В чем же суть налога на добавленную стоимость?
НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг. и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждой технологической стадии движения товара к потребителю.
НДС - показательный пример того, как может осуществляться перераспределение налогового бремени: субъект налога и носитель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому, чтобы переложит налог либо "вперед" - на покупателей своих товаров и услуг, повышая цену этих товаров и услуг в соответствии с размером налога, либо - "назад" - на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая им меньше, т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.
Фактически НДС - это налог на потребителей, поскольку в условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.
Еще одной особенностью НДС является то, что это внутренний налог - при вывозе товаров за границу его величина должна компенсировать покупателю.
С 01.01.92 до 31.1292 НДС в России взимался по ставке 28% к облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), реализуемым по свободным ценам и тарифам, а также по продукции топливно-энергетического комплекса и услугам производственно-технического назначения, а по товарам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам - по ставке 21,88% (производная от 28%). Специалисты считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их снижение вследствие ценового шока и сокращения производства.
С 1 января 1993 года ставки были снижены. До 10% была снижена ставка налога на продовольственные товары первой необходимости и отдельные товары детского ассортимента (и то и другое по особому списку). Некоторые товары и услуги НДС не облагаются, например, платежные медицинские и образовательные услуги, услуги городского пассажирского транспорта, товары, экспортируемые за пределы РФ и т.д. По остальным товарам, а также по выполняемым работам и услугам действует ставка НДС в размере 20%.
Новым элементом налоговой системы РФ, наряду с налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые избранные товары, поэтому у потребителя появляется возможность переориентации на замещающие товары и таким образом "ухода" от уплаты этих налогов. В России к подакцизным товарам относятся винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и т.д.
С помощью акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффективности его производства, ни потребительских свойств, а является следствием особых условий его производства и реализации. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то предприятия-изготовители соответствующей продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль. Это относится к легковым автомобилям, табачным изделиям, ликероводочным изделиям и другим подакцизным товарам.
Ставки акцизов устанавливаются в процентах по отношению к свободным отпускным ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму акциза. При этом ставки рассчитаны таким образом, чтобы после изъятия акциза оставшаяся в цене прибыль обеспечивала нормально работающему предприятию рентабельность 25% и более. С учетом этого ставки акцизов дифференцированы от 10 до 90%.
Основным федеральным налогом с физических лиц является подоходный налог, плательщиками которого выступают все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом обложения служит их совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников на территории России. Шкала ставок построена по сложной прогрессии: доход делится на ступени, каждая из которых облагается своей ставкой, повышенные ставки применяются не ко всему доходу, а к части, превышающей предыдущую ступень.
Мы живем в сегодняшнем дне и стремимся к уменьшению налогового бремени. Как этого добиться? Законным способом является внимательное изучение имеющихся льгот по налогообложению.
Российским законодательством установлено множество самых разнообразных льгот для различных категорий населения. Предусмотрены следующие виды льгот:
- необлагаемый минимум объекта налогообложения (например, необлагаемый минимум при подоходном налоге с физических лиц);
- изъятие из обложения отдельных элементов объекта налогообложения (например, акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ, кроме экспорта в страны СНГ; или существует целый ряд доходов, которые не включаются в совокупный годовой доход);
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (так, существует определенная законом категория населения, которая освобождена от уплаты налогов на имущество физических лиц и земельного налога);
- понижение налоговых ставок (например, ставки налога на прибыль юридических лиц понижаются на 50%, если из общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50%, либо инвалиды и (или) пенсионеры - не менее 70%;
- вычет из налогового оклада, т.е. из налоговых платежей за расчетный период (так, законом установлены граждане, для которых определено, что их совокупный годовой доход, полученный в налогооблагаемом периоде, при расчете подоходного налога уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трех - или пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда);
- целевые налоговые льготы (обычно в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет) - могут предоставляться любому юридическому лицу органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе;
- налоговый кредит (отсрочки взимания налогов) - предоставляется на условиях срочности, платности и возвратности по договору между юридическим лицом и региональным налоговым органом. Этот кредит носит инвестиционный характер, т.е. призван стимулировать инвестиционные и инновационные затраты;
- прочие налоговые льготы.
