Особенности преступности во внешнеэкономической сфере и проблемы практики расследования
Переход России к рыночной экономике, демонополизация и либерализация внешнеэкономической деятельности и связанные с этими явлениями непродуманные меры экономической политики государства - эти и целый комплекс сопутствующих причин политического, экономического, правового характера детерминировали лавинообразный рост преступности в сфере внешнеэкономической деятельности. (Здесь и далее, для краткости, - преступления в сфере ВЭД).
Коренным образом изменились качественные характеристики преступности в этой важнейшей для государства сфере экономики. В настоящее время преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью, являются наиболее интеллектуальной, изощренной, профессиональной, высокоорганизованной и сверхприбыльной противоправной деятельностью. По оценкам многих ученых и практиков, преступления в сфере ВЭД наносят наибольший вред интересам государства.
При том, что в федеральном бюджете ежегодно до 70% доходной части (и более) должно формироваться за счет таможенных платежей и налогов, по самым скромным оценкам специалистов, в бюджет не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате таможенных платежей и налогов (в США эта цифра составляет 15%).
По оценкам международных экспертов и ГТК РФ ежегодные размеры уклонения от уплаты таможенных платежей в России составляют от 14 до 20 млрд. долларов США. Примерно 35% импорта в стране - полностью контрабандный товар еще 50% - товары, по которым таможенная стоимость занижена.
По данным российского института глобализации, в последние семь лет за рубеж утекло не менее 155 миллиардов долларов, или по 22 миллиарда в год. Суммы криминального вывоза капитала за границу возрастают с каждым годом, и специалисты не рассчитывают на изменение ситуации к лучшему.
Анализ научной и методической литературы, практики расследования таможенных и иных преступлений в сфере ВЭД дает основания выделить важнейшие особенности преступности в сфере ВЭД в современных условиях:
1) По оценкам криминологов, почти вся экономическая преступность в целом, а внешнеэкономическая - в особенности, носит ярко выраженный организованный, профессиональный характер, и проблемы борьбы с ней - это в первую очередь проблемы борьбы с организованной преступностью.
Криминалистическое значение при этом имеет и то, что внешнеэкономическая деятельность является сферой интересов и одновременно "яблоком раздора" различных организованных криминальных структур, выступая при этом в качестве одного из решающих факторов борьбы за сферы влияния. При этом борьба за такое влияние ведется псевдоэкономическими и насильственными средствами. Поэтому характерно, что общеуголовная преступность, которая ранее определяла уровень и тенденции преступности в целом, в настоящее время в значительной мере обслуживает экономическую организованную преступность. Несмотря на очевидность того факта, что преступления в сфере ВЭД совершаются преимущественно организованными преступными группами и сообществами, выявляется таких преступлений немного.
2) Преступность в сфере ВЭД характеризуется повышенной латентностью. По оценкам многих специалистов, показатели зарегистрированных преступлений, в частности таможенных, отражают не столько реальную характеристику этой преступности, сколько уровень их выявления правоохранительными органами. Особенно низка выявляемость этих преступлений в торговом обороте (торговая контрабанда, невозвращение валюты и др.). Вне поля зрения правоохранительных органов, по различным исследованным нами причинам, остаются наиболее опасные преступления, совершенные организованными преступными формированиями. К ответственности привлекаются в основном только рядовые исполнители. Организаторы преступлений остаются безнаказанными.
3) Значительная доля наиболее опасных преступлений в сфере ВЭД носит интернациональный характер. Проблема заключается в том, что организованные криминальные объединения, в отличие от правоохранительных органов, быстрее интегрировались с организованной преступностью зарубежных стран, действуя, как правило, на международном уровне. Проблема из внутринациональной превратилась в транснациональную, требующую согласованных усилий целого ряда государств
4) Преступность в сфере ВЭД - это специфическое явление, по своему содержанию редко ограничивающееся однородными преступлениями. Эти деяния при уголовно-правовой квалификации подпадают под признаки совокупностей различных преступлений. Преобладающими в таких совокупностях являются следующие основные группы посягательств:
- таможенные преступления (контрабанда (ст. 188 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), невозвращение валюты из-за границы (ст. 193 УК РФ) и др.);
- сопутствующие преступления - прежде всего в сфере экономики: хищения (ст. ст. 159 - 160 и др.), налоговые преступления (ст. 198, 199 УК РФ), в сфере предпринимательства (ст. ст. 171 - 175 УК РФ и др.);
- сопутствующие служебные преступления (должностные преступления (гл. 30 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ) и др.).
5) Из предыдущей особенности вытекает следующая, характеризующая преступления в сфере ВЭД как тесно связанные с коррупцией в органах власти и управления, коммерческих и иных организациях. Прежде всего, в работах многих авторов констатируется, что наиболее организованные и общественно опасные способы контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и других таможенных преступлений совершаются в соучастии с должностными лицами таможенных органов.
