Понятие и сущность ГО. Особенности гражданского становления общества в РФ.
Гражд общ-во-совок-ть нравст-х, религ-х, нац-х, соц-эконом-х, семейных отн-ний и институтов, с помощью кот удовл-ся интересы индивидов и групп. Структ ГО: обществ объед-я и орг-ции; негос соц-эконом отнош-я и институты (соб-ть, труд отнош-я, предприн-во и др.); совок-ть независ от гос-ва производителей (частные фирмы и т.п.); полит партии и движ-я; сфера воспит-я и негос образ-я; система негос СМИ; семья; церковь и др. Признаки: наиб полное обеспеч-е прав и свобод чел-ка и гр-на; самоуправл-ть; конкуренция образ-их его структур и различ гр людей; свободно формир-ся обществ мнение и плюрализм; всеобщ информир-сть и, прежде всего, реальн осущ-е права чел-ка на инф-цию; жизнедеят-ть базир-ся на принципе корд-и (в отл от гос аппарата, кот. построен по принципу субординации); многоукладность эк-ки; легитимн демокр хар-р власти; правовое гос-во; сильная соц полит гос-ва, обеспеч достаточн ур-нь жизни людей и др. С ГО в России дело обстояло сложнее, чем не только на Западе, но и во многих странах Востока. По хар-ру доминир-й роли гос-ва Россия была ближе к восточн типу обществ, но в России эта роль в силу ряда историч, природно-географич и геополитич причин была выражена еще рельефнее. Гос-во выступало по больш части осн инициатором формир-я обществ инст-в, и это наклад-ло отпечаток на все отнош-я - хоз, соц, культурн, особ-но полит. Самодеят-ть снизу огранич-сь. Любой институт был тесно привязан к гос-ву и зависим от него. В собств смысле история Го в Р нач после 1905 г. Тогда возникли не только полит партии, но и многочисл обществ ассоц-и - союзы промышл-в и предпринимат, проф объедин-я, кооперативн движ-е и пр. Но этот период был недолгим. Дело было не только в неблагоприятн истор обстоят-х (революц-е потряс-я, мировая война), но и в отсутствии консенсуса между различн обществ силами. После 1917 г. ростки ГО в России были уничтож коммунистич властью.(В тотал гос-ве ГО невозм).Новая ист стан-я ГО с 1993. Особ-ть нынешней сит-и в России сост в том, что эл-ты и блоки ГО предст созд во многом заново. Инст ГО, созд-е в РФ: Обществ-й палата РФ (ФЗ от 4.04.2005 г). ОП избир на 3 г и осущ взаимод-е граждан с ОГВ и ОМС в целях учета потребн-й и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формир-и и реализ гос-й полит, а также в целях осущ-я общ-го контроля за деят-ю орг-в властиОбщественная палата формируется следующим образом: Первый этап после проведения консультаций Президент России определяет кандидатуры 42 членов палаты. Они, в свою очередь, должны согласиться или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего президент своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты. Вторым этапом формирования нового состава Общественной палаты является процедура конкурсного отбора в члены Общественной палаты 42 представителей от общероссийских общественных организаций. Принимают решение о приеме 42 члена Общественной палаты, назначенные Указом Президента РФ «Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации» в течение 60 дней со дня своего утверждения.Третий Представители региональных и межрегиональных общественных объединений выдвигают свои кандидатуры в члены палаты, которые принимаются уже утвержденными ранее двумя третями состава палаты. .10.06.08г. принят ФЗ N 76-ФЗ «Об обществ контроле за обеспеч-ем прав человека в местах принудит-го содерж-я и о содействии лицам, наход в местах принудит содерж-я». Во исполн ФЗ, ОП стала координ-м р-ты по формир-ю обществ-х наблюдат-х комиссий, образ-х в субъектах РФ
104.Осн правового статуса личности в РФ. Конституция РФ 93г.,