В итоге следует отметить, что в среднем ставки по налогам, собираемым в Российской Федерации, близки к общемировым, но количество налогов велико. В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов. Такое количество налогов не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Кроме того, растут расходы по их сбору, появляются условия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что не все население России является законопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Добавьте к этому исключительную сложность подсчета некоторых налогов (особенно НДС), постоянные изменения и дополнения в законодательной базе налогообложения, и станет ясно, что налоговая система России страдает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании.
В связи с этим по Указу Президента РФ на протяжении нескольких лет шла и продолжается работа по изменению бюджетного законодательства. Министерство финансов РФ готовит Налоговый кодекс - общий свод правил по налогообложению. С 1 января 1999 года вступила в действие первая часть Налогового кодекса, где изложено законодательство о налогах и сборах, система налогов и сборов в РФ, определены налогоплательщики и плательщики сборов, представительство в налоговых правоотношениях, налоговые органы РФ, их права и обязанности, органы налоговой полиции и их полномочия и т.д. Вот - вот должна быть принята вторая часть Кодекса, где будут утверждены налоговые ставки, льготы и пр.
Контрольные вопросы
1. Что такое налоги и какие функции они выполняют?
2. Что относится к элементам налоговой системы?
3. В чем сущность деления налогов на прямые и косвенные?
4. Почему косвенные налоги называют косвенными?
5. Раскройте основные черты вновь созданной налоговой системы РФ.
6. Прогрессивный или регрессивный характер носит в целом налогообложение в России?
7. Известный американский экономист М. Фелдстайн писал: "Налоговая политика, поощряя сбережения корпораций, обязательно приведет к росту совокупных инвестиций". Прокомментируйте ход рассуждений экономиста.
8. Американцы считают, что при такой ставке налогов, как в Швеции, работать невозможно. Почему же "работает шведская экономика"?
9. Можно ли утверждать, что налог на добавленную стоимость составляет основную долю налоговых доходов государственного бюджета?
10. Является ли налог на добавленную стоимость акцизом?
11. Какие товары и услуги не облагаются НДС в Российской Федерации?
4.11. Государственный кредит.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений - когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Проводя финансовую политику государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики: государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов, Привлекая средства физических лиц, государство сокращает их платежеспособный спрос.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и, тем самым способствуя росту цены кредита. Чем выше спрос со стороны государства, тем выше уровень ссудного процента и тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Это ведет к сокращению инвестиций и стимулирует накопление в виде приобретения ценных бумаг.
Государственные займы классифицируются:
Ø по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;
Ø в зависимости от места размещения на внутренние и внешние;
Ø в зависимости от обращения на фондовом рынке государственные ценные бумаги делятся на рыночные, которые свободно продаются и покупаются и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;
Ø в зависимости от срока погашения государственные займы делятся на краткосрочные ( срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
Ø по характеру выплачиваемого долга долговые обязательства делятся на выигрышные ( на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются краткосрочные ценные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.
Понятие государственного внутреннего долга определяется в Законе РФ "О государственном внутреннем долге РФ".
Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечиваются всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
- кредитов, полученных Правительством РФ;
- государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет республиканского бюджета.
Назовем основные государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации:
- государственные краткосрочные облигации (сроком на 3, 6, 12 месяцев);
- государственные долгосрочные облигации (сроком до 30 лет);
- облигации внутреннего государственного валютного займа;
- казначейские векселя и обязательства;
- Золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
Контрольные вопросы
1. Какие функции выполняет государственный кредит?
2. В чем заключается регулирующая роль государственного кредита при проведении финансовой политики государства?
3. В каких формах существует государственный кредит?
4. Чем отличается государственный кредит от банковского?
5. Как соотносятся между собой государственный кредит и государственный долг?
6. Какие государственные ценные бумаги выпускаются в РФ?
7. В чем специфика современного рынка государственных ценных бумаг в России?
4.12. Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение.
Благодаря внебюджетным фондам у государства появляются дополнительные средства для вмешательства в экономические процессы, в некоторых случаях внебюджетные фонды могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями: выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение и формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы.
В финансовой системе РФ государственные внебюджетные фонды возникли в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
- средства бюджета;
прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
- займы, полученные фондом в Центральном банке или коммерческих банках.
