Понятие и криминалистически значимые особенности преступлений в сфере ВЭД
Вышеупомянутые закономерности мы отмечаем как криминалистически значимые особенности, присущие всем без исключения преступлениям в сфере ВЭД вне зависимости от того, под признаки какого состава преступления, предусмотренного УК РФ, а чаще - совокупности преступлений, подпадают те или иные общественно опасные деяния.
К основным особенностям преступлений в сфере ВЭД относятся:
1. ВЭД регулируется целым комплексом правовых норм, отнесенных к различным отраслям и институтам национального законодательства, а также к нормам международного права. Прежде всего речь идет о таможенном законодательстве, а также о гражданском, валютном, банковском, законодательстве о государственной службе, административном и др.
Так, правовое регулирование ВЭД обеспечивается Таможенным кодексом (ТК РФ), который определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела (преамбула к ТК РФ). Однако следует подчеркнуть, что далеко не только Таможенный кодекс и акты ГТК РФ выступают регулятором ВЭД. Источником его правового регулирования являются Федеральные законы: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "Об экспортном контроле", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об иностранных инвестициях в РФ" и др. В случаях, не урегулированных федеральными законами, ВЭД регламентируется нормами гражданского законодательства. Это лишь основные источники внутригосударственного правового регулирования ВЭД.
Кроме этого, в соответствии с Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. К числу таких норм относится, в частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.), являющаяся важным регулятором ВЭД, и многие другие международные акты.
Своеобразным, но важным регулятором ВЭД являются также и обычаи делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Этот регулятор коммерческих отношений прямо предусмотрен ГК РФ (п. 1 ст. 5). В частности, к таким правилам относятся Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс). Российская арбитражная практика активно использует эти правила в разрешении внешнеэкономических споров.
Изложенное вновь подчеркивает правильность разделяемой нами позиции о сфере ВЭД. Это не таможенная сфера (таможенные преступления, преступления в сфере таможенного дела), как определяют некоторые ученые, а внешнеэкономическая, то есть значительно более широкая сфера, имеющая различные, разноотраслевые источники правового регулирования и иные криминалистически значимые признаки.
Преступная деятельность в сфере ВЭД нарушает нормы не только, а порой и не столько таможенного законодательства. По каждому конкретному уголовному делу подлежит изучению и анализу весь комплекс правоотношений, урегулированных гражданским, валютным и другими отраслями законодательства. Нормативная модель деятельности включает в себя и международно-правовые нормы и обычаи делового оборота. По каждому делу следователь обязан использовать нормы таможенного и иного законодательства для предъявления обвинения, для применения наряду с уголовно-процессуальными мерами принуждения иных видов воздействия.
Так, факт возбуждения уголовного дела в отношении руководителя организации по подозрению в совершении уголовно наказуемого уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) не исключает ответственности организации как юридического лица за совершение таможенного правонарушения (по ст. ст. 282 - 284 ТК РФ и др.) Причем для привлечения юридического лица - участника ВЭД к административной ответственности за нарушение таможенных правил (НТП) нет нужды доказывать умысел. Таможенным и валютным законодательством предусмотрена ответственность без вины в ее уголовно-правовом значении. Достаточно доказать только объективные обстоятельства правонарушения. И этого уже достаточно для наложения штрафа до 300% стоимости перемещенного товара или суммы неуплаченных таможенных платежей.
2. Важную роль во внешнеэкономической деятельности играют особенности законодательства иностранного государства (государств).
Это свойство преступлений в сфере ВЭД исходит, в частности, из характера правоспособности иностранного лица - участника ВЭД (ст. 1 Закона "Об экспортном контроле"). Законодательство иностранного государства играет решающую роль при решении вопросов о привлечении к ответственности иностранного участника, об экстрадиции, при направлении МСП, в вопросах тактики отдельных следственных действий и операций, связанных со сбором доказательств внешнеэкономического преступления.
3. Преступления в сфере ВЭД осуществляются в специфической сфере экономики, характеризующейся взаимодействием юридических и физических лиц - участников ВЭД, как правило, двух и более государств. Соответственно преступления в сфере ВЭД совершаются российскими участниками ВЭД, в основном в соучастии с иностранными лицами.
