Удельный вес государственных расходов в ВНП.
Германия | Франция | Италия | Великобритания | |
48,1 | 51,2 | 53,5 | 40,9 | |
48,9 | 52,8 | 53,6 | 43,3 | |
49,7 | 55,4 | 56,2 | 43,5 | |
49,4 | 55,5 | 54,8 | 42,6 | |
49,3 | 54,3 | 53,6 | 42,1 | |
50,0 | 54,6 | 52,0 | 42,4 |
Несмотря на постоянное увеличение доходной части бюджетов в ведущих зарубежных странах наблюдается постоянный бюджетных дефицит - превышение расходов над доходами. Для покрытия бюджетного дефицита в основном используются государственные займы, что в свою очередь ведет к росту государственного долга и к росту расходов по управлению государственным долгом.
Государственные федеральные доходы и расходы США
(млн. долл)
Годы | Доходы | Расходы | Сальдо |
- 3119 | |||
- 2842 | |||
- 73835 | |||
- 221194 | |||
- 163899 | |||
- 107268 | |||
- 125591 | |||
- 120633 |
Контрольные вопросы
1. В чем заключается социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета?
2. Изменилась ли, на Ваш взгляд, роль бюджета в экономической жизни общества XX века?
3. Какие существуют методы формирования бюджета?
4. Можно ли утверждать, что государственный бюджет и сейчас остается центральным звеном финансовой системы?
5. Почему сводный финансовый план государства принято составлять в форме баланса?
6. Какие функции выполняет государственный бюджет?
7. Доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет, постоянно возрастает. Эта тенденция является общей для всех стран в XX веке. Если в начале века через государственный бюджет перераспределялось 7-15% национального дохода, то во второй половине XX века эта доля по отдельным странам доходит до 30-60%. Как Вы думаете, каковы причины развития данной тенденции? Возможно ли снижение доли национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, в ближайшем будущем в развитых капиталистических странах?
8. Как Вы можете объяснить то, что в рыночной экономике основным источником доходов бюджета являются налоги? Покажите эффективность данной системы построения доходной базы бюджета.
4.6. Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством: в унитарных государствах это два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных - три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней - федерального, субъектов Федерации и административно - территориальных образований. Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности трех бюджетов.
В бюджетную систему Российской Федерации (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:
q Федеральный бюджет;
q 21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджета, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области;
q около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).
Бюджетная система обеспечивается единой правовой базой, на всех трех уровнях используется единая бюджетная классификация и формы бюджетной документации. Проекты бюджетов публикуются в печати, что обеспечивает принцип гласности бюджетной системы. Принцип реальности реализуется в бюджетных показателях путем учета инфляции при составлении и утверждении бюджетов. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов, правом определять размеры и направления их использования, а также запретом на изъятие остатков бюджетных средств вышестоящими звеньями бюджетной системы.
Консолидированный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, бюджеты национально - государственных и административно - территориальных образований. Он используется для обобщения статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы в целом, например, при установлении нормативов отчислений в нижестоящие звенья бюджетной системы.
Финансовые отношения центральной и региональных властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма. Его основные принципы это самостоятельность бюджетов различных уровней, законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между бюджетами различных уровней, регулирование межбюджетных отношений путем предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы поступают полностью в соответствующие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог на имущество предприятий; местные налоги налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.п.).
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений.
Дотации - твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета..
Субвенции представляют собой средства строго целевого назначения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты.
Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возвратной основе под проценты или без них.
Регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов называется бюджетным процессом.
Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти, Рассмотрением и утверждением бюджета занимаются законодательные органы власти.
В соответствии с законами правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджетной системы на предстоящий финансовый год (в России это календарный год). Далее организуется работа по составлению проекта бюджета: прогнозируется социально - экономическое развитие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Это четко просматривается в перечне расходов бюджета. Бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные (инвестиции и прирост запасов). Бюджетная классификация обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов, т.е. кому, сколько и на какие цели. Получатели средств указываются в приложениях к федеральному бюджету.
Президент Российской Федерации корректирует представленный ему бюджет и после этого бюджетное послание выносится на Федеральное Собрание и публикуется в печати. Бюджетное послание включает в себя основные показатели социально - экономического развития РФ, сводный финансовый баланс по территории РФ, основные направления бюджетной политики РФ, сведения о государственных доходах на территории РФ, проект консолидированного бюджета РФ, оценку исполнения бюджетов предыдущего и текущего финансового года.
Проект Федерального бюджета на 1999 год проходил в палатах Федерального Собрания РФ несколько чтений, был принят Государственной Думой 5 февраля 1999 года и одобрен Советом Федерации 17 февраля, 25 февраля был опубликован в печати и с этого момента вступил в силу.
Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами. Совет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организуют порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета. Органы исполнительной власти в процессе исполнения бюджета могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.
В процессе исполнения бюджета необходимо обеспечить полное и своевременное поступление налогов и других платежей и финансирование запланированных мероприятий.