Внебюджетные фонды подразделяются на социальные и экономические. В России с 1992 года начали действовать такие социальные фонды как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др. , а также экономические фонды - дорожные, финансового регулирования и пр.
Пенсионный фонд РФ образован как самостоятельное финансово-кредитное учреждения, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Его средства формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации. Часть средств поступает за счет вложений в коммерческие структуры временно свободных средств, а также добровольные взносы юридических лиц. В 1994 году страховые тарифы для работодателей установлены в следующих размерах: 28% (по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям) для предприятий, организаций, учреждений, 20,6% - для колхозов, совхозов и предприятий по производству сельскохозяйственной продукции; а также 5% от дохода крестьянских хозяйств и 1% от дохода работающих.
Средства Пенсионного фонда используются на выплату государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и пр.
Фонд социального страхования РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств.
Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения.
Фонд социального страхования образуется за счет страховых взносов предприятий, учреждений, организаций, доходов от инвестирования свободных средств Фонда, добровольных взносов граждан и юридических лиц, ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации. Норматив отчислений юридических лиц в Фонд социального страхования установлен с 01.07.94 в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Фонд занятости населения РФ создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации, а также добровольные взносы. Норматив отчислений в Фонд для юридических лиц установлен в 1994г. в размере 2% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку и медицинские программы.
Фонд формируется за свет страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных ассигнований. Тариф взносов в Фонд обязательного медицинского страхования для юридических лиц установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Согласно ФЗ "О Федеральном бюджете на 1999 год" в федеральном бюджете консолидированы средства следующих целевых бюджетных фондов:
- Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
- Федерального экологического фонда Российской Федерации;
- Государственного фонда борьбы с преступностью;
- Фонда развития таможенной системы Российской Федерации;
- Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- Федерального фонда Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;
а также фондов созданных с 1 января 1999 года:
- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
- Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Контрольные вопросы
1. Каково основное назначение внебюджетных фондов?
2. Какие преимущества и недостатки внебюджетных фондов по сравнению с госбюджетом и специальными целевыми фондами Вы можете назвать?
3. Что представляют собой социальные внебюджетные фонды?
4. Каким образом происходит формирование социальных внебюджетных фондов и как они используются?
5. Каков порядок образования и использования экономических внебюджетных фондов?
6. Как Вы считаете, заинтересованы ли органы государственной власти в формировании внебюджетных фондов?
7. Чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость множественности специальных фондов?
4.13. Финансы предприятий.
Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений. Финансы предприятий составляют основу финансовой системы. При участии финансов предприятий создается валовой национальный продукт и происходит его распределение внутри предприятий.
Под организацией финансов предприятий понимается состав денежных фондов предприятий, порядок их образования и использования, соотношение между размерами фондов предприятий, взаимоотношения предприятий с финансово-кредитной системой.
По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно подразделить на финансы промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта, строительства и т д. Исходя из организационно-правовых форм - финансы государственных предприятий, муниципальных, индивидуальных(частных), акционерных обществ.
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия должны располагать производственными фондами, которые представляют собой совокупность основных и оборотных фондов.
Основные фонды (станки, оборудования, здания) постепенно в течение нескольких производственных циклов переносят свою стоимость на создаваемую продукцию(амортизационные отчисления). Основные фонды включают и нематериальные активы - стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ к нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (более года) в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся права, возникающие:
q из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на компьютерные программы, базы данных и др.;
q из патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные и фирменные знаки, торговые марки;
q из прав на "ноу - хау", "гудвилл";
q из права пользования земельными участками и природными ресурсами.
Оборотные фонды участвуют в производственном цикле однократно, полностью перенося свою стоимость на изготавливаемую продукцию, к ним относятся запасы сырья, полуфабрикатов, топлива, тару, незавершенное производство, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Основное назначение оборотных фондов заключается в обеспечении ритмичности и непрерывности производства.
Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они включают готовую продукцию, запасы товаров, денежные средства на счетах предприятия, в кассе и расчетах. По характеру участия в производственно - торговом процессе оборотные фонды и фонды обращения тесно взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы производства в сферу обращения, поэтому они учитываются как единые оборотные средства.