Наиболее масштабные способы контрабанды невозможны без участия в них целых организованных преступных групп, в которые входят руководители и работники железной дороги и других предприятий транспорта, торговых организаций, банков, добывающих предприятий, заводов-переработчиков и т.п. Контрабандные операции являются одним из мощнейших источников коррупции - этого бича современной России.
В криминальной деятельности практически каждой организованной группы или преступного сообщества можно выделить: определяющую (базовую, или стержневую), вспомогательную, побочную и нетипичную преступные виды деятельности.
Вышеприведенный анализ, изучение следственной практики показывает, что в структуре внешнеэкономической преступной деятельности определяющим ее видом, как правило, являются операции, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу товаров и иных предметов, то есть таможенная преступность.
Основными видами вспомогательной преступной деятельности являются сопутствующие экономические и служебные преступления. Так, если базовой направленностью преступной организации является контрабанда сырьевых товаров, то для этих целей создаются несколько "фирм-однодневок" (лжепредпринимательство, ст. 173 УК РФ). Крупные партии предмета контрабанды - нефтепродуктов, цветного металла и др. - похищаются различными способами, в том числе путем мошенничества (ст. 159 УК РФ), присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ и т.п.), либо приобретается заведомо похищенный товар (ст. 175 УК РФ). Для реализации контрабандной операции обязательно используется подкуп должностных лиц таможенных органов, транспортных предприятий (ст. 290, 204 УК РФ) и т.д.
6) Преступность в сфере ВЭД характеризуется особой сложностью, изощренностью способов совершения и сокрытия преступлений. Способы эти, каналы преступной деятельности, преступные связи, предметы преступлений постоянно и активно видоизменяются, мгновенно и эффективно подстраиваясь под изменения не только законов, но и подзаконных нормативных актов, реагируя даже на изменения в деловых обычаях, средствах и методах работы соответствующих правоохранительных и контролирующих структур. Преступная деятельность находится в постоянной взаимосвязи с конъюнктурой регионального, национального и мирового рынков, включая рынки сбыта предметов, запрещенных к обороту (наркотики, оружие и др.). Криминальные объединения активно диверсифицируют свою деятельность, расширяя ее сферы. Так, в последние годы развивается контрабандный провоз мигрантов, радиоактивных отходов, отмывание денег, финансовое мошенничество посредством использования новейших информационных технологий.
Несмотря на столь угрожающую обстановку, анализ следственной и судебной практики, ведомственных нормативных актов, научной и методической литературы позволяет сделать вывод о том, что правоохранительные органы, призванные бороться с преступностью в сфере ВЭД, не учитывают в должной мере приведенные особенности, качественные и количественные изменения в преступности.
Основными недостатками расследования по уголовным делам о преступлениях в сфере ВЭД относятся:
1) Отсутствие необходимого взаимодействия между правоохранительными органами, в чью компетенцию входит борьба с преступлениями в сфере ВЭД, в том числе на международном уровне, при проведении мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений.
2) Расследование в рамках конкретных уголовных дел направлено в основном на выявление единичных фактов контрабанды (ст. 188 УК РФ), уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), невозвращения валюты (ст. 193 УК РФ). Следователи не усматривают сложные совокупности преступлений, многоэпизодность, организованный характер преступной деятельности.
3) К уголовной ответственности привлекаются, как правило, лишь рядовые исполнители, перевозчики ("курьеры"), посредники в преступных операциях. Организаторы преступной деятельности, владельцы незаконно перемещаемых через таможенную границу ценностей в подавляющем большинстве случаев уходят от ответственности.
4) Практические работники часто просто "не успевают" за эволюционирующей организованной преступностью, не имея возможности противопоставить ей адекватные криминалистические средства, приемы и методы. Криминальная практика с каждым годом берет на вооружение целые группы новых способов совершения преступлений, которые часто вообще не выявляются, а порой и не оцениваются правоприменителями как преступные.
5) При этом коррупция в правоохранительных, контролирующих и иных государственных органах зачастую сводит на нет все усилия по уголовному преследованию руководителей и членов организованных преступных формирований в рамках расследования по наиболее сложным, многоэпизодным, причинившим значительный ущерб преступлениям.
Крайне низкая результативность в выявлении и расследовании преступлений в сфере ВЭД свидетельствует в том числе и о том, что большинство сотрудников правоохранительных органов оказались профессионально не готовыми для расследования данных преступлений.
Так, данные опроса практических работников, проведенного сотрудниками НИИ укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, показали, что почти половина опрошенных осознают, что правильному применению норм уголовного законодательства в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности (вся 22-я глава УК РФ) препятствует недостаточный уровень квалификации (47,9%). Как признают сами опрошенные, только 21,9% из них знакомы с научной (методической) литературой по данной проблеме. Именно с повышением профессионального уровня сотрудники правоохранительных органов (54,1%) напрямую связывают активизацию борьбы с экономической преступностью.
