Свободные экономические зоны. Нормативное определение

Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах.

Федеральный закон от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" определяет правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области.

В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, Особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" Российские и иностранные товары, ввозимые участниками Особой экономической зоны на ее территорию, ввозятся, размещаются, используются на территории Особой экономической зоны и вывозятся с ее территории в порядке и на условиях, которые установлены для таможенного режима свободной таможенной зоны.

Так же см. Указ Президента РФ от 03.06.1993 N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал";

Указ Президента РФ от 18.06.1994 N 1257 "Об урегулировании вопросов создания и функционирования свободных таможенных зон в Российской Федерации";

Распоряжение Правительства РФ от 16.01.1996 N 57-р "О создании свободной таможенной зоны на территории, прилегающей к аэродрому Ульяновск-Восточный";

Приказ СЗТУ России от 03.12.1991 N 39 "О создании свободных таможенных складов на территории Северо-Западного региона".

В российском законодательстве понятие "свободные экономические зоны" идентифицируется с понятием "особые экономические зоны". Последние впервые были упомянуты в Законе 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР", принятом в начале проведения экономических реформ, а ныне уже недействующем.

В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", принятом в 1995 году, предусматривалось, что "особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", который вступил в силу в июне 2004 г. - через шесть месяцев после его опубликования.

В нем определение свободной экономической зоны повторяет формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Такое постоянство в понимании этой категории позволяет предположить, что законодатель намеренно связывает понятие "свободная экономическая зона" с кругом отношений, возникающих в рамках внешнеторговой или связанной с ней деятельности. На это указывает и сфера применения Закона, где содержится такая норма. Согласно ст. 1 Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" 2003 г. определяет основы государственного регулирования внешнеторговой, а не какой-либо иной хозяйственной деятельности.

В литературе понятию "свободная экономическая зона" дается более широкое толкование. В учебнике по международному частному праву, например, данное понятие приводится в связи не с внешнеторговой, а с инвестиционной деятельностью. Следуя этому, "под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий". Такое свободное толкование понятия "свободные экономические зоны" сильно отличается от легального определения, которое дается в законах о внешнеторговой деятельности.

Что же считать "свободной экономической зоной" - режим деятельности или территорию - на практике этот вопрос приобрел важное значение, так как именно из-за его нерешенности не были реализованы положения Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", предписывающие принятие федерального закона о свободных экономических зонах.

Нельзя не отметить востребованность закона об особом режиме хозяйственной деятельности. Законодательные органы испытывали достаточно сильное давление регионов, желающих иметь федеральные законы, касающиеся конкретных экономических территорий (например, территории экономической зоны "Находка", Калининградской области и ряда других). Среди многочисленных предложений проектов законов лишь для немногих регионов был принят специальный закон. Одним из них стал Закон "Об особой экономической зоне Калининградской области" 1996 года. В отношении многих свободных экономических зон действуют нормативные акты в форме постановлений Правительства или указов Президента РФ. Что же касается закона о свободных экономических зонах вообще, то работа над его проектом все еще продолжается.

Согласно Программе экономического развития на среднесрочную перспективу на 2003 - 2005 годы предполагалось разработать правовые основы для создания в Российской Федерации "образований с особыми экономическими условиями функционирования (особых экономических зон)". Эта проблема неоднократно поднималась в печати. Немаловажное значение среди особых условий хозяйствования в таких зонах имеет таможенный режим, что по содержанию регулирования ставит в один ряд понятия "свободная" и "особая" экономические зоны, определение которых дано в законодательстве о внешнеторговой деятельности.

Прежде всего необходимо выяснить, являются ли свободные экономические зоны, используемые во внешнеторговой деятельности, и "образования с особыми экономическими условиями функционирования" - особые экономические зоны одной и той же категорией, или все-таки речь идет о двух различных правовых институтах, из которых один используется применительно к инвестиционной, а другой - к внешнеторговой деятельности.

Наши рекомендации