Пассивы предприятия - это совокупность долгов и обязательств предприятия, состоящее из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность.
Финансовые ресурсы образуются за счет различных источников. По форме права собственности различаются собственные денежные средства и заемные (привлеченные)
Основными источниками собственных денежных средств является уставный капитал (уставный фонд), прибыль, амортизационные отчисления.
Уставный капитал представляет собой сумму вкладов учредителей предприятия, имеющего устав, для обеспечения жизнедеятельности предприятия.
В унитарных предприятиях уставный капитал имеет форму уставного фонда. Организации и общества, которые созданы и функционируют без наличия устава, вместо уставного капитала имеют складочный капитал.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции факторов производства. Основными среди них являются: материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, прочие затраты.
Разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на ее производство представляет собой прибыль от реализации продукции. Предприятие может иметь и другие виды прибыли: прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия, доходы от внереализационных операций. Совокупность указанных видов прибыли представляет собой балансовую прибыль. Прибыль, остающаяся у предприятий после уплаты налогов, называется чистой прибылью.
За счет чистой прибыли формируются фонды, необходимые для развития производственного, непроизводственного и резервного фонда.
Фонд накопления является источником финансовых средств предприятия для приобретения основных фондов и оборотных средств.
Фонд потребления используется для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению работников предприятия.
Резервный фонд предназначен для покрытия кредиторской задолженности на случай прекращения деятельности предприятия. Отчисления в резервный фонд устанавливается учредительскими документами, но в соответствии с законодательством - не менее 15% уставного капитала.
Главными финансовыми показателями эффективности деятельности предприятия являются прибыль и рентабельность предприятия. Различают рентабельность продукции и рентабельность производства.
Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли к себестоимости.
Рентабельность производства характеризует эффективность инвестиционной и текущей деятельности предприятия и определяется как отношение чистой прибыли к средней величине активов (всех или только текущих).
Для оценки финансовой устойчивости предприятия используется коэффициент финансовой устойчивости и коэффициент автономии.
Коэффициент финансовой устойчивости рассчитывается как соотношение собственных и заемных средств:
Ку = М/ (К + З) ,
где Ку - коэффициент финансовой устойчивости;
М - собственные средства (руб.)
К - заемные средства (руб.);
З - кредиторская задолженность и другие пассивы (руб,).
Превышение собственных средств над заемными означает, что предприятие обладает достаточным запасом финансовой устойчивости и относительно независимо от внешних финансовых источников.
Коэффициент автономии характеризует независимость финансового состояния предприятия от заемных источников и рассчитывается следующим образом:
Ка = М / И ,
где Ка - коэффициент автономии;
М - собственные средства (руб.);
И - общая сумма источников средств (руб.).
Минимальное значение коэффициента автономии принимается на уровне 0,6 Ка; больше 0,6 Ка означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты собственными средствами, а увеличение коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости и снижении риска финансовых затруднений.
Ликвидность предприятия - способность предприятия быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств - средств, которые могут быть использованы для погашения долга.
Ликвидность предприятия определяется с помощью коэффициента абсолютной ликвидности - отношение денежных средств, готовых для платежей и расчетов, к краткосрочным обязательствам:
Кл = (Д + Б) (К + З) ,
где Кл- коэффициент абсолютной ликвидности;
Д - денежные средства (в кассе, на расчетном счете и пр.) (руб.);
Б - ценные бумаги, краткосрочные вложения (руб.);
К- краткосрочные кредиты и заемные средства (руб.).
В зависимости от величины коэффициента абсолютной ликвидности различают предприятия:
- кредитоспособные при Кл больше 1,5;
- ограниченно кредитоспособные при Кл от 1 до 1,5;
- некредитоспособные при Кл менее 1.
Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости.
Фондоотдача основных фондов определяется отношением объема выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных фондов. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов.
Фондоемкость - величина, обратная фондоотдаче.
Контрольные вопросы
1. Можно ли сказать, что финансы представляют основу финансовой системы?
2. Что понимается под организацией финансов предприятий?
3. Каким образом финансы предприятий подразделяются по отраслевой принадлежности? Исходя из организационно-правовых форм?
4. Что представляет собой Уставный фонд и каковы источники его образования?
