Отдельные технические приёмы

РУКОВОДСТВО СОРЕВНОВАНИЯМИ

ПО ПЕШЕМУ И ЛЫЖНОМУ

ТУРИЗМУ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ СУДЕЙ И УЧАСТНИКОВСОРЕВНОВАНИЙ ПО ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГОИ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА(прохождение технических этапов)
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СНАРЯЖЕНИЕ

1.1 Веревки

1.2 Карабины

1.3 Блоки и полиспасты

1.4 Страховочная система

Приложение 1.4

1.5 Самостраховка

1.6 Зажимы

1.7 Рукавицы

1.8 Каски

1.9 Узлы

1.10 Опорные петли

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

2.1 Переправа первого участника вброд

2.2 Переправа первого участника по тонкому льду

2.3 Переправа первого участника через реку по бревну

2.4 Переправа первого участника через сухой овраг (каньон) по дну и по бревну

2.5 Траверс склона участником по командной страховке (траверс первым участником)

2.6 Преодоление подъема первым участником

2.7 Организация перил

2.8 Снятие перил

2.9 Укладка бревна

2.10 Движение по перилам вброд, по бревну через реку, овраг и по тонкому льду

2.11 Движение участников по навесной переправе

2.12 Траверс склона по перилам

2.13 Спуск (подъем) по склону с самостраховкой по перилам

2.14 Подъем по склону с верхней командной страховкой

2.15 Спуск по перилам (дюльфер)

2.16 Спортивный спуск

2.17 Переправа маятником через ручей, овраг

2.18 Транспортировка груза на этапах

2.19 Движение по веревке с перилами (параллельные перила)

ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО

3.1 Требования к носилкам

3.2 Транспортировка пострадавшего на носилках по пересеченной местности и вброд

3.3 Транспортировка пострадавшего по навесной переправе

3.4 Транспортировка пострадавшего на сопровождающем на этапах; подъем и спуск по склону

3.5 Транспортировка пострадавшего на несущем по бревну с перилами

3.6 Транспортировка пострадавшего на носилках на этапах: подъем (спуск) по склону с сопровождающим

3.7 Организация системы спуска пострадавшего с сопровождающим.

3.8 Организация системы подъема пострадавшего с сопровождающим.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в качестве основного руководящего материала, при проведении соревнований, применяются Правила соревнований. Правила регламентируют общие вопросы организации судейства, но не расшифровывают отдельные технические тонкости и приемы, разнообразие которых может вызвать разногласие между участниками и судьями из разных регионов, имеющими разную (порой одностороннюю или не вполне достаточную) подготовку. Кроме того, в практическом применении приемов также возможны варианты, зависящие от конкретных местных условий. Поэтому, как правило, судейская коллегия, готовя соревнования, ставит определенные условия перед участниками, пытаясь устранить разночтения при подходе к выполнению определенных технических приемов.

Для выполнения этих условий выпускается громоздкая техническая документация. Информация поступает в команды порой сразу после судейской, поэтому участники вынуждены быстро перестраиваться. Все это создает нежелательные ситуации, которые могут быть исключены, если все команды, хотя бы в подготовительный период получат руководство, регламентирующее и корректирующее подход к приемам, вызывающим спорные вопросы. Наиболее желательным моментом может являться принятие такого руководства в общероссийском масштабе, тогда оно служило бы полезным дополнением к Правилам соревнований, а команды (участники) строили бы систему подготовки по вполне конкретным требованиям. В этом и заключается назначение данного Руководства. Более того, некоторые его моменты и положения уже опробированы на региональных и всероссийских соревнованиях, заслужив при этом положительную оценку и пожелание в дальнейшей разработке.

