Тема 7. Социальная защита работающих инвалидов
Вопросы:
1.Понятие и значение социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
2.Порядок признания гражданина инвалидом.
3.Понятие, инвалидности, классификации и критерии, применяемые при проведении медико-социальной экспертизы.
4.Понятие мер социальной поддержки инвалидов. Социальная реабилитация инвалидов.
5.Трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов.
6.Механизм защиты лиц с пониженной трудоспособностью в трудовом праве.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1.Проанализируйте нормы о причинах инвалидности. Каковы правовые последствия установления гражданину тех или иных причин инвалидности? Результат оформите в виде таблицы (схемы).
Основная литература:
1. Галаганов, В. П. Право социального обеспечения: учеб. для сузов рек. ФГУ «Федер. ин-т развития образования» / В. П. Галаганов. - М.: КноРус, 2010. - 511, [1] с.
2. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учеб. для вузов / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 575, [1] с.
Иная рекомендуемая литература:
1. Антипьева Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: правовое регулирование: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
Основной нормативный материал и акты судебной практики:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
- Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изм. и доп.).
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп.).
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изм. и доп.).
- Указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов».
- Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.
- Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изм. и доп.).
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 марта 2004 г. № 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения».
- Постановление Министерства труда РФ от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (с изм. и доп.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ Материалы
4.1. Методические рекомендации для преподавателя
Курс «Организация социальной защиты работников» нацелен на подготовку специалистов, способных решать сложные комплексные задачи в сфере социальной защиты населения, быть готовыми к профессиональной деятельности, связанной с реализацией правовых норм различных институтов отрасли и направленной на содействие защите прав граждан на социальное обеспечение.
По завершению изучения курса, студент должен уметьобеспечивать соблюдение законодательства в профессиональной деятельности; юридически грамотно квалифицировать факты и юридически-значимые обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, принимать решения по организации социальной защиты работников и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законодательством; вскрывать и устанавливать факты нарушений; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; ориентироваться в специальной литературе.
Особое внимание следует уделить формированию следующих компетенций: способности демонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связей между правом социального обеспечения, трудовым правом и смежными дисциплинами по вопросам организации социальной защиты работников.
Предлагаемый курс должен обеспечить студентов как теоретической базой в сфере организации социальной защиты работников, так и разнообразными практическими знаниями и навыками, которые дадут им возможность непосредственно участвовать в практической деятельности в этой области.
С учетом того, что данный курс разрабатывается как один из специализированных, особое внимание в нем уделяется изучению правоприменительной практики, как на федеральном, так и на региональном уровнях системы социальной защиты.
При чтении лекцийнеобходимо придерживаться следующих общих рекомендаций:
В лекциях необходимо сочетать теоретические материалы и практические примеры, представляющие федеральную и региональную практику организации социальной защиты работников (практику Удмуртской Республики), специфику полномочий федеральных органов государственной власти, учреждений и других участников отношений по организации социальной защиты работников.
Для закрепления лекционного материала, подготовки к семинарам и выполнения самостоятельных работ рекомендуется достаточно большое количество литературы. Учитывая то, что данная сфера является очень динамичной, необходимо добиваться того, чтобы наряду с базовыми учебниками студенты активно использовали другие источники – комментарии специалистов, аналитические и мониторинговые материалы, материалы периодических изданий, включая интернет-сайты городов, регионов, различных организаций.
При чтении лекцийнеобходимо использовать интерактивные методы обучения. Рекомендуемый объем – от 20 до 40 процентов аудиторных занятий.
В форме проблемной лекции рекомендуется подавать материал следующих тем: