Бюджет коммерческих и управленческих расходов.

В рамках рассматриваемого примера коммерческие расходы представлены расходами на рекламу, в состав управленческих расходов входят: расходы на аренду и заработная плата административно-управленческого персонала (АУП). Все расходы являются постоянными, т. е. не зависят от изменения уровня деловой активности предприятия (объема продаж или объема производства). Так как состав расходов не велик - объединим расчет коммерческих и управленческих расходов (табл.2.10).

Расходы на рекламу и аренду помещений в состав полной себестоимости включаются без учета налога на добавленную стоимость, но оплата данных расходов осуществляется с НДС. Кроме того, в состав полной себестоимости включаются заработная плата АУП и начисленный на нее ЕСН.

Таким образом, начисленные коммерческие и управленческие расходы, которые будут учитываться при расчете прибыли, для I квартала составляют:

30 000 руб. + 55 000 руб. + 14 300 руб. = 99 300 руб.

В последней строке таблицы рассчитываются коммерческие управленческие расходы к оплате: расходы на рекламу и аренду с учетом НДС и заработная плата административно-управленческого персонала. Для I квартала:

35 400 руб. + 55 000 руб. = 90 400 руб.

Как мы уже отмечали, выплаты во внебюджетные фонды будут учитываться в сводном бюджете оплаты налоговых платежей, поэтому единый социальный налог не включается в расчет оплаты коммерческих и управленческих расходов. Аналогично производятся расчеты для всех последующих кварталов и в целом на год.

Таблица 2.10 – Бюджет коммерческих и управленческих расходов, руб.

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
Расходы на рекламу 10000,00 10000,00 10000,00 10000,00 40000,00
Расходы на аренду 20000,00 20000,00 20000,00 20000,00 80000,00
Итого расходов 30000,00 30000,00 30000,00 30000,00 120000,00
НДС 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 21600,00
Итоге расходов с НДС 35400,00 35400,00 35400,00 35400,00 141600,00
Заработная плата АУП 55000,00 55000,00 55000,00 55000,00 220000,00
EСH 14300,00 14300,00 14300,00 14300,00 57200,00
Итого начислено 99300,00 99300,00 99300,00 99300,00 397200,00
Итого к оплате 90400,00 90400,00 90400,00 90400,00 361600,00

Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Формирование прогнозного отчета о прибылях и убытках базируется на методе учета переменных затрат, при котором в производственную себестоимость включаются только переменные затраты, а именно: прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и общепроизводственные расходы в переменной части. Постоянные общепроизводственные расходы рассматриваются как расходы отчетного периода и списываются на себестоимость реализованной продукции. Прогнозный отчет о прибылях и убытках представлен в табл. 2.11.

Таблица 2.11 – Прогнозный отчет о прибылях и убытках (руб.)

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
Выручка от реализации 1947000,00 2013000,00 2178000,00 2079000,00 8217000,00
Переменные затраты 1113383,1 1151124,9 1245479,4 1188866,7 4698854,10
Маржинальная прибыль 833616,90 861875,10 932520,60 890133,30 3518145,90
Постоянные расходы: производственные 23620,00 29380,00 29380,00 29380,00 111760,00
управленческие 99300,00 99300,00 99300,00 99300,00, 397200,00
Итого постоянные расходы 122920,00 128680,00 128680,00 128680,00 508960,00
Прибыль от реализации 710696,90 733195,10 803840,60 761453,30 3009185,90

Переменные затраты определяются расчетным путем: переменные затраты на единицу продукции умножить на объем продаж в натуральных единицах измерения. В рассматриваемом примере в состав переменных затрат входят только производственные, коммерческих и управленческих – нет. Маржинальная прибыль определяется как разность между выручкой от реализации и переменными затратами. Прибыль от реализации рассчитывается как разность между маржинальной прибылью и постоянными расходами.

Бюджет инвестиций.