Все требования, определяющие прочность каких-либо элементов, установлены путем соответствующих расчетов, применения справочников, результатов испытаний, коэффициентов запаса прочности, учета износа и поправок на возможную потерю прочности материалов, применяющихся при изготовлении туристского снаряжения. Ссылки на конкретные источники в описании не даны.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью данной разработки является унификация ряда технических приемов, применяемых на соревнованиях по технике пешеходного и лыжного туризма, а также определение единого подхода к оценке применяемого снаряжения, как в плане его технических характеристик, так и в пределах допустимого применения.

Конечной задачей является повышение безопасности проводимых соревнований по технике туризма, устранение ряда спорных вопросов в методике подготовки как участников, так и судей соревнований, а также сокращение руководящей документации соревнований и упрощение работы с ними.

Отдельные положения настоящего «Руководства» не должны дублироваться при составлении «Условий соревнований», ограничиваясь общими ссылками на соответствующий раздел или полностью на «Руководство».

В случаях, если «Условия соревнований» допускают отклонения от данного «Руководства», каждый такой факт должен быть отражен в «Условиях соревнований» со ссылкой на пункт «Руководства», претерпевший изменения в «Условиях».

Случаи нарушения участниками положений, отраженных в настоящем «Руководстве» должны не только наказываться штрафами: при обнаружении нарушения судья обязан немедленно приостановить действия команды (участника) и потребовать ликвидации ошибки.

Знание «Руководства» обязательно для судей на этапах.

Веревки

1.1.1 Рабочие веревки, применяемые для организации страховки, перил и сопровождения должны быть диаметром не менее 10 мм.

1.1.2 Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей.

1.1.3 Использование вместо веревок строп и тесьмы для применения по пункту 1.1.1 не разрешается даже при условии равнопрочности указанного сортамента веревки диаметром 10 мм.

1.1.4 Двойной веревкой является:

а) сдвоенная (т.е. сложенная вдвое), но имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви;

б) две отдельные веревки.

1.1.5 В случаях, если в ходе выступления в соревнованиях веревке нанесено повреждение (перебита, сорвана оплетка и т.п.), ее эксплуатация должна быть немедленно прекращена. Команда может заблокировать поврежденный участок с помощью узла, или, вырезав поврежденный участок, использовать получившиеся части или их соединения.

Карабины

1.2.1 Для выполнения технических задач:

· организация перил и транспортных веревок на спуске (подъеме) участников;

· организация пункта страховки;

· замыкание личной страховочной системы;

· подключение страховочной веревки к участнику;

· организация натяжения веревок с помощью блоков и полиспастов;

· подключение носилок с «пострадавшим» к перилам навесной переправы и транспортным веревкам на подъеме (спуске);

· соединение рабочих веревок;

· могут применяться только стандартные карабины с муфтами, не имеющие каких-либо доработок, могущих снизить их прочность.

1.2.2 Для выполнения технических задач:

· организация самостраховки;

· организация промежуточных точек страховки;

· подключение сопровождающих веревок к участнику и опоре;

· подключение беседок (личной страховочной системы) к перилам могут применяться карабины, имеющие конструктивные доработки, не сни­жающие их прочность, и самодельные карабины из стальных и титановых сплавов, допущенные комиссией по снаряжению. Все указанные карабины должны иметь предохранительные муфты.

1.2.3 Карабины без муфт могут применяться только для транспортировки груза и для закрепления свободных концов веревок, не работающих на страховке или сопровождении.

Блоки и полиспасты

1.3.1 Блоки должны иметь ось из стальных или титановых сплавов диаметром не менее 8 мм и толщину щечек не менее 2 мм. Работающее сечение щечек в месте включения карабина и запрессовки оси должно быть не менее 60 кв.мм (суммарно). Материал щечек – стальные и титановые сплавы.

1.3.2 Ось блока должна быть расклепана или зашплинтована.

1.3.3 Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук.

1.3.4 Нагружаемые элементы полиспаста не должны иметь детали, присоединенные методом сварки (шов сварки не должен нести нагрузку), а также не должны иметь деталей в виде открытых скоб, гаков и т.п.

