Перевозка почты автомобильныи транспортом
Большой удельный вес в системе перевозки почты имеет автомобильный транспорт. Перевозка почты осуществляется по 640 маршрутам. На обслуживании данных маршрутов занято более 1100 автомобилей. Для перевозки почты используется ведомственный, а так же наемный автотранспорт общего пользования и других ведомств на договорных началах (перевозка почты по почтовым маршрутам осуществляется на автомобилях ГАЗЕЛЬ, ГАЗ 53, ЗИЛ).
Автомобильный транспорт органов связи объединен в транспортные конторы, автобазы, гаражи, управления механизации. Автотранспортные предприятия и организации осуществляют перевозку почты легковыми и грузовыми автомобилями, в том числе таксомоторами и специализированными, а также рейсовыми и пассажирскими автобусами в соответствии c объемом и расписанием движения почты по маршрутам. Перевозка почты организуется на основе договоров, заключаемых ПTУС и предприятиями связи, a также управлениями и предприятиями автомобильного транспорта. K договору обязательно прилагается расписание движения почты по маршрутам. Типовой договор на перевозку почты утверждают Министерство автомобильного транспорта и Министерство связи и информатизации.
Почтовые маршруты по форме построения подразделяются на:
— радиальные - маршрут, движение по которому осуществляется по прямой или ломаной, но не замкнутой линии;
— кольцевые - маршрут, по которому движение почтового транспорта осуществляется между тремя или более предприятиями связи по замкнутой линии. Кольцевые маршруты более экономичны, чем радиальные, но, как правило, протяжение их не должно превышать 30 км при обслуживании гужевым транспортом, и 100-2000 км - автомобильным транспортом, так как при большом протяжении доставка почты может быть замедлена.
— комбинированные - маршрут, где почтовый транспорт на одних участках движется по радиальному маршруту, а на других участках - по кольцу. При построении почтовых маршрутов учитываются местные условия, состояние дорог и обязательно скорость доставки всех видов почты, особенно газет, a также эффективное использование транспорта при минимальных расходах на перевозку почты.
По административным признакам автомобильные почтовые маршpyты делятся на межобластные, межpaйонные, внyтpирaйонные, подъездные и внyтpигородские.
Кузов автомобиля обязательно должен быть закрыт на замок и дополнительно закрыт c применением контрольных замков c контрольными марками.
Для хранения ценностей в кузове автомобиля должен быть установлен прикреплённый к полу кузова запирающийся металлический или обитый жестью ящик, закрывающийся на замок.
Замки и ключи к ним, удостоверения формы 81 должны выдаваться работнику, сопровождающему почту перед выездом на маршрут под расписку в журнале выдачи (сдачи) работникам по сопровождению почты замков, удостоверений формы 81 (далее-специальный журнал).
Вместе c почтой в кузове автомобиля запрещается перевозить взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества, горюче - смазочные материалы, a также инструменты, запасные части и колёса к автомобилю.
Сопровождение и охрана почты осуществляется:
— на межрайонных маршрутах - специально выделенными работниками связи (почтальонами) и водителями. Разрешается использование фельдъегерей спецсвязи для сопровождения и охраны почты по автомобильному маршруту от областного до районного центра, a при необходимости и внутри района;
— на внутрирайонных маршрутах - специально выделенными работниками связи, водителями, начальниками передвижения отделений связи, возчиками (если почта перевозится грузовым транспортом), a при необходимости - начальниками отделений связи или их заместителями;
— на внутригородских маршрутах - специально выделенными работниками связи и водителями.