Инвестиционный бюджет фирмы определяется как потребностями текущего бюджетного периода (закупка оборудования и пр.), так и временным периодом, выходящим за рамки бюджетного (капитальное строительство, программы модернизации и пр.).

В I квартале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты – I квартал. Оборудование введено в эксплуатацию в марте. Бюджет инвестиций представлен в табл. 2.12.

На баланс предприятия оборудование принимается по первоначальной стоимости без учета налога на добавленную стоимость. Расходы на приобретение оборудования (с учетом НДС) будут учтены при разработке расходной части бюджета движения денежных средств.

Таблица 2.12 – Бюджет инвестиций (руб.)

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
Стоимость нового оборудования 230400,0 - - - 230400,0
НДС 41472,0 - - - 41472,0
Стоимость с НДС 271872,0 - - - 271872,0
Итого к оплате 271872,0 - - - 271872,0

Бюджет налоговых платежей.

Все предприятия, независимо от организационно-правовой формы, по результатам деятельности должны начислить и заплатить налоги в бюджет и во внебюджетные фонды.

Бюджет фирмы формируется в соответствии с действующим налоговым законодательством. В процессе формирования бюджета следует учесть основные налоги и отчисления: социальные отчисления во внебюджетные фонды (ЕСН), налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на прибыль.

Единый социальный налог. Расчет отчислений на социальные нужды от фонда оплаты труда представлен в табл. 2.13.

Таблица 2.13 – Бюджет по единому социальному налогу (руб.)

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
Остаток на начало периода 14200,0       14200,0
Начислен ЕСН: рабочие 50852,10 52575,90. 56885,40 54299,70 214613,10
производственный персонал 3120,00 3120,00 3120,00 3120,00 12480,00
АУП 14300,00 14300,00 14300,00 14300,00 57200,00
Итого начислено 68272,10 69995,90 74305,40 71719,70 284293,10

Единый социальный налог начислен по трем категориям: рабочие, производственный персонал, административно-производственный персонал. ЕСН, начисленный на заработную плату рабочих основного производства, включается в расчет переменной производственной себестоимости. ЕСН, начисленный на заработную плату производственного персонала, включается в состав постоянных производственных расходов при расчете прибыли от реализации работ. Отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда административно-управленческого персонала учитываются в составе постоянных управленческих расходов.

Налог на добавленную стоимость учитывается в бухгалтерском учете на двух счетах: счет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДС. В соответствии с этим делением бюджет по налогу на добавленную стоимость будет состоять из двух частей. В первой части (табл. 2.14) сформируем бюджет по НДС по счету 19 «НДС по приобретённым материальным ценностям». По дебету счета 19 показываются суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам, а по кредиту – суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета (с 1 января 2006 г., после внесения изменений в Налоговый кодекс РФ (НК РФ), у налогоплательщиков появилась возможность принимать к зачету НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (ТМЦ) до фактической оплаты товаров).

Таблица 2.14 – Бюджет по налогу на добавленную стоимость (счет 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»), руб.

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
Остаток на начало периода 12139,0 - - - 12139,0
НДС по приобретен-ным ценностям и услугам: материалы 159962,58 155538,90 166521,42 158232,42 640255,32
управленческие расходы 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 21600,00
новое оборудование 41472,00 0,00 0,00 0,00 41472,00
Итого НДС по приоб-ретенным ценностям 206834,58 160938,90 171921,42 163632,42 703327,32
НДС к возмещению: материалы 159962,58 155538,90 166521,42 158232,42 640255,32
управленческие расходы 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 21600,00
новое оборудование 41472,00 0,00 0,00 0,00 41472,00
Итого к возмещению 218973,58 160938,90 171921,42 163632,42 715466,32

На первом этапе разработки данного бюджета необходимо учесть остаток на начало периода по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям», который показывает, что часть приобретенных ценностей не была оплачена в предыдущем периоде. Согласно условию, кредиторская задолженность по этим товарно-материальным ценностям будет погашена в I квартале, следовательно, сумму НДС нужно поставить к возмещению в I квартале (до 1 января 2006 г. НДС принимался к зачету только после оприходования и оплаты товарно-материальных ценностей.)