Прав статус –это совокупн прав, обяз-тей, гарантий и ответств-ти соотв субъекта правоотнош-й. В ст.64 Конституции РФ закрепл, что полож-я гл.2, содерж права и свободы чел-ка и гражд сост осн прав-го статуса личности в РФ и не м.б измен иначе как в порядке, уст Конституц РФ.Прав статус уст гос-вом в нормах Конституц, ФкЗ, ФЗ и подзак-х актов. В РФ этому ? посвящены ст.2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельн нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции. Важные моменты прав статуса личности закрепл в ФКЗ: "О Конституц-м Суде РФ"; "О референдуме в РФ"; "Об УПЧ в РФ"; в ФЗ: "О гражданстве РФ"; "Об осн гарантиях избират прав и права на участие в реф-ме граждан РФ"; а также многих др ФЗ и подзак-х актах, в НА, приним в субъектах РФ. В обл регулир-я прав-го статуса личн действ ФЗ "О правовом полож-и иностр-х граждан в РФ", Кроме того, регулируя правовой статус чел-ка и гражд, РФ использ общепризн-е принципы междунар-го права и междунар договоры, котор стали составн частью ее правовой сист (например, "Декларация о правах чел-а и гражд" 1948 г) Обяз-ти чел-ка и гражд-на: 1) соблюдать Конституц РФ и з-ны (ч. 2 ст. 15); 2) уважать права и свободы др лиц (ч. 3 ст. 17); 3) обяз-ть родителей забот-ся о детях, их воспит-и и обяз-ть совершеннол трудосп-ых детей заботиться о своих нетруд-х родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конст РФ, СК РФ); 4) обяз каждого получ осн общее образ-е и обяз-ть родит или лиц, их замен-х (усыновителей, опекунов, попечит), обеспеч получ-е детьми образ-я данного ур-ня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образ-и»); 5) заботит о сохр-и историч и культурн наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 К РФ и т.д) народов РФ и др.); 6) платить законно уст налоги и сборы (ст. 57 К РФ, НК РФ) 7) сохр природу и окр среду, бережно относ к прир-м богатствам (ст. 58 К-и РФ, ВК РФ, ЛК РФ, ФЗ «Об Охр окр ср», ФЗ «Об особо охр прир-х террит», ФЗ «О животном мире», Закон РФ «О недрах» и др.) 8) обяз-ть граждан РФ защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 К РФ, ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обяз-ти и военной сл-бе», ФЗ от 25.07.2002 «Об АГ сл-бе» отдельн обяз-ти м.б возложены не на любого человека, прож в РФ (например, обяз-сть платить налоги и сборы, сохр природу и окруж среду и др.), а только на граждан РФ (в частности, обяз-ть по защите Отечества). К. гарантии прав и свобод - это те способы, закрепл в К. и з-нах, ~ обеспеч реализ-ю физич. лицом принадлеж ему прав и свобод, предусматр механизм этой реализ-и и меры ответств-ти за их наруш-е. 1) речь идет, прежде всего, о юр, правовых гарантиях. 2) К. гарантии прав и свобод м. разделить на 2 группы. а) К. гарантии общ хар-ра (полож-я К .РФ: 1) в РФ призн и гарантир права и свободы, согласно общепризн принципам и нормам м/н права и в соотв с К.2).осущ прав и свобод не д. нарушать права и свободы др. лиц; 3) гос. защита прав и свобод в РФ гарантир-ся; 4). каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещ з-ом: 5). каждому гарантир. судебн защита его прав и свобод, 6) все равны перед з-ном и судом и др. б) конкретн К. гарантии 1) гарантии гражд-х прав, свобод; 2) политич-х прав и свобод; 3) экономич-х прав и свобод; 4) соц прав и свобод; 5) культ-х прав и свобод; 6) прав граждан в сфере правосудия.
108.Лич пр и св чел-ка и гр-нина в РФ.Конституция РФ 93г.,
– пр и св, обеспеч-щие конституц-ую защиту различных сф част жизни чел-ка. Дан пр и св неотчужд и принадлеж кажд от рождения. 1) Пр на жизнь (ст 20 КРФ) есть неотъемлемое пр кажд чел-ка. Это пр охран-ся зак. Никто не мб произвол лишен жизни. Важн гарнтией это пр явл-ся запрет на его огранич-е (ч3 ст56 КРФ). П/ж охват-ет: закреп-е убийства как уг наказ-го деяния; запрещ-е трансплантации орг и или тканей у жив донора б/согл-я и заключ-я врачей – принуждение к изъятию орг и тканей чел-ка для транспл-ции явл прест-ем (ст120 УК); запрещ-е эвтаназии; смертная казнь – мб устан только за особо тяж прест-я, посяг-ие на жизнь. 