По аналогичной схеме осуществляется бюджетный процесс для бюджетов других уровней.
Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации - независимым, постоянно действующим органом государственного финансового контроля. На других уровнях бюджетной системы контроль за исполнением бюджетов осуществляется контрольно-счетной палатой и контрольной комиссией соответствующего уровня.
Контрольные вопросы
1. В чем специфика бюджетного устройства в Российской Федерации?
2. Что представляет собой консолидированный бюджет?
3. Какие элементы входят в консолидированный бюджет Российской Федерации?
4. Какие принципы лежат в основе бюджетной системы Российской Федерации?
5. Что такое бюджетный федерализм и каковы его основные принципы?
6. Из каких элементов состоит бюджетный процесс?
7. Что представляет собой бюджетная классификация и каковы ее функции?
8. Кто и почему осуществляет функции по составлению и исполнению бюджета?
9. Каковы этапы принятия Закона о Федеральном бюджете и когда он вступает в силу?
10. На какие органы возлагается функция контроля за исполнением бюджета?
4.7. Государственный бюджет Российской Федерации, его расходы и доходы
Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккумулируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально - экономическую политику в стране.
При переходе к рынку средства государственного бюджета должны направляться прежде всего на финансирование структурной перестройки экономики, решение целевых программ, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:
- преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
- прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
- стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
- снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
- осуществление реструктуризации государственного долга РФ;
- минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
- снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;
- полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- полное исполнение государством своих обязательств.
Бюджет Российской Федерации как основной финансовый план государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.
Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.
Остановимся подробнее на ФЗ "О Федеральном бюджете на 1999 год". Закон утвердил федеральный бюджет на 1999 год по расходам в сумме 575046,6 млн. рублей и по доходам в сумме 473676,1 млн. руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 4000 млрд. рублей и уровня инфляции 30,0% (декабрь 1999 к декабрю 1998 года).
Доходы федерального бюджета на 1999 год формируются за счет:
- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ;
- подоходного налога с физических лиц;
- налога на игорный бизнес;
- НДС на товары, производимые на территории РФ;
- НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;
- акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый;
- лицензионных и регистрационных сборов;
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- налога на операции с ценными бумагами;
- платежей за пользование недрами;
- платежей за пользование лесным фондом;
- платы за пользование водными объектами;
- земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях, аккумулируемых в федеральном бюджете для финансирования централизованных мероприятий;
- платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;
- таможенных пошлин и таможенных сборов и иных таможенных платежей, доходов от внешнеэкономической деятельности;
- государственной пошлины;
- дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности;
- прибыли Центрального Банка РФ;
- консульского сбора, взимаемого на территории РФ;
- прочих налогов, сборов; пошлин и других платежей.
В доходы федерального бюджета на 1999 год включаются средства целевых бюджетных фондов:
- Федерального дорожного фонда РФ;
- Федерального экологического фонда РФ;
- Государственного фонда борьбы с преступностью;
- Фонда развития таможенной системы РФ;
- Фонда Министерства РФ по атомной энергии;
- Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов;
- Федерального фонда Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
- Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.
Налоговые доходы составят 84% Федерального бюджета, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%.
Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.
Расходы бюджета Российской Федерации включают следующие основные группы затрат:
· Государственное управление
· Международная деятельность
· Национальная оборона
· Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
· Федеральная судебная система
· Фундаментальные исследования
· Промышленность, энергетика, строительство
· Сельское хозяйство и рыболовство
· Образование
· Культура и искусство
· Средства массовой информации
· Здравоохранение и физическая культура
· Социальная политика
· Обслуживание государственного долга
· Финансовая помощь субъектам РФ и закрытым административно - территориальным образованьям
· Другие расходы.
Контрольные вопросы
1. Вспомните основные функции государственного бюджета. Какие из них, на Ваш взгляд, действительно присущи государственному бюджету Российской Федерации?
2. Какие задачи на современном этапе экономического развития выполняет государственный бюджет Российской Федерации?
3. Когда был принят Федеральный Закон "О Федеральном бюджете" на текущий год?
4. Какие утверждены доходы и расходы Федерального бюджета на текущий год?
5. Какие факторы учитываются при утверждении сумм доходов и расходов бюджета?
6. Каким образом на величину доходов и расходов может повлиять инфляция в обществе:
7. В чем особенности статей доходов Федерального бюджета на текущий год?
8. Какие новые бюджетные фонды включены в Федеральный бюджет в 1999 году?
9. Какова структура доходной части Федерального бюджета Российской Федерации в текущем году?
10. Находите ли Вы какие - либо особенности структуры расходной части Федерального бюджета Российской Федерации?
4.8. Дефицит государственного бюджета.
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов.
Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами. Величина превышения расходов над его доходами называется бюджетным дефицитом.
Следует заметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению доходов над расходами. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов.
Причин тому множество, практически все они имеют место в России в настоящее время: спад общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот теневого капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения, но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.