На начало планируемого периода у предприятия имеется остаток по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» в сумме 12 139,0 руб. (баланс на начало года).

Отражаем НДС по приобретаемым материалам , по коммерческим и управленческим расходам , по новому оборудованию, бюджет инвестиций.

После того как отражен НДС по приобретенным ценностям и услугам, рассчитываем НДС, подлежащий возмещению из бюджета. Как уже отмечалось, с 1 января 2006 г. возмещению подлежат суммы НДС в полном объеме по всем оприходованным ценностям. При этом не забываем сумму остатка по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» на начало года поставить к возмещению в I квартале.

Остатка по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» на конец года нет.

Во второй части бюджета по налогу на добавленную стоимость сформируем бюджет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДС (табл. 2.15). По кредиту этого счета отражаются суммы НДС, причитающиеся к взносу в бюджет, а по дебету – суммы НДС к возмещению (списанные со счета 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям») и суммы перечисленного налога.

НДС начисленный, т. е. причитающийся в бюджет, берем из бюджета продаж. НДС к возмещению (на эту сумму уменьшается НДС, причитающийся в бюджет) мы рассчитали в предыдущей таблице. Остаток на конец периода рассчитывается по следующей формуле:

НДС начисленный – НДС к возмещению.

Эту сумму предприятие должно заплатить в бюджет не позднее 20-го числа следующего за отчетным периодом месяца.

Остаток по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДС на конец; IV квартала – это остаток на конец года.

Таблица 2.15 – Бюджет по налогу на добавленную стоимость (счет 68 субсчет НДС), руб.

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
НДС начисленный 350460,00 362340,00 392040,00 374220,00 1479060,00
НДС к возмещению 218973,58 160938,90 171921,42 163632,42 715466,32
Остаток на конец периода 131486,42 201401,10 220118,58 210587,58 763593,68

Налог на имущество. В соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной сто­имости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Под остаточной стоимостью понимают разницу между первоначальной (балансовой) стоимостью и суммой начисленной амортизации. Рассчитаем остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца (табл. 2.16).

Балансовая (первоначальная) стоимость имущества и сумма начисленной амортизации на 1 января 2005 г. берутся из баланса на начало года. Стоимость имущества увеличивается на 1 марта 2005 г. в связи с приобретением в феврале месяце нового оборудования на сумму 230 400 руб. (в расчет принимается стоимость оборудования без учета НДС). Расчет амортизационных отчислений производится нарастающим итогом. В первом квартале сумма амортизационных отчислений будет ежемесячно увеличиваться на 833,3 руб. (2 500 руб. в квартал разделить на 3 месяца), начиная со II квартала – на 2 753,3 руб. с учетом нового оборудования (5 760 руб. в квартал разделить на 3 месяца плюс 833,3 руб.).

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 380 НК РФ налоговая ставка по налогу на имущество равна 2,2 %.

Таблица 2.16 – Остаточная стоимость имущества (руб.)

Дата Балансовая стоимость Амортизационные отчисления Остаточная стоимость
На 01.01.2005 180000,0 45000,0 135000,0
На 01.02.2005 180000,0 45833,3 134166,7
На: 01.03.2005 410400,0 46666,7 363733,3
На 01.04.2005 410400,0 47500,0 362900,0
На 01.05.2005 410400,0 50253,3 360146,7
На 01.06.2005 410400,0 53006,7 357393,3
На 01.07.2005 410400,0 55760,0 354640,0
На 01.08.2005 410400,0 58513,3 351886,7
На 01.09.2005 410400,0 61266,7 349133,3
На 01.10.2005 410460,0 64020,0 346380,0
На 01.11.2005 410400,0 343626,7
На 01.12.2005 410400,0 69526,7 340873,3
На 01.01.2006 410400,0 72280,0 338120,0

Средняя стоимость имущества рассчитывается следующим образом:

1 квартал – сумма остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца квартала плюс остаточная стоимость имущества на 1-е апреля делится на четыре:

995 800 руб. : 4 мес. = 248 950,0 руб.