Ст. 1 Закона "Об экспортном контроле" к российским участникам ВЭД относит:
- юридических лиц (далее - ЮЛ), созданных в соответствии с законодательством РФ, имеющих постоянное местонахождение на ее территории;
- индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), зарегистрированных на территории РФ в порядке, установленном ее законодательством;
- физических лиц, имеющих постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, обладающих правом осуществления ВЭД в соответствии с законодательством РФ.
В той же статье Закона иностранными лицами признаются:
- ЮЛ и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены;
- физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются;
- лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства. <*>
--------------------------------
Естественно, субъектами преступлений в сфере ВЭД, если они не являются физическими лицами, являются представители ЮЛ и иных организаций, осуществляющие ВЭД от их имени (далее - представители), в деяниях которых имеются все признаки соответствующих преступлений в сфере ВЭД.
Вместе с тем следственная практика показывает, что к уголовной ответственности за преступления в сфере ВЭД чаще всего привлекаются только граждане - российские участники, а среди них подавляющее большинство - физические лица, и значительно реже - представители ЮЛ или ИП. Так, по многочисленным в практике делам о контрабандном ввозе наркотических средств на территорию РФ осуждаются, как правило, только российские граждане - перевозчики наркотиков ("курьеры", "челноки" и т.д.). Такая практика не ставит под сомнение сформулированный признак анализируемых преступлений, поскольку:
- иностранные лица - соучастники преступлений, как правило, просто не выявляются следствием и не привлекаются к ответственности по делу по целому ряду исследованных ниже причин;
- иностранные лица иногда оказывают содействие в таких преступлениях не в видах и формах уголовно наказуемого соучастия (ст. 33, 35 УК РФ), а используются преступниками "вслепую" для достижения преступного результата.
Из изложенного видно, что данная особенность преступлений в сфере ВЭД предопределяет обязательное выдвижение версий о соучастии иностранного лица, особенности планирования, организации следственных действий и тактических операций в отношении иностранных граждан, направление международных следственных поручений (МСП) и целый ряд иных криминалистических средств, приемов и методов.
Из названной особенности с закономерностью вытекает следующая:
4. Наиболее организованные, профессиональные, масштабные преступления в сфере ВЭД совершаются не только и не столько участниками - физическими лицами, непосредственно перемещающими товар ("курьерами", "челноками" и т.п.), а прежде всего руководителями и представителями ЮЛ, ИП и иных организаций, осуществляющими ВЭД от их имени. Однако привлечение именно этих лиц к уголовной ответственности крайне затруднено, ввиду противоречивого характера таможенного законодательства в вопросах о персональной ответственности представителей. Наука уголовного права, уголовный закон и Верховный Суд РФ как субъект его толкования также до сих пор не разработали единых критериев квалификации деяний руководителей и представителей.
Следственная и судебная практика по делам о "торговой" контрабанде только начинает формироваться и преодолевает значительные трудности в квалификации и доказывании. Проблемы в практике во многом определяются тем, что лица, непосредственно перемещающие крупные партии товаров железнодорожным, воздушным, водным транспортом (перевозчики, сопровождающие груз, летчики, водители и др.), часто не причастны к таможенному преступлению <*> или являются лишь низшим звеном преступного формирования - рядовыми исполнителями. Организуют и руководят преступной деятельностью руководители и представители, чьи офисы находятся далеко от таможенной границы - непосредственного места совершения преступления, порой даже в другом государстве.
К сожалению, можно обобщить, что имеющиеся на сегодняшний день методики расследования таможенных преступлений, прежде всего контрабанды, устарели отчасти именно потому, что ориентированы только на курьеров, а не на руководителей и представителей. Таким образом, ограниченный характер методик, пробелы в уголовном законе и доктрине во многом предопределяют сейчас недостатки криминалистической деятельности по делам о преступлениях в сфере ВЭД.
