Дайте понятие, назовите цели, задачи и принципы финансового контроля.
Дайте понятие, назовите цели, задачи и принципы финансового контроля.
Понятие «финансового контроля» можно рассматривать в широком и узком смысле.
В широком - ФК - один из элементов правленческой деятельности государства, который базируется на присущей финансам контрольной функции и заключается в выявлении содержания всех финансовых процессов в обществе.
В узком – ФК – это деятельность специально уполномоченных субъектов по обеспечению законности и целесообразности финансовых операций.
Общим объектом финансового контроля являются денежно-распорядительные процессы, при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных фондов при выполнении государством его публичных функций.
Непосредственным объектом могут выступать доходы, отчисления, формирование уставных фондов и т.д.
Цель финансового контроля носит двоякий характер и заключается в обеспечении законности и эффективности, организация и перераспределение денежных ресурсов в публичной сфере. Осуществление цели через задачи.
Задачи:
1) Обеспечение баланса между наличием денежных ресурсов и их наличиями.
2) Обеспечение своевременности и полноты реализации финансовых обязательств перед государством.
3) Выявление внутренних резервов роста финансовых ресурсов.
4) Обеспечение целевого использования средств централизованных денежных фондов.
Принципы:
1) Законность (неуклонное и точное соблюдение правовых норм всеми контрольными органами и должностными лицами).
Кодекс финн контроля в РБ– 510 указ.
2) Независимость (все субъекты финансового контроля независим в своей деятельности от органов государственной власти).
3) Объективность (должны быть документально подтвержденные данные, полученные в установленном законом порядке).
4) Ответственность (нарушение действующего законодательства, выявленные в ходе контрольных действий должны сопровождаться привлечением к юридической ответственности).
5) Гласность (открытость и доступность сведений, полученных в ходе контрольных действий, за исключением, если это является государственной или семейной тайной и т.д. + раз год минимум отчетность центрального контрольного органа (КГК) Парламенту – у нас нет, ибо КГК подотчетен Президенту).
6) Системность – единство правовых основ, контрольно-ревизионной и аналитической деятельности, осуществляемой контрольными органами.
510 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА – все принципы и есть (= кодекс контроля).
Законность в РБ – соблюдение закона при назначении, проведении проверок, оформлении их результатов, при принятии решений, а также при оценке действий/ бездействия проверяющих.
Принцип презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта. Контролирующие органы должны доказать виновность, а не хоз. субъект оправдываться!
Принцип открытости и доступности нормативно правовых актов (в том чисел и технических), соблюдение которых проверяется в ходе контроля – наш аналог гласности.
Равенство прав и законных интересов всех проверяемых субъектов – было как-то, что по разному проверялись государственные органы и частные.
Открытость информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности – продолжение идеи гласности.
Принцип ответственности контролирующих органов и должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля - ответственность не только за организационные аспекты, но и за причинение вреда при осуществлении контроля (гражданская ответственность),
Принцип предупреждения совершения правонарушений – недостаточно нормативно раскрыт в нашей законодательной системе.
Назовите источники бюджетного права и дайте их классификацию.