1.3.5 Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диаметром не менее 10 мм.

1.3.6 Блоки и тележки, используемые для движения людей по навесной переправе должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы.

1.3.7 При использовании блоков и тележек для движения людей по перилам, должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции (выпадение шкивов, разрушение щечек, осей и т.д.) движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин, веревка).

Страховочные системы

1.4.1 Кроме стандартных страховочных систем комиссией по снаряжению могут быть допущены самодельные системы.

1.4.2 Требования по конструкции страховочной системы в соответствии с разработками УИАА приведены в Приложении 1.4.

1.4.3 Страховочный пояс и беседка должны быть сблокированы в единую систему.

1.4.4 Веревка, используемая для соединения концов страховочного пояса, беседки и для блокировки, должна быть диаметром не ме­нее 10 мм.

1.4.5 Длина веревочной петли, соединяющей концы страховочного пояса, не должна превышать 300 мм.

1.4.6 В случаях, когда страховочная система замыкается карабином, должна быть исключена возможность действия нагрузки на карабин в нап­равлении его поперечной оси.

Приложение 1.4. Страховочные системы (разработка УИАА).

1. Ширина ремней (лент) грудной обвязки и беседки не менее 43 мм., ширина бретель обвязки не менее 28 мм.

2. Конструкция должна позволять самостоятельно надеть и снять систему.

3. Обеспечение свободного висения без болевых ощущений в течение 10 мин в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. При этом должна быть обеспечена, возможность свободно шевелить конечностями. Место подвески системы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой он должен самостоятельно вернуться в положение вверх головой. При раздельной системе место привязывания беседки к обвязке должно быть несколько выше грудины. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь под мышками.

4. Позвоночник не должен прогибаться во время свободного висения в системе.

5. Пряжки системы не должны оставлять следа на теле человека. Они не должны располагаться под мышками, в районе почек и между ног.

6. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека.

7. Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах. При испытании обвязка должна выдерживать нагрузку в течение 1 мин. Затем испытание повторяется – обвязка должна выдержать такую же нагрузку, но уже в течение 5 мин. Если перенести эту нагрузку на петли обвязки, то они должны выдерживать 800 кг каждая.

8. Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям УИАА плечевые лямки, в первую очередь, служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами.

9. При спусках на петли, соединяющие концы системы, приходится тройная нагрузка – три веса человека. Поэтому их прочность с учетом возможных экстремальных условий должна быть не менее 1000 кг.

10. Обвязка должна сохранять свои прочностные показатели при эксплуатации в условиях низких температур(-20 и ниже). Прочность х/б лент при понижении температуры ниже -20 снижается, прочность капроновых остается без изменения.

11. Швы должны иметь контрастный цвет, чтобы можно было определить степень потертости.

12. Металлические части должны иметь радиус кривизны кромок не менее 3 мм (толщина пряжки не менее 6 мм).

13. Применение страховочных систем, основой которых является широкий поясной ремень (лента) не удовлетворяет основным требованиям УИАА, также не отвечает этим требованиям и система «Троль», представляющая собой глубокую беседку и поэтому не допускается в качестве элемента страховки.

Рекомендации ЦРИБ «Турист» по изготовлению самодельного страховочного снаряжения:

если можно, обходитесь без пряжек;

все концевые петли должны быть заделаны по принципу ковша;

категорически запрещается прожигать ленты для удобства прошивания нитей шва и применение заклепок;

обязательная проверка готового предмета и всей системы;

при выборе лент для изготовления страховочного снаряжения необходимо учитывать, что разрывная нагрузка синтетических материалов, применяемых туристами составляет 17+24 кг на 1 кв.мм (при условии, что материал не подвергался покраске в кустарных условиях). В случае окрашивания материала, даже при температуре 30-40 градусов, разрывная нагрузка может снизиться на 30-50%);

Прочность самодельного ниточного соединения ленты можно рассчитать по формуле: F = 0,8 * N * Pн,

Где: F сила разрыва ниточного соединения;

0,8коэффициент, учитывающий неравномерность распределе-ния нагрузки между стежками;

Nколичество стежков;

Рнсила разрыва одной нити (определяется практическим путем).