Сопровождение и охрана почты, перевозимой по межрайонному или внутрирайонному маршруту в оборудованной автомашине, может осуществляться одним водителем, совмещающим работу по сопровождению и охране почты, a общая сумма перевозимых почтовых ценностей в этом случае не должна превышать более 300 минимальных заработных плат, по межрайонному или внутрирайонному маршруту, сопровождение и охрана почты должны осуществляется не менее чем двумя работниками, старшим из которых является специально выделенный работник связи, который в пути следования должен находиться в кузове автомашины, а второй - водитель автомашины, оформленный ответственным за сопровождение и охрану почты. При перевозке почтовых ценностей в бортовой автомашине на сумму свыше >300 минимальных заработных плат, для сопровождения и охраны её в пути, помимо водителя, должны выделяться ещё два работника.
Во всех случаях в кузове бортовой автомашины должен быть установлен запирающийся металлический ящик, прикреплённый к полу.
При перевозке почты грузовым транспортом (на телеге) в сопровождении одного работника (возчика) на внутрирайонном маршруте допускается отправка почтовых ценностей на сумму до 200 минимальных заработных плат. При следовании с почтой почтовых ценностей свыше 200 минимальных заработных плат, сопровождения и охраны почты выделяется специальный работник связи.
По подъездным маршрутам почта должна сопровождаться специально выделенным работником связи (почтальоном), вторым работником по сопровождению и охране почты может быть водитель автомашины, оформлен ответственным за сопровождение и охрану почты. При необходимости в помощь может быть выделен третий работник связи.
При перевозке почты автомашинами по межрайонным, внутрирайонным, внутригородским и подъездным маршрутам в закрытых и опломбированных контейнерах, сопровождение и охрана почты возлагается на водителя автомашины, оформленного ответственным за сопровождение и охрану почты. При перевозке в контейнерах высокоценных почтовых отправлений для сопровождения и охраны почты выделяется работник связи.
В тех случаях, когда сопровождение и охрана почты осуществляется двумя специально выделенными работниками связи, один из работников назначается старшим и его фамилия указывается в маршрутной накладной формы 24 или карты отправки формы ПС16.
Распоряжения и указания старшего являются обязательными к выполнению для всех других работников, выделенных для сопровождения и охраны почты.
Перед отправкой почты по маршруту работникам, которым поручено сопровождение, охрана и обмен почты, выдаются удостоверения формы 81 на право сопровождения и обмена почты. Кроме того, работнику, сопровождающему почту, выдаются расписания движения почты по маршруту и схема маршрута, утверждённые руководителем предприятия почтовой связи, а также необходимое количество порожних мешков для расчёта.
Тем работникам, сопровождающим почту, у которых отсутствуют удостоверения формы 81,запрещено выдавать из отделения связи почтовые отправления и закрытые вещи, за исключением мешков с простой письменной корреспонденцией.
Работником, отправляющим почту, в маршрутной накладной формы 24 на оборотной стороне в последней графе (помимо указания всех необходимых сведений об отправляемой почте), делается отметка в сокращённом виде об опечатывании кузова ("кузов опломбирован.","кузовопечатан",а если с применением контрольного замка, то указывается "к.м №").
С момента приема почты до ее сдачи по назначению работник почтовой связи, выдавший за нее расписку, несет полную ответственность за сохранность почты и своевременное продвижение ее по почтовому маршруту.
Работники, сопровождающие почту, должны неотлучно находится при почте, принятой для перевозки по маршруту. В пути следования запрещается оставлять без присмотра почтовую автомашину, допускать проезд посторонних лиц или провоз постороннего груза. Работники, сопровождающие почту, обязаны точно соблюдать установленный маршрут следования почты, не допускать остановок в непредусмотренных расписанием местах (за исключением случаев ремонта дороги, неисправности автомобиля), при следовании автомашины не разрешается курить или пользоваться открытым огнем.
Перед отправкой почты подлежат заделке мешки:
— отправления письменной корреспонденции с объявленной ценностью, мелкие
посылки, отправления «Экспресс», дефектные посылки, которые по своим размерам входят в мешок, с приложением акта формы ПС55;
— отправления письменной корреспонденции (простой и заказной).