2) пр на дост-во лич-ти (ст21 КРФ): запрещ-е прок, след-лю, доз-лю поводить различ-е действия, способ причинить вред дост-ву лич-ти; запрещ-е подвергать пыткам, насилию, др жестокому или униж-му чел дост-во обращ-ю или накз-ю; закреп-е в УК прест-й против чести и дост-ва – клевета, оскорбление; закреп-е пр гр-на треб-ть по суду опроверж-я свед-й, порочащих его честь, дост-во или дел реп. 3) пр на св и лич неприкоснов-ть (ч1 ст 22 КРФ). Пр на св – возм-ть сов-ть люб действия, не запрещ зак. Лич неприкос-ть сост в защищен-ти чел-ка от посяг-в др лиц на его жизнь, здор, честь, дост-во, реп-цию. 4) Пр на неприкоснов-ть част жизни, лич и сем тайну, защиту св чести и добр имени (ст23 КРФ). Гарантир-ся пр кажд на тайну переписки, тел перегов, почтовых, телеграф и ин сообщ, огранич-е кот жопуск-ся только по реш-ю суда, гарантией явл-ся запрет разглаш-я проф-ой тайны (адвок0ая, нотар-ая, мед, тайна исповеди). 5) пр на защиту персонал дан (ч1 ст 24 КРФ): сбор, хран-е, исп-ие и распростр-е инф о част жизни лица без его согл-я не доп-ся. КРФ закреп-т корресп-щую обяз-ть ОГВ и ОМС, их ДЛ, обесп-ть кажд возм-ть ознак-я с док-ми и мат-лами, неспр-но затраг-ми его пр и св, если ин не предусм зак. 6) Пр на неприкосн-ть жилища (ст25 КРФ) – закпрет на проник-е в него постор-х для прожи-их лиц. Жилище – не только МЖ, но и место пребыв-я. Мб огранич ФЗ или на основе суд реш-я. Пр: при провед-и обыска или выемки по уг д (ст 12 УПК). 7) Пр на опред-е и указ-е нац принадлеж-ти, исп-ие род яз (ст 26 КРФ). Гарантией явл запрет на принуждеие к опред-ю и указ-ю своей нац принадлеж-ти. Пр на польз-е род яз, св выбор яз общ-я, воспит-я конкрет-ся в отрасл зак-ве – ФЗ об образ-ии. 8) Св передвиж-я и выбора места прибыв-я и жит-ва (ч1,2 ст 27 КРФ) – КРФ закреп пр кажд своб выезжать за пределы РФ, а также пр гр-н РФ беспрепят-но возвращ-ся в РФ. 9) Св совести и вероисп-я (ст28 КРФ, ст 3 ФЗ О св совести и о рег-х объед-ях). Гарантиями это пр явл-ся запрещ-е дискрим-ции в завис-ти от отнош к религии, устан-е отв-ти за воспрепят-ие осущ-я пр на св совести и св вероисповед-я. Инстр гр-не и лица б/гражд-ва польз-ся этими пр нарвне с гр-нами РФ. 10) Св мысли и слова (ч1 ст 29 КРФ) – никто не мб принужден к выраж-ю св мнений и убеждений или отказу от них. 11) Пр св искать, получать, передавать, производить и распростр инф (ч4 ст29 КРФ) – конкретиз пр на св мысли и слова. Дан пр мб огранич в соотв с КРФ + ФЗ опред перечень свед-й, состав-их гос тайну. Гарант-ся закреп-ем своб массой информ и запретом цензуры.
115.Конст-но-пр статус суб РФ. – пр полож-е суб РФ, кот опред-ся КРФ и конст (уставом) суб РФ, принимаемой зак (представ) орг соотв-го суб. Респ-гос-во, нах-ся в сост РФ и облад-ее всей полнотой гос (зак, исп, суд) вл на всей террит, кроме тех полном, кот отнесены к ведению ФОГВ РФ в соот с КРФ, Федерат дог от 31.03.92, дог м/у РФ и отдел суб. Края, обл, гор фед знач-я - -гос-террит образ-я, нах-ся в составе РФ и обладающ всей полнотой гос (зак, исп, суд) вл на св террит, кроме тех полном, кот переданы в ведение ФОГВ РФ в соотв с КРФ, Федерат дог, дог м/у РФ и отдел суб РФ. Автон обл-ть и авт округа – нац гос образ-я, нах-ся в сост РФ и облад-ие всей полнотой гос (зак, исп, суд) вл на всей террит , кроме тех полном, кот отнесены к ведению ФОГВ РФ в соотв с КРФ, Фед дог, дог м/у РФ и отдел суб РФ. Авт окр, как прав, вх в состав края или обл, за искл Чукотского, кот непоср-но вх в сост РФ. Все суб РФ равноправ м/у соб во взаимоотнош с ФОГВ. Все суб облад: террит, учредит док (К – респ, Уст – остал); прав сист, как части пр сист РФ; св сист ОГВ; св символика; гл гор суб (респ – столица, край,обл, авт обл, округ – админ центр, гор ФЗ – нет); соб-ть суб; пр зак-ой иниц-вы; пру ч-ть в м/н и внешнеэк-их отнош. Респ м устан-ть свои гос яз, кот б употреб-ся наряду с гос яз РФ в ОГВ, ОМС и гос учреж-х. Не облад пр цессии.
