Социально-экономическая сущность цен и тарифов и задачи статистики
Статистика цен входит составной частью в социально-экономическую статистику, она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.
Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т.д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.
Цены формируются как в процессе производства, так и в процессе обмена товаров. Значение цен в экономическом механизме велико. Коренные изменения в экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе и в ценообразовании, В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции предельного цикла и товарам народного потребления. Пересмотры системы цен проводились один раз в пять—десять лет, в период между ними соблюдался принцип обеспечения стабильности цен. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены.
В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента товаров с учетом спроса.
Сущность цены проявляется не только в ее балансирующей функции. Государством широко используется распределительная функция цены, которая предполагает возможность распределения и перераспределения произведенной стоимости между отдельными отраслями и секторами экономики, между различными регионами, отдельными социальными группами населения и т.д. Именно через эту функцию цены государство в значительной мере решает социальные проблемы общества.
Цена выполняет также критериальную функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой — результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат.
Не рассматривая подробно все функции цены в рыночном механизме хозяйствования, отметим лишь то, что они действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии и взаимосвязи. В тесной взаимосвязи действуют в сфере экономических отношений и различные виды цен, составляющие единую систему цен, которые можно классифицировать. Так, например, с учетом сферы товарного обращения выделяются оптовые (закупочные), цены производителей, розничные цены. Кроме того, цены можно классифицировать в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен и т.д.
Статистика изучает всю систему цен. Общеэкономические условия и роль цен в условиях становления рыночного хозяйственного механизма предопределили роль статистики в общей информационной системе.
Для получения объективной информации о ценовых процессах потребовалось решить две проблемы:
- разработать принципиально новую систему сбора информации о ценах;
- совершенствовать систему показателей и методологию их расчета с учетом адаптации к международным стандартам.
Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен. Она должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование. В этот период расширяется предложение, действует большое количество цен, что затрудняет получение информации о ценах на конкретные виды товаров, поэтому в системе показателей особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным по токам товаров и услуг. В связи с этим в системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги. В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров. Важную роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров и т.д.
При статистическом изучении требуются разработка и анализ структуры цен определенных товаров. Они позволяют выявить сложившиеся условия производства и обращения, связи между производителя ми по технологической цепочке, распределительные отношения, реализуемые через цены в условиях свободного ценообразования.
Система показателей статистики цен используется не только для изучения ценовых процессов, но и при расчетах большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.
При построении системы показателей статистики цен предусматривается и определенная ее согласованность с показателями других на правлений статистики (например, статистики промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, торговли) и статистики, изучающей функциональные аспекты (например, потребление, уровень жизни, финансы). Проблемы разработки системы показателей, методологии сбора, обработки и анализа ценовой информации довольно сложны, и одним из перспективных направлений их решения является подготовка методической концепции статистики цен с учетом дифференциации экономических показателей в системе национальных счетов (СНС).
Задачи статистики цен на современном этапе можно сгруппировать исходя из следующих целей:
- изучение конъюнктуры рынка;
- выявление средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;
- выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке;
- определение стоимости социального набора и набора основных продуктов питания;
- элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например, ВВП и показателей СНС;
- определение паритета покупательной способности валют для международных сопоставлений национального продукта.
Система индексов цен
Индекс цен исторически является одним из первых экономических индексов. Практически задачи индекса цен в основном сводятся к оценке изменений цен во времени (индексы динамики) или в пространстве (территориальные индексы). Построение системы индексов цен базируется на общеметодологических принципах, согласно которым в ней выделяются индивидуальные, сводные индексы и индексы средних цен (та рифов).
Индивидуальный индекс динамики определяется как отношение цены конкретного i-го товара текущего периода (t) к цене предыдущего периода (t-1), т.е.
(7.7)
или к цене одного из периодов динамического ряда, принятого за базу сравнения (0), т.е.
(7.8)
Для индивидуальных индексов цен не представляет труда переход от цепных к базисным индексам (свойство круговой сходимости индексов). Обозначим последовательные периоды динамики цен от 0 до n, т.е. t = 0, 1, 2, 3, …, n.
Исходя из свойства круговой сходимости индексов величину базисного индекса цен можно определить как произведение цепных, т.е.
iPn/0 = iP1/0 iP2/1 iP3/2 …iP n/(n-1). (7.9)
Индивидуальные индексы цен позволяют решать многие практические задачи, но основной задачей является изучение динамики цен разнородной совокупности товаров и услуг. Эта задача решается с помощью сводных индексов, характеризующих среднее изменение цен изучаемой совокупности товаров и услуг.
Сводный (общий) индекс цен относится к числу классических показателей, разработкой которого исследователи занимаются с ХVII в.
Наиболее широкое применение в статистической практике получили агрегатные формулы сводных индексов цен, разработанные в сере дине ХVII в. немецкими учеными Э.Ласпейресом и Г. Пааше.