Посылки, письма, мелкие пакеты с объявленной ценностью, отправления «Экспресс», подлежащие пересылке в закрытых вещах, приписываются (автоматически) к карте отправки формы ПС16. Первый экземпляр карты отправки формы ПС16 вместе с приписанными к ней отправлениями и сопроводительными адресами к посылкам вкладываются в мешок. Копия карты отправки формы ПС16 остается в отделении почтовой связи, отправляющим почту.
К страховому мешку прикрепляется адресный ярлык формы ПС18, на котором указывается, откуда и куда следует мешок, наклеивается стикерштрих-кода. Предварительно ярлык штемпелюется, подписывается одним работником, который составил карту отправки и заделал мешок. Страховые мешки опечатываются.
Отправка почты осуществляется:
— из отделения почтовой связи - лично начальником, его заместителем или лицом, назначенным приказом.
Перед отправкой почты работники, на которых возложены данные функции, обязаны:
— проверить правильность оформления почты и сопроводительных документов;
— подписать общую карту отправки формы ПС16;
— сдать почту и сопроводительные документы работнику, сопровождающему почту под расписку в копии маршрутной накладной формы 24 и обеспечить бережную погрузку, своевременную и сохранную отправку почты.
В маршрутной накладной указывается количество вещей (отдельно заказные, страховые мешки, EMS (внутренние и международные), прочие мешки, подпись работника, который производит обмен почты. Если почты нет, то указывается отметка «Почты нет» и подпись. Сопровождающий почты указывает в карте отправки номер маршрута, время получения почты, свою подпись и количество принятых вещей.
Доставленная на объект почтовой связи почта принимается от сопровождающего работника должностными лицами, приказом на которых возложен прием и отправка почты:
— в отделениях почтовой связи - лично начальником, его заместителем или другим лицом, назначенным приказом;
— на других объектах почтовой связи - работниками, на которых возложены эти функции приказом начальника объекта почтовой связи.
При приеме почты ответственные лица должны:
— поименно проверить по картам отправки формы ПС16 правительственные, международные и страховые мешки, а также мешки «Экспресс» и «ЕМS». Остальнаяпочта принимается счетом с последующей поименной проверкой;
— тщательно осмотреть наружное состояние почтовых отправлений и закрытых почтовых вещей, проверить правильность их заделки и направления.
После этого в маршрутной накладной формы 24 в установленном месте после указания времени приема в графе «Расписка в получении почты» указывается: «Принято семь вещей. ОН Редька, подпись», расписка заверяется оттиском календарного штемпеля. При приеме почты по карте отправки формы ПС16 на лицевой стороне в правом верхнем углу учиняется расписка следующего содержания: «16.20 Принято десять вещей. ОН Редька, подпись», расписка заверяется оттиском календарного штемпеля.
Если работник, сопровождающий почту по почтовому маршруту, предъявит к сдаче на объект почтовой связи закрытую почтовую вещь, посылку, имеющие признаки доступа к вложению: с поврежденной оболочкой, с сильно окрашенными или неясными печатями, оборванной перевязью, сильно вытянутой перевязью, нарушенной индикаторной пломбой, дополнительно оклеенную немаркированной лентой, поврежденной контрольной этикеткой несанкционированного вскрытия, неправильно заделанную или с недостающим весом и не оформленную актом формы ПС51, как дефектную, такая закрытая почтовая вещь, посылка объектом почтовой связи взвешивается и не принимается. В таких случаях учиняется расписка за фактически полученную почту. Кроме того, в общей карта отправки формы ПС16 и маршрутнойнакладной формы 24 на поступившую почту на свободном месте делается отметка за подписями работников, производивших обмен почты. Отметка заверяется оттиском календарного штемпеля объекта почтовой связи, не принявшего посылку, закрытую почтовую вещь. Не принятая закрытая почтовая вещь, посылка возвращается почтальону по сопровождению для дальнейшей сдачи на объект почтовой связи, осуществлявший отправку почты на маршрут.