110.Эк, соц и кул пр и св чел-ка и гр-нина в РФ. – пр и св, обесп-щие мат-ые, дух и др соц-но значимые потреб-ти чел-ка и поддержив-ие жизнь и деят-ть чел-ка на надлеж ур-не. Эк: 1) св исп-ия св способ-ей и имущ-ва для предприним-ой и иной не запрещ зак деят-ти (ч1 ст 34 КРФ). КРФ запрещ экон деят-ть, направ на монополиз-ю и недобросов-ю конкур-цию. 2) пр част соб-ти (ч1 ст 35 КРФ) – кажд впр им им-во в соб-ти, влад (фактич облад-е вещью), польз-ся (извлеч-е из им-ва его полез св-в) и распоряж-ся (зак возм-ть передачи пр на него др лицам) им единолично и совместно с др лицами. Никто не мб лиш св им-ва иначе как по реш суда. Принудит-е отучуж-е им-ва для гос нужд мб произв-но только при усл предварит-го и равноц возмещ-я. Важн гаран-й пр соб-ти явл пр наслед-я (переход им-ва умершего к др лицам – ФЮЛ или гос). 3) Труд пр (ст 37 КРФ) – пр св распоряж-ся св способ-ми к труду, выбир род деят-ти и профессию, пр на труд в усл, отвеч-их треб-ям безоп и гигиены, на вознагр-е за труд без какой бы то ни было дискрим-ии и не ниже устан-го ФЗ миним-го разм оплаты труда, пр на индив и коллект труд споры, вкл пр на забастовку. Соц: 1) пр на защ от безраб (ст 37 КРФ, ФЗ о занят-ти насел-я в РФ) – РФ провод политику содействия реализ-ции пр гр-н на полную, продуктив-ю и св избран-ю занят-ть. Гр-не им пр на выбор места раб путем беспл поср-ва орг службы занят-ти, или с пом др орг-ций по содейств-ю в трудоустр-ве насел-я. Безраб гр-не им пр на беспл получ-е услуг по псих поддержке, проф подготовке, переподгот и повыш квал-ции по напрв-ю орг сл занят-ти. Гр-не им пр на самостоят поиск раб и трудоустр-во за пределами террит РФ. 2) пр на отдых (ст 37 КРФ; ТК) – раб-му по ТД гарантир-ся устан ФЗ продолжит-ть раб вр , вых и празд дн, оплач ежег отпуск. 3) пр на охр семьи, матер-ва и детства (ст 38 КРФ, ст 1 СК) – в отрасл зак-ве предусм-ся множ-во гарантий дан пр, что выраж-ся в закреп-и разнообраз мер по поощер-ю матер-ва, охр интер мат и реб и др. 4) ПСО (ст 39 КРФ; ТК, ФЗ о труд пенс, ФЗ об обяз-ом пенс страх-ии в РФ, ФЗ о соц защите инвал-ов в РФ, ФЗ о ветер) – указ-ое пр конкретиз полож-е о том, что РФ явл соц гос-вом. РФ устан гарантир МРОТ, обеспеч-ся гос поддержка инвалидов и пожил гр-н, развив-ся сист соц служб, устан-ся гос пенсии. Пособия и иные гарантии соц защиты. Кажд гарнтир-ся соц обесп по возр, в сл болезни, ивал-ти, отери кормильца, для воспит-я детей. 4) пр на жилище (ст 40 КРФ) – гарантией явл-ся то, что никто не мб произвол лиш жилища. Вкл поощр ОГВ и ОМС жил строит-ва, созд-е усл для осущ-я пр на жилище, в тч бесплат или за доступ плату предостав-е жилища малоимущ, др указ в зак гр-нам, нужд в нем, из гос, мун и др жил фондов. 5) Пр на охр здор и мед пом (ст 41 КРФ) – беспл оказ-е мед пом в гос и мун учреж-х здравохр-я, финансир-е фед прогр охр и укреп-я здор насел-я, созд-е усл для развит-я гос, мун и част систем здравоохр-я. 6) пр на благоприят окруж ср, достов инф о её сост и на возмещ-е ущерба, причин-го здор или им-ву экол правонар-м (ст 42 КРФ). Благопр ОС – ОС, кач-во кот обеспеч устойчив функцион-е экол сист, прир и природно-антропоген объектов. Обеспеч-ся нормир-ем кач-ва ОС, мерами по предотвращ-ю экологич вред деят-ти, предупрежд-ю и ликвид посд-й аварий, стих бедствий, экологич страх-ем гр-н, гос контролем за сост ОС и соблюд-м природоохр зак-ва. Кул: 1) пр на образ-е (ст 43 КРФ). Гар-ями явл-ся созд-е сист образ-я и соотв соц-эк усл для получ-я образ-я, общедоступ-ть и бесплат-ть начч общего, осн общ, ср общ образ-я и нач прф-го, на конкурсн основе бесп-ть ср проф-го , ВПО и послевуз ПО в гос и мун образ-х учрж-ях, если образ-е дан ур-ня гр-н получ впервые, предостав-е получ-е образ-я независ от пола, расы, нац-ти, яз, отнош к религ, возраста, налич-я суд-ти. 2) св лит-го, худ-го, науч-го, технич, и др видом твор-ва, препод-я (ст 44) – кажд чел им пр на все виды твор-ой деят-ти в соотв со св интер и способ. 3) пр на уч-е в кул жизни и польз-е учреж кул-ры, на доступ к кул цен-ям (нравств и эстетич идеалы, фольклор, худ промыслы, ремесла, произв-я исукусства и тд).
117.Порядок формир-я исп-х и зак-х ОВ суб фед-ции в России. Порядок формир-я исп и зак орг вл суб фед в Рос. В суб РФ устан-ся сист ОИВ во гл с высш ИОГВ суб РФ. Структура ИОГВ суб РФ опред-ся высшим ДЛ суб РФ (рук-лем высш ИОГВ суб РФ) в соотв с конст (уст) суб РФ. Гр-нин РФ наделяется полном высш ДЛ суб РФ (рук-ля высш ИОГВ суб РФ) по представ-ю През зак (представ) ОГВ суб РФ. Если конст (уст) суб РФ предусм 2палатный зак (представ) ОГВ суб РФ, реш о наделении полном высш ДЛ суб РФ (рук-ля высш ИОГВ суб РФ) приним-ся на совместном засед палат. Выш ДЛ формир высш ИОГВ суб РФ в соотв с зак-вом суб РФ и принимает реш об отставке высш ИОГВ суб РФ. Зак (представ) ОГВ суб РФ явл пост дейст-щим высшим и един-ным орг зак вл суб РФ. Наимен-е зак (представ) ОГВ суб РФ, его структура устан-ся конст (уст) суб РФ с учетом истор, нац и иных традиций суб РФ. Число деп зак (представ) ОГВ суб РФ устан-ся конст (уст) суб РФ. Не менее 50 % деп (в 2палатном зак (представ) ОГВ суб РФ - не мен 50 % деп 1й из палат указ орг) д избир-ся по единому избират-му округу пропорц-но числу голосов, поданных за списки кандид в деп, выдвинутые избират-ми объед-ями в соотв с зак-вом о выборах. Деп зак-ного (представ) ОГВ суб РФ вх в деп-кие объед-я (во фракции). Ср полном деп зак (представ) ОГВ суб РФ одного созыва устан-ся конст (уст) суб РФ и не м превыш 5л.