5. Что представляют собой производственные фонды и в чем заключается сущность деления их на основные и оборотные фонды?
6. Какие отраслевые особенности влияют на организацию финансов предприятий, в чем проявляется это влияние?
7. Какую роль играют финансово-промышленные группы в развитии экономики?
8.С помощью схемы изобразите состав источников и направления использования финансовых ресурсов предприятий, функционирующих на коммерческих началах. Укажите, какие изменения произошли в источниках и направлениях использования ресурсов с переходом к рынку.
9. "Хозяйствующий субъект богат не тем, что у него есть заводы, сырье, работники, а тем, что у него есть рынки". Как Вы понимаете данное высказывание?
10. Почему важно сравнивать финансовую отчетность компании с:
а) ее отчетностью за предыдущие годы;
б) отчетностью других компаний той же отрасли;
в) отчетностью компаний других отраслей?
11. Какую роль играет прибыль в условиях развития предпринимательства?
12. Какие факторы влияют на величину прибыли?
13. Какие существуют льготы по налогообложению прибыли предприятий?
14. Каково значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия?
15. Можно ли сказать, что предприятие, у которого на счетах много денег является финансово устойчивым?
16. Всегда ли предприятие, которое берет кредит, имеет плохое финансовое состояние?
17. Может ли одновременно предприятие иметь хорошее финансовое состояние и финансовые трудности?
18. Каким образом ускоренная амортизация влияет на уровень самофинансирования предприятия?
19. Как влияет фондоемкость продукции на уровень самофинансирования?
4.14. Страхование в рыночной экономике.
Страхование представляет собой систему экономических отношений, включающих совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
В страховых отношениях участвуют две стороны:
- страховщик организует формирование и использование страхового фонда и принимает на себя обязательство возместить ущерб;
- страхователь - физическое или юридическое лицо, которое заключает договор страхования со страховщиком.
Осуществление страхования по защите имущественных интересов, предупреждению и возмещению материального ущерба происходит за счет средств страхового фонда, который создается в форме резерва материальных или денежных средств.
Общественная практика выработала 3 основные формы организации страхового фонда: государственный централизованных страховой (резервный) фонд; самострахование (фонд риска производителя); страховой фонд страховщика.
Государственный централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Его назначение состоит в обеспечении возмещения ущерба и устранении последствий стихийных бедствий и крупных аварий с разрушениями и человеческими жертвами. Этот фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме.
Под самострахованием понимается создание в децентрализованном порядке обособленного фонда. С его помощью достигается оперативное преодоление временных затруднений в процессе производства. Так, в агропромышленном комплексе образуется фуражный, семенной фонды. Цель их существования - смягчить или устранить отрицательное воздействие природно-климатического фактора на результаты деятельности сельских хозяйств.
В настоящее время границы самострахования расширяются. Его новая модель - фонд риска производителя. Он организуется для обеспечения деятельности при неблагоприятной конъюнктуре , при задержке заказчиками платежей за поставленную продукцию, недостатке средств для погашения полученной ссуды.
Обычно предприятия создают такой фонд в размере 15 % уставного фонда. В акционерных обществах страховой фонд создается в размере, установленном учредительными документами, но не менее 15% уставного фонда. Формирование фонда осуществляется путем ежегодных отчислений до достижения им размера, указанного в учредительских документах.
Страховой фонд страховщика создается за счет большого круга его участников - предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан. Формирование фонда осуществляется в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы платятся обособленно. Этот фонд имеет только денежную форму и носит строго целевой характер - возмещение ущерба и выплата страховых сумм в соответствии с условиями страхования. Объем фонда, необходимый для выплат определяется на основе статистики, эмпирических прогнозов и теории вероятностей.
В экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благополучия людей, а с другой - коммерческой деятельностью, приносящей прибыль Источниками прибыли страховщика выступают доходы от собственно страховой деятельности, а также от инвестиций временно свободных денежных средств в объекты материального производства, нематериальной сферы, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.
Отношения между страховщиком и страхователем носят вероятностный характер, т.к. в основе сделки лежит страховой риск.
По форме проведения страхование может быть обязательным и добровольным.
Обязательное страхование осуществляется в силу закона. Страховая ответственность в этом случае наступает автоматически