Не допускается сшивание силовых элементов системы из лент разной толщины и эластичности. Швы, как правило, выполняются на машине, но возможно и вручную. При этом недопустимо применение шва одной ниткой, разрешается только встречный (сапожный) шов.

Самостраховка

1.5.1 Самостраховка должна быть выполнена из основной веревки диаметром не менее 10 мм, длиной не более 2 м.

1.5.2 Применение в качестве материала для самостраховки строп, оплеток веревок не разрешается.

Зажимы

1.6.1 На соревнованиях разрешается применение зажимов, допущенных комиссией по снаряжению.

1.6.2 Зажимы могут быть использованы в качестве вспомогательного средства для организации движения по перилам.

1.6.3 Запрещается использование зажимов в качестве элемента подключения полиспаста к натягиваемой веревке при организации перил.

Рукавицы

1.7.1 Рукавицы являются обязательным предметом снаряжения каждого участника. Рукавицы должны быть изготовлены из плотного материала и полностью закрывать кисть руки. Применение кожаных и текстильных перчаток не заменяет необходимость наличия рукавиц.

1.7.2 Участник обязан находиться в рукавицах при выполнении следующих технических приемов:

o спуск по перилам;

o выполнение страховки;

o торможение носилок, движущихся по навесной переправе;

o движение по навесной переправе, заявленной в условиях соревнований как наклонная переправа;

o работа с сопровождающей веревкой при прохождении участников навесной переправы;

o работа с транспортной веревкой при спуске участников или груза по склону;

o работа с веревкой при укладке бревна через преграду.

1.7.3 При отсутствии рукавиц у участника замена их рукавами, полами штормовки (куртки) запрещается.

Каски

1.8.1 Участник обязан находиться в каске при прохождении следующих технических этапов:

o навесная переправа;

o переправа вброд;

o переправа по бревну;

o переправа по веревке с перилами;

o подъем, траверс, спуск, в том числе и спортивный;

o переправа маятником;

o преодоление и работа на лавиноопасном склоне.

1.8.2 Участник обязан находиться в каске с момента пересечения границы этапа и до выхода из нее.

1.8.3 Каска должна быть оборудована амортизирующим вкладышем, надежным приспособлением для крепления на голове и шнуром-каскоуловителем.

1.8.4 В случае сползания или спадания каски с головы, участник должен немедленно прекратить движение и надеть каску.

Узлы

1.9.1 Применяемые для выполнения технических приемов узлы должны быть выбраны из перечня узлов, рекомендованных к применению отечественной методической литературой по альпинизму и горному туризму, в т.ч.:

а) узлы для связывания концов веревки: - прямой;

- академический;

- встречный;

- ткацкий;

- брамшкотовый;

- грейпвайн;

б) узлы для присоединения веревки к объекту (опоре):

- проводник;

- проводник-восьмерка;

- стремя;

- двойной проводник;

- беседочный;

- булинь;

- австрийский проводник;

- карабинная удавка;

- штыковой;

в) схватывающие: - прусик;

- австрийский;

- Бахмана;

- несимметричный схватывающий;

г) контрольные узлы: - простой;

- восьмерка.

1.9.2 Узлы не должны иметь перекрученных прядей, рисунки должны соответствовать изображениям в методической литературе или образцам узлов, представленных судейской коллегии.

1.9.3 Все узлы, кроме: встречного;

грейпвайна;

проводника-восьмерки;

беседочного;

австрийского проводника

должны иметь контрольные узлы.

1.9.4 Все завязанные узлы, в т.ч. и контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.