123. Конст-пр статус и полном Счет палаты РФ. СП РФ явл-ся пост действ-им орг гос финан-го контроля, образуемым ФС РФ и подотчетным ему. СП обладает организ-ной и функц-ой независ-тью. СП сост из Председ СП, зам председ СП, аудиторов СП, аппарата СП. Структуру и штатное распис-е аппарата СП утв-ет Коллегия СП по представ-ю Председ СП в пределах ср-в на содерж-е СП. Председ СП назнач-ся на долж-ть ГД по представ-ю През ср на 6л. Зам Председ СП назнач-ся на долж-ть СФ по представ-ю През ср на 6л. Аудиторами СП явл-ся ДЛ, возглав-щие опред-ые направ-я деят-ти СП, кот охватывают комплекс, гр или совок-сть ряда дох-ых или расх статей фед бюджета, объед-ых единством назнач-я. Конкретное содерж-е направ-я деят-ти СП, возглавляемого 1 из аудиторов СП, устан-ся Коллегией СП. По представ-ю През СФ и ГД назначают по 6 аудиторов СП ср на 6л. Для рассм-я вопр планир-ия и орг-ции работы СП, методологии контрольно-ревизионной деят-ти, отчетов и информ-ных сообщ, направ-ых СФ и ГД, образ-ся Коллегия СП. В состав Коллегии СП вх Председ СП, зам Председ СП и аудиторы СП. Аппарат СП сост из инспекторов СП и иных штатных сотрудников. Полном: орг-циЯ и проведение операт-го контроля за исп-нием фед бюдж в отчетном году; провед-е комплексных ревизий и тематич-х проверок по отдел разделам и статьям фед бюдж, бюдж фед внебюдж-х фондов; эксп-зу проектов фед бюдж, зак и иных НПА, м/н дог РФ, фед программ и иных док, затраг-щих вопр фед бюджета и финансов РФ; анализ и исслед-е наруш-й и отклон-й в бюдж процессе, подготовку и внес-е в СФ и ГД предлож-й по их устран-ю, а также по совершен-нию бюдж зак-ва в целом; подготовку и представ-е заключ-й в СФ и ГД по исп-ю фед бюдж и бюдж фед внебюдж-х фондов в отчетном году; подготовку и представ-е заключ-й и ответов на запросы ОГВ РФ.
72. Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти .Формы деят-ти ОИВ предст собой внешн и устойч фиксир-е проявл-я воздействий в процессе деят-и ОИВ по формир-ю целей и реализ-и функций и задач гос управл-я.По формам исполнит деят-ти можно в какой-то мере судить что, и как надо делать. Формы обычно классифцир в 2 гр: правовые (правотворч, правоприменит деят-ть, правоохр деят-ть) и неправовые (дел-ся на организационно-технич и материально-технич обеспеч-я. + иногда отдельно выдел Организац-прав (смешанная). Например, разработка оптим организац-й структ и утвержд-е правовым актом штатной числ-ти территор-го ОИВ. Примен-е различн форм управленч-й деят-ти отраж хар-р гос управл-я. Первчн формой все же принято счит юридич.