Многие исследователи в области уголовного права, криминологии, криминалистики, констатируя недостаточную разработанность методик расследования в целом всех преступлений в сфере экономической деятельности, особо отмечают важность и необходимость создания и внедрения в практику новых методик расследования преступлений в сфере ВЭД. Между тем комплексных исследований по этой теме, учитывающих криминалистически значимые особенности этих преступлений в современных условиях, до настоящего времени не предпринималось.
6) В настоящий момент в определенной степени разработанными и внедренными в практику являются только частнометодические рекомендации по расследованию контрабанды (ст. 188 УК РФ). Однако речь в них идет преимущественно лишь о тех видах этого опасного преступления, которые в литературе получили название "чемоданная контрабанда", то есть совершаемая гражданами, отправляющимися в турпоездки, командировки за рубеж, которую они прятали в одежде, багаже. Эти в целом относительно простые по механизму совершения преступления во многом потеряли свою актуальность, попросту устарели.
Сейчас же более сложными, масштабными и общественно опасными являются, в частности, способы торговой контрабанды, масштабы которой исчисляются десятками вагонов, цистерн и пр.
А эти, как правило, многоэпизодные преступления теснейшим образом связаны с хищениями, отмыванием денег, уклонением от уплаты налогов, коррупцией и т.д.
Кроме методик расследования контрабанды, только начинают появляться рекомендации по расследованию уклонения от уплаты таможенных платежей, невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте и других отдельных видов преступлений в сфере ВЭД.
Отдавая должное авторам имеющихся методических рекомендаций, следует отметить, что, в силу ограниченных ими самими рамок предмета и объекта исследования, опубликованные работы не обеспечивают решение важнейшей задачи - комплексного методико-криминалистического обеспечения деятельности правоохранительных органов по выявлению, расследованию и предупреждению преступной деятельности в сфере ВЭД.
Как уже отмечалось, преступность в сфере ВЭД - это высокоорганизованная, профессиональная, высокотехнологичная, транснациональная и коррумпированная деятельность, приносящая преступным формированиям баснословные прибыли и осуществляемая путем совершения целого комплекса различных преступлений.
В связи с этим предлагать практическим работникам только лишь рекомендации по расследованию отдельных видов преступлений, в частности контрабанды, без интеграции их в методике более высокого уровня обобщения, на наш взгляд, малоэффективно. Такие частные рекомендации, в отрыве от более обобщенных, в известном смысле "сужают кругозор" правоприменителей, дают им возможность выявлять и расследовать в основном лишь единичные, не самые опасные преступления, изобличать рядовых исполнителей.
Исходя из приведенных особенностей преступности в сфере ВЭД, необходимо констатировать, что криминалистическое обеспечение борьбы с этими преступлениями должно иметь комплексный характер, обеспечивать эффективное применение криминалистических приемов и средств для выявления, расследования и предупреждения разнородных преступлений, относящихся как к базовой, так и вспомогательной и иным видам преступной деятельности. Следственные и оперативно-розыскные подразделения своими основными задачами должны ставить не только собственно раскрытие и расследование преступлений в сфере ВЭД, но и обеспечение развала, разгрома (уничтожения) организованных преступных формирований.
Указанные задачи могут быть решены путем разработки и внедрения в практику комплексной методики расследования преступлений в сфере ВЭД, которая должна содержать научно обоснованные рекомендации высокой степени общности, позволяющие значительно более эффективно, организованно и целенаправленно выявлять, пресекать и расследовать прежде всего наиболее опасные формы преступности в этой важнейшей сфере экономики государства.
Вновь создаваемые методические рекомендации должны учитывать новеллы уголовного законодательства, появление новых способов совершения преступлений и т.д., то есть соответствовать основным направлениям дальнейшего развития частнометодических криминалистических рекомендаций. Однако разработка такого комплекса невозможна без построения надлежащего "фундамента" - основания формирования, в качестве которого должны быть приняты понятие и классификация преступлений в сфере ВЭД.
Вопрос о видах преступлений, входящих в общность "преступления в сфере ВЭД", ранее в криминалистических исследованиях предметно не рассматривался. До настоящего времени разрабатывались только методики расследования отдельных видов преступлений, прежде всего контрабанды (ст. 188 УК РФ). Подразумевалось, что этот состав входит в классификационную группу "таможенные преступления", сформированную уголовно-правовой наукой.
Вместе с тем в криминалистической литературе общепризнано, что уголовно-правовые критерии не в состоянии обеспечить учет всех особенностей преступных деяний, которые имеют значение для выявления и раскрытия преступлений, хотя большинство ученых признает основополагающий характер уголовно-правовой классификации.
Поэтому, с одной стороны, очевидно, что в основу криминалистической классификационной группы преступлений в сфере ВЭД необходимо положить ряд составов, объединяемых в уголовно-правовой и криминологической литературе термином "таможенные преступления". С другой стороны, только таможенными преступлениями анализируемая общность ограничиваться вряд ли может. Рассмотрим проблему поэтапно.