1.9.5 Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением и нагружаться согласно рекомендациям по его применению.

1.9.6 Команде при прохождении этапа запрещается разрезать узел и обрезать навешенные основные веревки.

Примечание: В особом случае, с разрешения судьи этапа, допускается срезать на этапе веревки, если команда исчерпала контрольное время прохождения и не может иным способом снять снаряжение.

Опорные петли

1.10.1 В случаях, когда служба дистанции не предоставляет команде опорные точки для организации перил, переправ, страховки (петли, карабины), команда обязана сама организовать в указанных местах опорные петли, пользуясь своим снаряжением, что должно быть отражено в условиях соревнования.

1.10.2 В качестве материала для изготовления опорных петель могут применяться отрезки основной веревки диаметром не менее 10 мм.

1.10.3В случаях, когда опорные петли выполняют функцию групповой самостраховки, должна использоваться двойная основная веревка.
Раздел 2. О Т Д Е Л ЬН Ы Е Т Е Х Н И Ч Е С К И Е П Р И Е М Ы

Организация перил

2.7.1 Перилами является основная веревка, используемая командой для преодоления препятствия.

2.7.2 Перила могут выполнять роль страховки и опорной точки (транспортировочной веревки).

2.7.3 Крепление перил к опорам осуществляется посредством узлов, указанных в п. 1.9.1б (раздел 1).

2.7.4 Статически нагруженные перила из одинарной веревки, т.е. натянутые с помощью полиспаста, не являются элементом перильной страховки, как не отвечающие требованиям безопасности по допустимой разрывной нагрузке в соответствии с ГОСТом.

2.7.5 Допускается при натягивании перильной страховки применение одинарного полиспаста, т.е. имеющего не более одного элемента (блока, карабина), изменяющего направление выбирания веревки.

2.7.6 Требования по п.п. 2.7.4 и 2.7.5 не распространяются при применении командной двойной основной веревки.

2.7.7 Запрещается удержание перил на механических самосбросах, работающих на принципе переворачивающихся незамкнутых скоб, сброса веревок с открытого гака, дистанционного рассоединения механических узлов, выдергивания механической чеки, блокировок и т.п., независимо от наличия публикаций в литературе с описанием указанных устройств.

2.7.8 Для прикрепления полиспаста к рабочей (натягиваемой) веревке могут быть использованы:

а) приспособления типа колец, восьмерок, лепестков и т.п. (кроме зажимов). Приспособления должны обеспечивать сохранность прядей веревки и безопасность участников;

б) схватывающие узлы (см.п.1.9.1в, раздел 1), выполненные из репшнура диаметром 6 мм с наличием в рабочей части петли четырех ветвей или из веревки диаметром 8 мм с наличием в рабочей части петли двух ветвей.

2.7.9 До начала движения участников по перилам, блоки и полиспасты, используемые командой для натяжения, а также все средства их крепления к натягиваемой веревке (см.п.2.7.8), должны быть сняты.

2.7.10 Допускается снятие средств подключения полиспаста участником, подвешенным к натянутым перилам навесной переправы (в соответствии с п.2.11.3, раздел 2) без перемещения за место подключения. При обнаружении повреждений перильной веревки участник должен немедленно прекратить дальнейшее движение по перилам и заменить поврежденную веревку (п.1.1.4, раздел 1).

2.7.11 Точки крепления перил указываются судьями этапа до начала работы команды на этапе.

2.7.12 При организации переправы по бревну через реку перила должны располагаться ниже бревна по течению.

2.7.13 При организации перил на спуске по склонам, если участок окончания спуска находится в опасной зоне (полка, балкон), нижний конец перильной веревки должен быть закреплен на крюке (петле, дереве), указанном судьей этапа. Если окончание спуска находится в безопасной зоне, то закрепление конца не обязательно, но оканчиваться перила должны узлом.

2.7.14 На перилах при подъеме участников по склону на нижнем конце должен быть завязан узел.