126.Конст отв-сть: пон-е и сущ-ть. Суб конст отв-ти. Основания конституционной ответственности. Конст-пр отв-ть предусм-на нормами самого констит пр. На гр-на, если он не явл-ся ДЛ, эта отв-ть не распростр-ся. Конст отв-ть выступ как реальная гарантия против концентрации вл и злоупотреб-я ею. ОТв-ть распростр-ся на ДЛ и орг не только низшего и ср звена. Но и самого высшего. Н-пр: През, пользуясь высш легитимностью, ибо напрямую выбир-ся народом, несет отв-ть перед КС РФ, кот впр отменить его НА, если они противор КРФ, а также перед ФС, кот впр отстранить его от долж-ти согл процедуре, предусм КРФ (импичмент) ст 93. Конст-пр отв-ть иногда представ собой реализ-цию санкции, указ-ой в конст-пр норме. Такой санкцией выступ и отмена незак актов, освобожд-е от долж-ти (отставка), лиш деп его полном. В РФ закреп отв-ть Прав перед През, кот впр без объяснения причин отправить в отставку люб мин-ра. Прав несет опред-ую отв-ть перед ФС, кот впр выразить ему недоверие. Все гос орг несут отв-ть за соотв своих актов КРФ, эту отв-ть реализ КС РФ. По бол-ву констит процедр КРФ санкций не предусм. Др ф отв-ти гос-ва перед св гр-нами связ с реализ гр-нами св констит пр обжаловать в суд реш и д/б ОГВ, ОМС и ДЛ (ст 46 КРФ). Отв-ть гос-ва перед гр-нами также вытек из его констит обяз-ей, н-пр обяз-ти ОГВ и ОМС, их ДЛ обеспечить кажд возм-ть ознак-я с док-ми и мат-лами непоср-но затрагивающими его пр и св, если иное не предусм зак (ст 24 КРФ). Констит отв-ть чаще всего носит полит и морал хар-р, н-пр: потеря полит репутации проф-го политика вполне м оказ-ся достаточным наказ-ем за антиконстит действия. Только в опред сл констит отв-ть требует наличия вины того или иного ДЛ, кот д устан-ся с соблюд-м зак проц-ых правил, поэтому констит отв-ть часто выполнее скорее профилактич ф-цию, в проц-ых же формах эта отв-ть устан-ся только суд орг
127. Суд сист РФ. Порядок формир-я судов в РФ. Суд сист устан-ся КРФ и ФКЗ. В РФ действуют фед суды, констит (уставные) суды и мир судьи суб РФ, сост-щие суд сист РФ. КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, созд-ые в соотв с КРФ, мб упразднены только путем внес-я поправок в КРФ. Др фед суды созд-ся и упразд-ся только ФЗ. Долж-ти мир судей и конст (уст) суды суб РФ созд-ся и упраз-ся зак суб РФ. Никакой суд не мб упразднен, если отнесенные к его вед-ю вопр осущ-ния правосудия не б одновр-но переданы в юрисд-ю др суда. КС РФ явл суд орг конст-ного контроля, самост-но и независимо осущ-щим суд вл поср-вом конст-ного судопр-ва. ВС РФ явл высшим суд орг по гр, уг, адм-ным и иным делам, подсудным СОЮ. Воен суды созд-ся по террит-ному принципу по месту дислокации войск и флотов и осущ-ют суд вл в войсках, орг и формир-ях, где ФЗ предусм-на воен сл. По процесс компет дел по инстанциям. ВАС РФ явл высшим суд орг по разреш-ю эк-ких споров и иных дел, рассм-мых арб-ми судами. СФРФ по представ През назнач на долж-ть судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ. Судьи фед СОЮ и арб судов, фед арб судов округов назнач-ся През по представ-ю соотв-но Председ ВС РФ и Председ ВАС РФ. Судьи воен судов назнач-ся През РФ по представ-ю Председ ВС РФ при налич положит-го заключ-я Высшей квалиф-ой коллегии судей РФ.
128.Конст-пр статус КС РФ. Состав, стр-ра и порядок дея-ти КС РФ. – суд орг констит-го контроля, самост-но и независ осущ-ий суд вл поср-ом констит-го судопр-ва. Сост из 19 судей, кот назнач-ся СФ по представ-ю През в ср не позднее 14 дн с мом получ-я представ-я През в индивид порядке тайным голосов-ем. КС сост из 2х палат, вкл-щих в себя соотв 10 и 9 судей КС. Персональный состав опред-ся путем жеребьевки, порядок провед-я кот устан-ся Реглам КС, и остается неизм-м не бол 3х лет подряд. Кажд судья явл чл только 1ой палаты, причем Председ и зам Председ КС не м вх в состав 1й и той же палаты. КС рассм-ет и разреш дела: 1) в пленар-х засед-ях, в кот уч-ют все судьи КС РФ. 2) в засед-х палат, в кот уч-ют судьи, входящие в состав соотв-ей палаты КС РФ. Искл-но в пленар-ых засед-ях КС: разреш дела о соотв КРФ констит (уст) суб РФ; дает толк-ие КРФ; дает заключ-е о соблюд-и устн-го порядка выдвиж-я обвин-я През-та в гос измене или соверш иного тяж прест-я; принимает послания КС РФ; реш вопр о выступ-ии с зак-ой иниц по вопр св вед-я; избир Председ, зам Председ, судью – секретаря КС РФ; формир персональн составы палат КС РФ; принимает реглам КС РФ и вносит в него измен-я и доп-я; приним-ет реш о приостан-и или прекращ полном судьи КС, а также о досроч особожд-и от долж-ти Председ, зам Председи судьи – секретаря КС. В засед палат все остал дела.