1-е полугодие – сумма остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца 1-го полугодия плюс остаточная стоимость имущества на 1-е июля делится на семь:

2 067 980 руб. : 7 мес. = 295 425,7 руб.

9 месяцев – сумма остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца девяти месяцев плюс остаточная стоимость имущества на 1-е октября делится на десять:

3 115 380,0 руб. : 10 мес. = 311 538,0 руб.

год – сумма остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца года плюс остаточная стоимость имущества на 1-е января следующего года делится на тринадцать:

4 138 000 руб. : 13 мес. = 318 307,7 руб.

Расчет сумм авансовых платежей по налогу на имущество представлен в табл. 2.17.

Таблица 2.17 – Бюджет по налогу на имущество (руб.)

Показатель Отчетный период Итого
I квартал 1-е полугодие 9месяцев год
Средняя стоимость имущества 248950,0 295425,7 311538,0 318307,7 318307,7
Ставка, % 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2
Сумма аванса 1369,23 1624,84 1713,46 2295,24 7002,77

Сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал:

(248 950,0 · 0,022) /4=1 369,23 руб.

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество за 1-е полугодие и 9 месяцев выполняется аналогично. При расчете авансовых платежей за год необходимо провести корректировку. При расчете авансового платежа по итогам года имеем:

(318 307,7 · 0,022) / 4= 1750,69 руб.

Таким образом, сумма налога на имущество исходя из расчета авансовых платежей за год составляет:

1369,23руб. + 1624,84руб. + 1713,46руб. + 1750,69руб. = 6458,22руб.

Но налог на имущество за бюджетный период, исходя из среднемесячной остаточной стоимости имущества, должен составлять:

318 307,7 руб. ·0,022 = 7002,77 руб.

Следовательно, необходимо произвести корректировку последнего авансового платежа на полученную разницу:

7002,77 руб. – 6458,22 руб. = 544,55 руб.

Откорректированный авансовый платеж за последний отчетный период: 1750,69 руб. + 544,55 руб. = 2295,24 руб.

Налог на прибыль. Налоговой базой при исчислении налога на прибыль (табл. 2.18) является денежное выражение прибыли (доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки, которая соответствует рыночной цене). В настоящее время по налогу на прибыль установлена налоговая ставка (основная) в размере 24 %. Расчет налогового платежа, подлежащего уплате в бюджет, определяется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

Для того чтобы рассчитать прибыль до налогообложения, необходимо из величины прибыли от реализации paбот вычесть сумму налога на имущество. Чистая прибыль определяется путем вычитания суммы налога на прибыль из величины прибыли до налогообложения.

Таблица 2.18 – Расчет налога на прибыль (руб.)

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
Прибыль от реализации 740696,90 733195,10 803840,60 761453,30 3009185,90
Налог на имущество 1369,23 1624,84 1713,46 2295,24 7002,77
Прибыль до налогообложения 709327,68 731570,26 802127,14 759158,06 3002183,13
Налог на прибыль 170238,64 175576,86 192510.51 182197,93 720523,95
Чистая прибыль 539089,03 555993,40 609616,63 576960,12 2281659,18

Сводный бюджет по оплате налоговых платежей. Платежи по налогам в бюджет и во внебюджетные фонды учитываются в составе денежных выплат бюджета движения денежных средств. Для того чтобы показать эти перечисления одной строкой, сформируем сводный бюджет по оплате налоговых платежей (табл. 2.19). Платежи во МН бюджетные фонды (ЕСН) регистрируются в бухгалтерском учете на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», а платежи в бюджет (налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на прибыль – на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующим субсчетам.