Снятие перил

2.8.1 Снятие перил осуществляется с целевой стороны этапа (стороны окончания этапа) сдергиванием рабочей веревки, предварительно доставленной с исходной стороны (начала этапа) сдергивающей веревкой. Диаметр сдергивающей веревки не лимитируется.

2.8.2 Допускается, если п.2.8.1 не оговорен условиями соревнований, снятие перил производить с исходной стороны последним участником команды. При этом к последнему участнику при преодолении этапа относятся те же требования, что и к первому.

Укладка бревна

2.9.1 Укладка бревна осуществляется силами команды с исходного берега в створ, указанный судьями этапа на целевом берегу, не заходя в опасную зону.

2.9.2 Подъем и укладывание бревна должны контролироваться оттяжками-усами из основной веревки, закрепленными за верхний конец бревна и удерживаемыми в руках не менее чем по одному участнику на каждом. Запрещается закреплять свободные концы оттяжек на участниках, а также обматывать вокруг руки, корпуса и т.п.

2.9.3 В момент укладки бревна участники не должны находиться над или под бревном.

2.9.4 Если в результате укладки бревно не попало в указанный створ на целевом берегу, оно вытягивается на исходный берег силами команды и прием повторяется.

Траверс по перилам

2.12.1 Опасная зона этапа должна проходиться участником без потери страховки (самостраховки).

2.12.2 Для организации самостраховки по перилам участник использует свою короткую самостраховку (короткий ус), идущий от грудного перекрестья страховочного пояса.

2.12.3 При движении по склону участник должен контролировать, чтобы его центр тяжести не оказался выше перил.

2.12.4 Страховочные перила могут использоваться участником и как дополнительная точка опоры.

2.12.5 На перилах может находиться не более одного участника.

2.12.6 Если в условиях соревнований указано, что точки промежуточной страховки (крючья) могут использоваться как пункт организации страховки, то команда имеет возможность организации нескольких перил на протяжении этапа.

Спуск по перилам (дюльфер)

2.15.1 Участник при прохождении спуска должен иметь верхнюю командную страховку.

2.15.2 См. п.п. 2.14.2 – 2.14.6.

2.15.3 Допускается, если это оговорено условиями соревнований, спуск последнего участника с самостраховкой по перилам схватывающим узлом (см. п. 2.13.1 – 2.13.5). В этом случае участнику предоставляется верхняя судейская страховка, к которой он обязан подключиться.

2.15.4 Движение участников осуществляется дюльфером (беседочный карабин – плечо) либо с применением дополнительных фрикционных устройств, допущенных комиссией по снаряжению (лепестки, восьмерки, рогатки, шайбы, каталки и т.д.).

2.15.5 На перилах может находиться не более одного участника.

2.15.6 Подключение к перилам и принятие правильного положения для спуска должно быть произведено участником в непосредственной близости от точки закрепления перил (расстояние не более длины самостраховки).

2.15.7 Во время движения по перилам участник не должен выпускать веревку (перильную) из регулирующей руки.

2.15.8 В случае возникновения необходимости освободить регулирующую руку (распутать веревку, ослабить схватывающий узел и т.п.), участник должен остановиться и взять оба конца перильной веревки в одну руку (сдвоить веревку).

2.15.9 Во время прохождения спуска участник должен контролировать движение перильной веревки по телу – она не должна сползать на шею и другие открытые части тела. Если такое произойдет, то участник должен остановиться и устранить неправильное положение в соответствии с п. 2.15.8.

Спортивный спуск

2.16.1 Преодоление спуска спортивным способом допускается с самостраховкой по перилам в соответствии с п. 2.13.

2.16.2 Перильная веревка должна проходить за спиной, и для увеличения трения может быть обернута вокруг руки.

2.16.3 См. п.п. 2.15.5 – 2.15.9.