73.Виды правовых актов управления. 1. По юр св-ву актов: номативн и ненормат. В нормативн содерж-ся адмн-прав нормы, регул однотипн управленческ общ отн-я, путем уст-я опред правл должного повед-я в сфере управл-я. Нормативн акты рассчит на длт примен-е не имеют конкретн адресата. НА служат служат нормативн осн для возн-я, измен, прекращ-я конкретн адмн-прав-х отн, но сами их не созд, не измен и не прекращ. С помощью НА реш наиб важн управленч проблемы. НА конкретизр нормы высш юр силы, опред тповые пр-ла повед-я в управленч сфере, опред организ-прав статус субъектов, обеспеч механизм реализ конст-прав статуса гражд, общ объедин, уст огранич, запреты, возлаг обяз-ти, предост специализр права, реализ в сфере упр-я, формир осн напр-я взамод участн управл отн-й,осущ охр порядка отн-й, уст в сфере упр-я. НА изд органами общ компетенц, оив отрасл межотрасл и спец компетенц различн ур-ня. Их действ распростр на соотв отр-ли хоз-ва, а в отпред сл-ях могут выход за ее пределы. Индивид акты, в отл от НА имеют ярко выраж-й правоприменит хар-р. В этих актах получ знач-е конкретн юр-властн волеизъявл ОИВ. с помощью этих актов реш индивд админ-прав ?, возник в сфере упр-я. Их адресатами явл физ/юр лица. Индивид акты явл юр фактами, на осн котор вознк, змен, прекращ админ-прав отн-я. Они также обеспеч релиз правоохранит ф-й ОИВ. Индивид акты должны соотв НА, иначе-недействит-ны. В индивид актах могут сочет черты индивид актов и НА, тогда они назыв смеш-ми. 2. По юр силе: подзак-е, отрасл, ведомств, локальн. 3. По террит действ: фед, суб-в, местн. 4. По наимен-ю: кажд вид Исп орг-в изд НА опред наимен-я, котор уст конкретн законодат ил подзак-ми нормами. По Конст-През изд указы и распоряж-я. Пр-во изд постан-я и распоряж-я. Фед ОИВ-приказы, постан-я, распоряж-я 5. В завс от способов охр: акты охр мерами дсципл отв-ти (прав акты, адресуем нижестоящ исполнит орг, подчин работн-кам, на котор распростр власть рук-ля ), акты, охр мерами админ ответств-ти (акты, содерж общеобязатн пр-ла повед-я в сфере управл-я. Действ этх актов распростр на организ лица независ от служебн л ведомств подчин-ти. В них содерж админ санкции
76.Контроль органов зак власти.Контрольные полн-я ОЗВ закреплены в Конст., Конст. респ-ик, уставах суб. Контроль ОЗВ осущ-ся на уровне РФ, ее субъектов с собл-ем ст. 10 Конс.о самостоят. органов всех ветвей власти. Объем контр-х полн-чий палат ФС по отн-ю к ФОИВ невелик и принадлежит в основном ГД. Контр-ые полн-я ГД: она дает согласие През.на назначение Предс. Пр-ва Ф; решает вопрос о доверии Пр-ву; назначает и освобождает от должности Председ. ЦБ. ГД осущ. контроль за д-ю Пр-ва по разработке федер. бюджета, кот. оно представляет на рассмотрение ГД. Контроль за исп-ем фед. бюджета отн-ся к совм-му вед-ю палат ФС. ФС имеет постоянно действ-й орган фин. контроля — Счетную палату. ФЗ 11.01.1995 г. О Счетной палате РФ на нее возложены ф-ции по орг-ции и пров-ю операт-го контроля за испо-ем фед. бюджета в отчетном году; пров-е комплексных ревизий и темат-х проверок по отд-м разделам и статьям фед. бюджета, бюджетов фед. Внебюдж-х фондов; контроль за законностью и своеврем-ю движения ср-в федер. бюджета в ЦБ. Контр. полн-я ФС – назнач-е и освоб-е от должности дипломат-х предст-лей РФ в ин. г-вах осущ. През. после соглас-я с комиссиями обеих палат ФС. Форма контроля - запрос членов СФ, депутата ГД Пр-ву, рук-лям ФОИВ, ОИВ субъектов и ОМС по вопросам, входящим в их компетенцию. Контр. полномочия ОЗВ субъекта по отношению к исп. власти закреплены в ФЗ "Об общих пр. орг-ции З и ИОГВ суб, а также в Конст.и иных законах субъектов. ОЗВ осущ-ет контроль за соблюдением и исп-ем з-нов суб-, вып-ем бюджета, соблюдением устан-го порядка распоряж. Собтв-ю субъекта. ОЗВ утв-ет бюджет, программы соц.-эк. развития субъекта, отчеты об их исполнении; опред-ет стр-ру высшего ОИВ субъекта. Контрольной д-ю ОЗВ охват-ся ПА рук-ля, НПА ОИВ субъекта, кот. д напр-ся в законод. орган в сроки, устан-е Конст., законом субъекта. ОЗВ вправе: обратиться к указ-м ДЛ и ОИВ с предложением о внесении изменений, доп. в эти акты; об их отмене; обжаловать их в суд. порядке \ в установл. порядке обратиться в КС с запросом о соотв. Конст. указанных НПА. ОЗВ принимает участие в формир. высшего исп. органа гос.власти, в утверждении на должность его отдельных ДЛ. ОЗВ вправе выразить недоверие высшему ДЛ при издании актов, противор-х Конст., ФЗ. Реш-е о недоверии - не-медленная отставка высшего ДЛ и возглавл. им высшего ИОГВсубъекта