источники бюджетного права:
1. конституция
2. указы президента
3. законы
4. постановления совета министров
5. совместные акты совета министров и национального банка
6. Министерство финансов
7. Решения местных исполнительных и распорядительных органов
Методы
1) закрепление принципов межбюджетных отношений
a. разграничение и закрепление доходов между различными бюджетами (между уровнями бюджетной системы)
b. распределение и закрепление расходов между бюджетами
c. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности всех бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь
d. разграничения расходов и доходов, т.е. распределения по уровням бюджетной системы
e. межбюджетные трансферты – выделение средств из бюджета одного уровня бюджеты другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Типы
i. дотация – выделение из бюджета одного уровня бюджету другого уровня денежных средств в случаях когда собственных и регулирующих доходов бюджета недостаточно для обеспечения его сбалансированности. Выделение возможно на основании нормативов бюджетной обеспеченности
ii. субвенция– средства, предоставляемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня на осуществление определенных целевых расходов
iii. другие – в случае принятия акта законодательства, вызвавшего уменьшение дохода или увеличения расхода нижестоящего бюджета (п. 7 ст. 101 БК)
f. бюджетный кредит – средства, предоставляемые из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня, а также из республиканского бюджета бюджету внебюджетного фонда или из бюджета внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возмездной основе. Предоставляется на основе договора (стороны:Минфин либо местные исполнительные и распорядительные органы или администрация внебюджетного фонда). Это публичный договор. Цель: 1) для финансирования временных кассовых разрывов. Срок – конец текущего года; 2) реализация инвестиционных проектов (до 5 лет). Пеня за невозврат – 100% ставки рефинансирования; 3) финансирования дефицита бюджета.
Назовите полномочия Министерства финансов Республики Беларусь в бюджетном процессе.
Дайте понятие, назовите цели, задачи и принципы финансового контроля.
Понятие «финансового контроля» можно рассматривать в широком и узком смысле.
В широком - ФК - один из элементов правленческой деятельности государства, который базируется на присущей финансам контрольной функции и заключается в выявлении содержания всех финансовых процессов в обществе.
В узком – ФК – это деятельность специально уполномоченных субъектов по обеспечению законности и целесообразности финансовых операций.
Общим объектом финансового контроля являются денежно-распорядительные процессы, при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных фондов при выполнении государством его публичных функций.
Непосредственным объектом могут выступать доходы, отчисления, формирование уставных фондов и т.д.
Цель финансового контроля носит двоякий характер и заключается в обеспечении законности и эффективности, организация и перераспределение денежных ресурсов в публичной сфере. Осуществление цели через задачи.
Задачи:
1) Обеспечение баланса между наличием денежных ресурсов и их наличиями.
2) Обеспечение своевременности и полноты реализации финансовых обязательств перед государством.
3) Выявление внутренних резервов роста финансовых ресурсов.
4) Обеспечение целевого использования средств централизованных денежных фондов.
Принципы:
1) Законность (неуклонное и точное соблюдение правовых норм всеми контрольными органами и должностными лицами).
Кодекс финн контроля в РБ– 510 указ.
2) Независимость (все субъекты финансового контроля независим в своей деятельности от органов государственной власти).
3) Объективность (должны быть документально подтвержденные данные, полученные в установленном законом порядке).
4) Ответственность (нарушение действующего законодательства, выявленные в ходе контрольных действий должны сопровождаться привлечением к юридической ответственности).
5) Гласность (открытость и доступность сведений, полученных в ходе контрольных действий, за исключением, если это является государственной или семейной тайной и т.д. + раз год минимум отчетность центрального контрольного органа (КГК) Парламенту – у нас нет, ибо КГК подотчетен Президенту).
6) Системность – единство правовых основ, контрольно-ревизионной и аналитической деятельности, осуществляемой контрольными органами.
510 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА – все принципы и есть (= кодекс контроля).
Законность в РБ – соблюдение закона при назначении, проведении проверок, оформлении их результатов, при принятии решений, а также при оценке действий/ бездействия проверяющих.
Принцип презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта. Контролирующие органы должны доказать виновность, а не хоз. субъект оправдываться!
Принцип открытости и доступности нормативно правовых актов (в том чисел и технических), соблюдение которых проверяется в ходе контроля – наш аналог гласности.
Равенство прав и законных интересов всех проверяемых субъектов – было как-то, что по разному проверялись государственные органы и частные.
Открытость информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности – продолжение идеи гласности.
Принцип ответственности контролирующих органов и должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля - ответственность не только за организационные аспекты, но и за причинение вреда при осуществлении контроля (гражданская ответственность),
Принцип предупреждения совершения правонарушений – недостаточно нормативно раскрыт в нашей законодательной системе.