Требования к носилкам

3.1.1 В качестве полотна носилок в зависимости от условий соревнований используются: веревка, штормовки (анараки), специально приготовленное командой носилочное полотно из брезента или прочного капрона, допущенное комиссией по снаряжению.

3.1.2 Рама носилок выполняется из двух продольных жердей длиной не менее 2,5 м и трех поперечных длиной 0,7 м. Диаметр жердей не менее 50 мм. В соответствии с условиями соревнований, может использоваться только две поперечины. Расположение двух поперечин поверх продольных жердей, третья на расстоянии 20-50 см от головной поперечины (в сторону ног) снизу продольных жердей.

3.1.3 Связанная рама должна иметь жесткую конструкцию без изменения размеров по диагонали.

3.1.4 Носилки с настилом из штормовок должны выполняться с применением трех штормовок (брезентовых, из плотного капрона или ткани болонья).

3.1.5 Шесты носилок должны быть пропущены сквозь завернутые внутрь рукава. Штормовки должны быть застегнуты на пуговицы по всей длине (не менее 5 шт). "Молния" на штормовках типа "анорака" должна быть полностью застегнута. Применение штормовок, полностью раскрывающихся застежкой "молния" не допускается.

3.1.6 Застежки (пуговицы, молнии) должны находиться на нижней стороне носилок, капюшоны заправлены внутрь штормовок.

3.1.7 Пострадавший должен быть привязан к носилкам не менее, чем в двух местах: по груди и по бедрам. Веревка (пояс) должна проходить вокруг носилок. Привязывание пострадавшего к отдельным жердям не разрешается. Для крепления пострадавшего к носилкам применяется основная веревка или равнопрочная тесьма (пояс).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правила соревнований по туристской технике. ЦСТиЗ. 1989.2. Уточнения к временным правилам соревнований по технике и тактике лыжного туризма. ЦСТиЗ. 1983.3. Организация и проведение соревнований по лыжному туризму. ЦРИБ "Турист". 1988.4. Методическая разработка Ленинградского ОСТиЗ. Бритаров И.А., Циперсон З.Е.5. Безопасность в альпинизме. Винокуров В.К. и др. ФиС. 1983.6. Инструктору альпинизма. Захаров П.П. ФиС. 1988.7. Школа альпинизма. Захаров П.П. и др. ФиС. 1989.

РУКОВОДСТВО СОРЕВНОВАНИЯМИ

ПО ПЕШЕМУ И ЛЫЖНОМУ

ТУРИЗМУ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ СУДЕЙ И УЧАСТНИКОВСОРЕВНОВАНИЙ ПО ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГОИ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА(прохождение технических этапов)
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СНАРЯЖЕНИЕ

1.1 Веревки

1.2 Карабины

1.3 Блоки и полиспасты

1.4 Страховочная система

Приложение 1.4

1.5 Самостраховка

1.6 Зажимы

1.7 Рукавицы

1.8 Каски

1.9 Узлы

1.10 Опорные петли

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

2.1 Переправа первого участника вброд

2.2 Переправа первого участника по тонкому льду

2.3 Переправа первого участника через реку по бревну

2.4 Переправа первого участника через сухой овраг (каньон) по дну и по бревну

2.5 Траверс склона участником по командной страховке (траверс первым участником)

2.6 Преодоление подъема первым участником

2.7 Организация перил

2.8 Снятие перил

2.9 Укладка бревна

2.10 Движение по перилам вброд, по бревну через реку, овраг и по тонкому льду

2.11 Движение участников по навесной переправе

2.12 Траверс склона по перилам

2.13 Спуск (подъем) по склону с самостраховкой по перилам

2.14 Подъем по склону с верхней командной страховкой

2.15 Спуск по перилам (дюльфер)

2.16 Спортивный спуск

2.17 Переправа маятником через ручей, овраг

2.18 Транспортировка груза на этапах

2.19 Движение по веревке с перилами (параллельные перила)

Наши рекомендации