42. Ор-ны суд вл и зак-ть в упр-и. Осн ф-ция ор-ов суд вл-осущ-е правосудия. Осущ-я, суды обесп охр пр и зак инт ФЛ, ЮЛ, спос-я укреп-ю зак-ти. Кроме правос-я, осущ-т ф-цию суд контроля зак-ти изд-х актов и сов-х дейс-й ОИВ. Содер-е суд конт-ля как способа обесп-я зак-ти в упр-и сост в его прав оценке дейс-й и реш-й ОИВ, в выявл-и наруш-й зак-ти прав и интер ФЛ, ЮЛ, +причин и усл-й, их порож, в привлеч-и винов-х к отв. Суб-ты суд кон-ля: КС РФ, СОЮ, арб суды. 1.КС РФ (ст. 125 КРФ, ФЗ 1994). Явл суд ор-м конст контроля, разреш в пределах компет ?: -о соотв КРФ ФЗ, НА през, ФС, Пр-ва; -соотв КРФ конст(уст), з-нов суб; -дог м/у ОГВ РФ и ОГВ суб; -дог м/у ОГВ суб; -разреш споры о компет м/у ФОГВ, ФОГВ и ОГВ суб, м/у ОГВ суб. Повод д/рассм-я-обр-е в КС През, ФС, Пр-ва, 1/5 чл СФ или деп ГД, ВС, ВАС, ор-ов з(п) и исп вл суб РФ. Осн-е-выяв неопред-ть в соотв КРФ НПА. Мб индив/коллект жалобы гр-н о нар-и их конст пр и св вследс примен-я к-л з-на в конкрет деле. КС вправе треб-ть от любых орг-ций предост НПА, свед, док-тов, пров проверок, эксп-з, кот явл обяз-ми. По итогам мб призн-е неконст НПА (дб отмен)/устр пробел. Если касс пр гр-н-НА дб пересм-ен, а право нарушено. Прин-я такие реш-я, КС обесп зак-ть и вып свою ф-цию. 2. СОЮ в гр судопр-ве рассм дела и дают прав оценку дейс-м ОИВ на предмет правомер-ти дейс-й/изд-х ими НПА, сл-но, осущ контроль за их деят. М вынести реш о восстан наруш прав. Даёт прав оценку дейс-м ДЛ в процессе рассм-я УД по долж прест-м. Если при рассм УД/ГД СОЮ усм-ет наруш-е зак-ти/дисц-ны в работе к-л ор-на, он вынос част опр-е в адрес рук-ля/вышест ор-на, кот в теч 1мес рассм и сообщ СОЮ о прин мерах. Част опр-е-пра форма реагир-я на наруш зак-ти. Также рассм-т жалобы на пост-я о налож-и адм взыс-я. Гр-не м обр-ся с жалобой на д/б ОИВ, кот наруш/созд препятс в осущ-и пр и св, либо если возл-на незак обяз-ть/незак привл-н к отв-ти. Если устан незак-ть реш-я, призн реш незак – это тоже форма контроля за деят ОИВ. 3. Арб суды (ст.127 КРФ, ФЗ об АС, АПК). Разреш экон споры, возн из гр, адм, иных правоотн. АС вправе обр-ся в соотв ор-ны для истреб-я необх док-тов, НПА, пров эксп-зы, сл-но, обесп зак-ть дейс-й ОИВ. Экон споры, возн из адм правоотн: -призн недейс ненорм актов ОГВ, ОМС, несоотв НПА, наруш пр и св; -обжал отказа в гос регис/уклон в регис в срок; -о взыс штрафов контрол ор-ми, если ФЗ не предусм бесспор пор-к взыс-я; -пор-к возврата оз бюд-та ден ср-в, спис контрол ор-ми в бесспор пор-ке с наруш-ми зак-ва. Реш о призн НПА недейс подл немедл исп-ю. Принудит исп-е осущ-ся на осн исп листа. Ас м вынести част опр-е ОИВ/ДЛ в сл нар з-на.
4. Принципы бюджетной системы Российской Федерации, их содержание.
Глава 5 БК РФ. Бюджетная система РФ основана на принципах:
единства бюджетной системы РФст. 29 (единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы и т.п.);
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФст. 30(означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий ОГВ (ОМС) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. ОГВ (ОМС) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.);
самостоятельности бюджетовст. 31(означает: п-во. и об.ОГВ и ОМС самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
п-во. и об.ОГВ и ОМС самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
п-во.ОГВ и ОМС устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты;
п-во.ОГВ и ОМС самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов);
п-во.ОГВ и ОМС предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года ОГВ и ОМС изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах;
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.);
равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образованийст. 31.1(означает определение бюджетных полномочий ОГВ субъектов РФ и ОМС, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.Договоры и соглашения между ОГВРФ и ОГВ субъектов, ОГВ и ОМС, не соответствующие БК, являются недействительными.);
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетовст. 32(означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах);
сбалансированности бюджетаст. 33 (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.);
результативности и эффективности использования бюджетных средствст. 34 (означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств);
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетовст. 35 (означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета)
прозрачности (открытости)ст. 36 (означает: обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) ОГВ (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и т.п.)
достоверности бюджетаст. 37 (означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);
адресности и целевого характера бюджетных средствст. 38 (означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования);
подведомственности расходов бюджетовст. 38.1 (означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бю
Наши рекомендации