5. Реализация внешнеэкономической деятельности ее участниками находится в тесной связи, зависимости от действий (бездействия) должностных лиц и государственных служащих вышеназванных государственных органов и учреждений.
Различные внешнеэкономические сделки предусматривают весьма сложный механизм их реализации, многоступенчатую систему контроля со стороны таможенных и иных органов. При этом высокая степень сложности технологических процессов в сфере таможенного дела, часто неоправданно запутанная система документооборота, учета и контроля при низком уровне ведомственного и иного контроля в таможенных органах часто являются благодатной почвой для совершения преступлений, позволяют эффективно скрывать их способы и следы.
Осуществление государством протекционистской таможенной политики посредством введения непомерно высоких ставок таможенных платежей по сути дела толкает предпринимателей к занижению таможенной стоимости, фальсификации документов, необходимых для таможенных целей, иным способам совершения и сокрытия таможенных преступлений. При этом наиболее крупномасштабные и эффективные способы уклонения от уплаты таможенных платежей, контрабанды, невозвращения валюты из-за границы практически невозможно осуществить без подкупа должностных лиц таможенных и иных органов.
В связи с этим признак тесной взаимозависимости преступлений в сфере ВЭД с коррупцией в контролирующих органах, как уже ранее отмечалось, имеет определяющее значение для методики расследования преступлений в сфере ВЭД.
6. Внешнеэкономическая деятельность связана с перемещением различных предметов. К числу этих предметов относятся: товары, определение которых дано в п. 1 ст. 18 ТК РФ, в том числе и указанные в диспозициях ст. ст. 189 - 190, 193 УК РФ; иные предметы, в том числе перечисленные в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ либо не перечисленные в ней и не обладающие потребительской стоимостью, то есть не имеющие свойств товара, но подлежащие оценке путем экспертного заключения.
Характеристика каждого вида предметов, перемещаемых через таможенную границу, имеет важное криминалистическое значение для расследования, в связи с чем эти предметы необходимо классифицировать по различным криминалистически значимым основаниям. Важнейшим основанием для классификации является правовой режим оборота перемещаемых предметов. По этому признаку все они делятся на: запрещенные к обороту или оборот которых ограничен; иные предметы, оборот которых не ограничен.
Так, в предмет доказывания по делам о преступлениях, связанных со второй группой предметов, входит определение их стоимости, поскольку минимальный критерий ее размера предусмотрен: по ч. 1 ст. 188 УК РФ - 500 МРОТ, по ст. 193 УК РФ - 10000 МРОТ и по ст. 194 УК РФ - 1000 МРОТ. По делам же о преступлениях, совершаемых по поводу предметов, оборот которых запрещен или ограничен (ч. 2 ст. 188, 189, 190 УК РФ), их стоимость не имеет квалифицирующего значения, а потому является хоть и важным, но факультативным элементом предмета доказывания. Обязательным же является установление правовых оснований соответствующего запрета или ограничения в обороте (путем анализа нормативно-правовых актов, проведения экспертиз, допроса свидетелей, специалистов и т.п.).
Перемещаемые предметы могут быть также классифицированы по физической природе на: имеющие вещественную форму и не имеющие таковой. К первым относятся: валюта, движимое и недвижимое имущество, оружие, наркотические средства и т.д. Ко вторым следует отнести: информацию, технологии, услуги, электрическую, тепловую, иные виды энергии и др.
Анализ уголовных дел показал, что практически все они расследовались в отношении "овеществленных" предметов. Крайне незначительное количество дел о контрабанде информации, технологий, услуг, различных видов энергии можно объяснить как объективными сложностями процесса доказывания, так и серьезными затруднениями практиков в выявлении этих посягательств, а также полным отсутствием методических рекомендаций по расследованию преступлений, связанных с перемещением через таможенную границу неовеществленных предметов. Криминалистика в ближайшее время должна создать такие методики. Классификацию предметов внешнеэкономических преступлений можно продолжить по иным основаниям, а также уровням.
7. Преступления в сфере ВЭД характеризуются тем, что названные предметы перемещаются через таможенную границу РФ.
