном этапе.

финансовая глобализация – это процесс, являющийся составной частью общего процесса глобализации, направленный на формирование единого финансового рынка и протекающий на основе роста международного движения финансового капитала.

Наши рекомендации