Индекс Ласпейреса:
(7.10)
Индекс Пааше:
(7.11)
Числитель и знаменатель в приведенных индексах состоят из агрегатов, включающих индексируемую величину p и q вес . Различие между индексами Ласпейреса и Пааше заключается в выборе периодов весов. В индексе Ласпейреса берутся веса базисного или предшествующего периода, а в индексе Пааше - текущего периода. При использовании в индексе Ласпейреса весов одного и того же базисного периода в течение длительного времени получают систему сводных индексов цен с постоянными весами, что позволяет учитывать свойство круговой сходимости индексов.
В статистической практике при расчете сводных индексов цен широко применяются различные модификации агрегатных формул, в частности в виде формул среднеарифметических и среднегармонических с использованием индивидуальных индексов (iP).
Индекс Пааше (средняя гармоническая формула):
(7.12)
Индекс Ласпейреса (средняя арифметическая формула):
(7.13)
Выражение сводного индекса через индивидуальные (ip) позволяет наглядно представить как динамику цен по отдельным товарам, так и их роль в формировании сводного индекса.
Необходимо отметить, что в индексе Пааше используются переменные веса, поэтому свойством транзитивности, или круговой сходимости, этот индекс не обладает. В индексе Ласпейреса могут применяться как переменные, так и постоянные веса. В статистической практике при исчислении цепных и базисных индексов цен широко используется средняя арифметическая формула Ласпейреса с постоянными весами (7.14 и 7.15). При этом применяется рекурсивный принцип построения модифицированной формулы Ласпейреса.
Цепные индексы:
(7.14)
Базисные индексы:
(7.15)
В формулах (7.14), (7.15) подстрочные индексы означают периоды:
t - текущий, t-1 — предшествующий, 0 — базисный.
Определяются также изменения индекса цен каждого периода текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года:
(7.16)
Где t- номер месяца или квартала;
k- номер текущего (сравниваемого) года;
k – 1 - номер предшествующего года.
Такие индексы позволяют при изучении динамики цен абстрагироваться от периодических их колебаний, вызванных сезонным фактором, так как одноименным месяцам, кварталам соответствуют одинаковые фазы цикла, в таких индексах отражается среднегодовая динамика цен.
Индексы цен динамики исчисляются не только для изучения складывающихся тенденций в изменении цен, но и для использования в качестве дефляторов при пересчете стоимостных объемов продукции из действующих цен в постоянные (неизменные). Индексы цен входят во взаимосвязанную систему: индексы стоимости, цен и физического объема. Это соотношение называется свойством обратимости факторов и позволяет выяснить, в какой мере изменение объемов продукции обусловливается изменением цен, а в какой — изменением физического объема.
Между индивидуальными индексами стоимости (ipq), цены (ip) и физического объема (iq) всегда справедливо соотношение:
ipq = ip iq. (7.17)
Для сводных индексов в теории статистики разработана следующая двухфакторная модель: (7.18)
В развернутом виде это соотношение следующее:
(7.19)
При широком использовании в экономической практике индивидуальных и сводных индексов цен определенный интерес представляет исчисление индекса динамики средних цен. Средние цены, а следователь но, и индекс средних цен определяются по достаточно однородным группам товаров и при условии, что все товары, входящие в группу, измеряются одинаковыми количественными единицами (тоннами, литрами и т.д.). Средние цены определяются путем деления стоимости ( ) на общее количество изучаемых единиц в группе ( ).
Индекс средних цен переменного состава будет равен
(7.20)
В этом индексе отражается влияние двух факторов ценового и структурного, и в теории статистики он рассматривается как индекс переменного состава.
Для измерения влияния указанных факторов на динамику средних цен исчисляют следующую систему индексов.
Индекс цен постоянного состава, отражающих влияние ценового фактора:
(7.21)
или
(7.22)
Как видим, формулы (7.21) и (7.22) совпадают со сводными индексами Пааше и Ласпейреса и отражают среднее изменение цен по группе товаров.
Индекс влияния структурных сдвигов весов (Ipd) внутри группы товаров определяется с помощью взаимосвязи индексов: Ipd = Ip-Ip либо по следующим формулам:
(7.23)
(7.24)
Индексы средних цен (тарифов) правомерно исчислять не только по достаточно однородным группам товаров (услуг), но и по одному виду товаров, произведенному или реализованному по совокупности территориальных единиц (районов, области и т.д.) или в разрезе временных периодов (месяцев, кварталов и т.д.).
Средние цены и индексы средних цен, исчисленные по отдельным товарным группам, можно агрегировать в более укрупненные группы и в целом по изучаемой совокупности, используя те же формулы сводных индексов цен, что и при агрегировании цен конкретных товаров, но в этом случае сводный индекс будет характеризовать среднее изменение средних цен, что важно иметь в виду при интерпретации и использовании таких индексов.