Вопрос. Виды потребительских кредитов и факторы, определяющие их развитие
Потребительский кредит - это особая форма кредита, в которой он предоставляется населению на потребительские, а не предпринимательские цели. Заемщиком при потребительском кредите является население, а кредиторами - коммерческие банки, а также предприятия розничной торговли и сферы обслуживания.
Коммерческие банки предоставляют потребительский кредит в виде краткосрочных (до 1 года), среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных ( свыше 5 лет) ссуд в денежной форме. Цель предоставления кредита - удовлетворение потребности населения на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования, таких как легковые автомобили, мебель, телевизоры, холодильники, а также с целью приобретения и строительства жилья.
Потребность населения в кредите вызвана низкими доходами и невозможностью приобрести необходимые товары единовременно. В свою очередь, предприятия торговли заинтересованы в ускоренной реализации товаров, а коммерческие банки удовлетворяют свою потребность в получении прибыли за счет полученных процентов за предоставленный кредит.
Потребительский кредит играет большую роль в социально-экономической жизни страны:
· развитие потребительского кредита способствует расширению покупательского спроса на товары длительного пользования, ускоряя реализацию товаров, что, в конечном счете, отражается на увеличении доходной части федерального бюджета;
· государство имеет возможность более гибко проводить социальную политику (доступность более высокого качества жизни для широких слоев населения, повышение культурно-образовательного уровня населения, помощь молодым семьям и др.)
Потребительский кредит, предоставляемый банками, классифицируется по различным критериям:
1. по виду заемщика - это ссуды, предоставляемые:
· всем слоям населения;
· определенным социальным группам;
· различным возрастным группам;
· группам заемщиков, различающимся по уровню доходов, кредитоспособности и платежеспособности;
· VIP- клиентам;
· студентам;
· молодым семьям.
2. по целевой направленности (по объектам использования или объектам кредитования):
· строго целевые (на образование, лечение, строительство или приобретение жилья, ипотечные ссуды, на приобретение товаров длительного пользования, в т.ч. на приобретение автомобилей и пр.);
· без указания цели: (на неотложные нужды, в виде овердрафта, кредиты по кредитным банковским картам );
4. по степени покрытия кредитом стоимости товаров и услуг:
· ссуды на полную стоимость;
· ссуды на частичную их оплату;
5. по срокам кредитования:
· краткосрочные ( до 1 года);
· среднесрочные ( от 1 года до 5 лет);
· долгосрочные (свыше 5 лет);
6. по форме обеспечения:
· обеспеченные: залогом, поручительством;
· необеспеченные: на неотложные нужды, кредиты по банковским кредитным картам.
7. по способу погашения:
· кредиты, погашаемые постепенно, в рассрочку - частями или долями;
· кредиты, погашаемые единовременно, как правило, в конце срока погашения кредита.
Основные факторы развития потребительского кредитования:
· консолидация розничного товарооборота, создание крупных общефедеральных сетей продаж бытовой техники;
· введение заградительных пошлин на импорт подержанных иномарок автомобилей;
· рост привлеченных средств коммерческими банками за счет увеличения доли депозитов населения в связи с появлением Федерального Закона "О страховании вкладов физических лиц в РФ";
· наметившийся рост реальных доходов населения (рост МРОТ, пенсий, пособий, рост доли участия населения на рынке ценных бумаг и т.п.);
· появление новых кредитных продуктов для населения (кредит на покупку товаров в рассрочку через интернет; кредиты, выгодные для сотрудников клиентов банка; кредиты на неотложные нужды клиентам банка, имеющим положительную кредитную историю; открытие в коммерческих банках дополнительных офисов круглосуточного обслуживания клиентов, в т.ч. предоставление широкого спектра розничных услуг, включающих управление счетом и др.)
Факторы, сдерживающие развитие российского рынка потребительского кредитования:
· наличие преимущественно краткосрочной структуры банковских пассивов, что не позволяет развивать долгосрочное кредитование населения;
· трудности оценки кредитоспособности заемщика, связанные с - наличием так называемых "белых", "серых", и "черных" доходов физических лиц - потенциальных заемщиков. Подтвердить величину зарплаты - основного источника доходов - могут немногие граждане.
· неоправданно высокий уровень процентных ставок, применяемых банками, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитов потенциальными клиентам со средним достатком и др.