Авансовые платежи по ЕСН уплачиваются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления. Таким образом, возникает задолженность перед внебюджетными фондами на конец периода, равная 1/3 начисленного в этом квартале ЕСН. Кроме того, необходимо погасить задолженность во внебюджетные фонды, имеющуюся на начало года в I квартале.

Рассмотрим расчет суммы ЕСН, причитающейся к оплате, и остаток на конец периода на примере I квартала:

1. Остаток на начало периода берется из баланса на начало года (исходные данные). В нашем случае он составляет 14 200 руб.

2. Сумму ЕСН, начисленного за I квартал, берем из табл. 2.13.

3. Оплата ЕСН за I квартал составит:

(68 272,1 руб. : 3 · 2) + 14 200,0 руб. = 59 714,73 руб.

4. Остаток по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» на конец I квартала:

14 200,0 руб. + 68 272,1 руб. – 59 714,473 руб. = 22 757,37 руб.

Этот остаток переходит на начало II квартала. Аналогично производятся расчеты для всех последующих периодов. Остаток по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» наконец IV квартала переносится в баланс на конец года.

Таблица 2.19 – Сводный бюджет по оплате налоговых платежей, руб.

№ п/п Показатель Квартал Итого
I II III IV
Счет 69 ЕСН: Ост. на начало 14200,00 22757,37 23331,97 24768,47 14200,00
Начислено 68272,10 69995,90 74305,40 71719,70 284293,10
Оплачено (сч. 69) 59714,73 69421,30 72868,90 72581,60 274586,53
Ост. на конец 22757,37 23331,97 24768,47, 23906,57 23906,57
Счет 68: НДС Ост. на начало 0,00 43828,81 67133,70 73372,86 0,00
Начислено 350460,00 362340,00 392040,00 374220,00 1479060,00
К зачету 218973,58 160938,90 171921,42 163632,4? 715466?32
В бюджет 131486,42 201401,10 220118,58 210587,58 763593,68
Оплачено 87657,61 178096,21 213879,42 213764,58 693397,82
Ост. на конец 43828,81 67133,70 73372,86 70195,86 70195,86
Счет 68: Налог на имущество: Ост. на начало 0,00 1369,23 71624,84 1713,46 0,00
Начислено 1369,23 1624,84 1713,46 229Ш 7002,77
Оплачено 0,00 1369,23 1624,84 1713,46 4707,53
Ост. на конец 1369,23 1624,84 1713,46 2295,24 2295,24
Счет 68: Налог на прибыль: Ост. на начало 10000,00 170238,64 175576,8б 192510,51 10000,00
Начислено 170238,64 175576,86 192510,51 182197,93 720523,95
Оплачено 10000,00 170238,64 175576,86 192510,51 548326,02
Ост. на конец 170238,64 175576,86 192510,51 182197,93 182197,93
Итого (сч.68) Ост. на начало 10000,00 215436,67 244335,40 267596,83 10000,00
Начислено 303094,29 378602,80 414342,55 395080,76 1491120,40
Оплачено 97657,61 349704,08 391081,12 407988,55 1246431,36
Ост. на конец 215436,67 244335,40 267596,83 254189,03 254689,03

Уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего после окончания периода. Налоговым периодом по НДС является месяц.

Расчет суммы НДС, причитающейся к оплате в бюджет, и остаток на конец отчетного периода производится аналогично расчетам по ЕСН.

Оплата авансовых платежей по налогу на имущество по итогам отчетного периода производится не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего периода, т. е. в следующем квартале.

Расчет выплат по налогу на прибыль имеет достаточно сложную процедуру. Поэтому при разработке бюджета не будем рассчитывать ежемесячные авансовые платежи. Квартальные платежи по налогу на прибыль уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода, т. е. в следующем квартале. В I квартале необходимо погасить имеющуюся на начало года задолженность в бюджет по налогу на прибыль.

Наши рекомендации