Понятие и содержание термина "таможенная граница" довольно подробно проанализированы в уголовно-правовой литературе, в таможенном законодательстве и разъяснениях к нему. Не вдаваясь в детали, стоит лишь остановиться на важнейших, криминалистически значимых понятиях и их особенностях. Так, таможенной границей РФ в соответствии со ст. 3 ТК РФ являются пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и таможенных складов. Под таможенной территорией РФ понимается территория, на которой Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. В большей части таможенная и государственная границы совпадают, за исключением пределов свободных зон и таможенных складов.
Все таможенные преступления совершаются по поводу перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу. Так, с объективной стороны контрабанда (ст. 188 УК РФ) и незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), являются оконченными преступлениями с момента фактического пересечения таможенной границы. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) и невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) являются оконченными составами не с момента перемещения, а с момента истечения предельного срока возврата предметов этих преступлений. Однако и данные преступления предусматривают факт перемещения - вывоза соответственно валюты и предметов как обстоятельство, только при наличии которого могут быть совершены эти деяния.
Аналогичная в этом отношении конструкция и у состава уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). В наиболее общем виде это преступление является оконченным в связи с истечением установленного срока уплаты таможенных платежей. Однако, согласно ст. 110 ТК РФ, эти платежи уплачиваются именно при перемещении через таможенную границу предметов.
Вот почему, как правило, не являются внешнеэкономическими преступлениями широко распространенные в последние годы незаконные операции, именуемые "фиктивным экспортом". Большая часть способов этой организованной преступной деятельности фактически сводится к тому, что преступники добиваются возмещения им из государственного бюджета сумм НДС в связи с инсценировкой экспорта крупных партий товара, при том что фактически товар не перемещается через таможенную границу РФ. То есть отсутствие анализируемого признака - факта перемещения - исключает внешнеэкономический характер преступлений. Эти деяния квалифицируются, как правило, по ст. 159 УК РФ - мошенничество - и по другим сопутствующим преступлениям.
Важным аспектом перемещения через таможенную границу является активно дискуссируемый в уголовно-правовой науке вопрос о моменте перемещения товаров и иных предметов при вывозе из РФ. Так, С.И. Никулин, Т.Ю. Погосян, А.А. Милиновский и другие ученые считают моментом перемещения, то есть моментом окончания состава контрабанды, факт подачи ГТД или иное действие, непосредственно направленное на реализацию этого намерения, еще до фактического перемещения предметов преступления через таможенную границу. Свое мнение авторы обосновывают нормой, предусмотренной п. 5 ст. 18 ТК РФ, где дается понятие перемещения при вывозе товаров, разработанное для целей данного Кодекса.
Однако мы разделяем мнение другой группы авторов, которые утверждают, что содержание понятий, установленных ст. 18 ТК РФ, не во всех случаях применимо в квалификации преступлений. Перемещением при вывозе, равно как и при ввозе, будет фактическое пересечение таможенной границы. Данное положение имеет важное значение для расследования всех внешнеэкономических преступлений, поскольку предопределяет не только вопросы квалификации, но и средства, приемы и методы их расследования.
Суммируя изложенное, необходимо сформулировать определение исследуемой группы преступлений.
Преступления в сфере ВЭД - это совокупность предусмотренных УК РФ таможенных и сопутствующих разнородных преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, совершаемых российскими и иностранными лицами - участниками ВЭД, их представителями, в том числе в соучастии с государственными служащими, должностными лицами, управленцами и работниками коммерческих и иных организаций, имеющими определенные полномочия в сфере ВЭД, по поводу перемещения через таможенную границу РФ товаров и иных предметов в нарушение норм таможенного и иного законодательства РФ, международных правовых норм.
Данное определение, предложенная классификация преступлений в сфере ВЭД предлагаются как основание формирования современной комплексной методики расследования этих преступлений, которая должна содержать научно обоснованные рекомендации высокой степени общности, позволяющие значительно более эффективно, организованно и целенаправленно выявлять, пресекать и расследовать прежде всего наиболее общественно опасные, масштабные и организованные преступления в этой важнейшей сфере экономики государства.