Пять конкретных способов обращения с просьбами
Позвольте мне еще раз напомнить вам библейскую истину, которая стала концептуальной основой этой главы: «Просите, и дано будет вам; Ищите, и найдете, Стучите, и отворят вам». При правильном применении эта фундаментальная концепция оказывается беспроигрышной. Предлагаю вам четыре совета, способных максимально облегчить использование «волшебной формулы» в повседневных ситуациях.
Способ № 1: допускайте возможность отказа. Это поможет вашему моральному росту. Бекки С. привыкла бояться отказов, потому что в детстве ей слишком часто приходилось слышать «нет». Будьте готовы к следующим вариантам: а) человек, которого вы просите, не в силах дать вам то, что вам нужно, например: вы можете предложить кому-нибудь купить принадлежащую вам вещь, но у этого человека просто нет денег, б) вы можете просить о повышении, но получить временный отказ, потому что вам не хватает опыта; не позволяйте этому обстоятельству поставить крест на вашей мечте — подучитесь, выдержите паузу, а потом просите
снова.
Научитесь спокойно воспринимать отказы. Говорят, что нельзя считать человека настоящим спортсменом до тех пор, пока он хотя бы раз не потерпит поражение. Тех из нас, чья работа связана с убеждением людей — людей, чей успех определяется умением заставить других делать то, что нужно им, — тоже нельзя считать настоящими специалистами в области просьб,
пока мы не услышим столько отказов, что научимся с ними мириться.
Способ №2: остерегайтесь непрошеных советов. Хотите верьте, хотите нет, но большинство советов, которые вы получите в жизни, будут выданы вам добровольно, без вашей просьбы. Например, если вы только что приняты в новую компанию, всегда существует вероятность того, что кто-нибудь из старожилов (который начинал там рассыльным лет 30 тому назад) захочет дать вам, желторотому новичку, очень ценный совет. Такой человек отведет вас в сторону и скажет: «На твоем месте я бы сделал то-то и то-то» или: «Если ты будешь делать вид, что очень занят, тебя не станут слишком сильно нагружать работой». Но подобные советчики чаще всего ничего собой не представляют, поэтому какой прок от их советов?
Суть их рекомендаций обычно сводится к тому, «как уклониться от дополнительной работы», «почему никогда не стоит перечить боссу», «как раз и навсегда защитить себя от сверхурочной работы» или «как не вывести босса из себя».
Непрошеные советы, полученные в рабочих ситуациях, почти всегда никчемны или даже вредны, потому что обычно исходят от неудачников. Вряд ли вы будете просить совета, как бросить курить, у человека, которому в день трех пачек сигарет мало. А если вы желаете подняться по служебной лестнице, то вам не стоит прислушиваться к советам человека, который 20 лет просидел на одном стуле.
Практически все дельные советы, которые вам предстоит получить в жизни, будут даны вам только по вашей просьбе. Обращайтесь к признанным экспертам. Напрашиваться в советчики они не станут, но если их попросить, то с готовностью вам помогут.
Способ №5: просить можно, но попрошайничать — никогда. Между просьбой и попрошайничеством, хотя эти понятия часто путают, есть огромная разница. Просьба — это обращение к человеку за информацией,
знак уважения или предложение чего-то в обмен на что-то другое. Умение просить — это положительное качество, достойное восхищения.
Попрошайничество предполагает давление на жалость, подхалимаж и пресмыкательство. Попрошайки обычно ассоциируются с нищетой, безысходностью и презрением. Попрошайничество — качество отрицательное и. достойно всяческого осуждения.
В последнее время мы практически узаконили попрошайничество, запустив огромное количество программ государственной помощи. Людей приучают к тому, что получать еду задаром или за ничтожную часть стоимости — это вполне приемлемо.
В период Великой Депрессии 1930-х годов у людей было намного больше самоуважения. Они могли постучать в вашу дверь и попросить еды, предлагая в обмен поколоть дрова или выполнить какую-нибудь другую тяжелую работу. Они не были попрошайками, а продавали свой труд, то есть занимались достаточно почетным делом.
Просите, сколько хотите, но никогда не попрошайничайте. Вот несколько примеров попрошайничества, заранее обреченных на неудачу.
«Мне приходится зарабатывать на учебу в колледже. Не купите ли вы у меня что-нибудь, чтобы я смог заплатить за нее?» Большинство людей сразу же почувствуют обман. Вместо того чтобы просить, сфокусируйте внимание на том, как убедить покупателя в выгоде приобретения предлагаемого вами товара. Формулируя просьбу, не умоляйте — делайте упор на интерес покупателя.
Другой пример: «Профессор, если вы поднимете мне оценку хотя бы на один балл, я смогу попасть в аспирантуру». В данной ситуации человек просит преподавателя совершить поступок, противоречащий его этике. Вместо того чтобы повысить отметку, он может поступить наоборот!
Попробуйте сказать по-другому: «Профессор, я попал в критическое положение. Над чем мне нужно по-
работать, чтобы поднять отметку на один балл и попасть в аспирантуру?».
Помните, что попрошайничество унизительно и снижает вашу самооценку. Кроме того, оно очень редко приносит результаты.
Я не консультант по вопросам брака и семьи, но, тем не менее, ко мне часто обращаются за советом люди, желающие восстановить распавшиеся семьи. Очень часто они говорят: «Я умоляла его принять меня обратно, но ответом было категорическое «нет».
В подобных ситуациях я всегда указываю на бесполезность мольбы и предлагаю другой подход. Я советую попросить у бывшего партнера прощения и пообещать, что вы постараетесь изменить свое поведение и продемонстрировать всю силу своей любви. Бывшие супруги презирают людей, готовых ползать перед ними на животе. Если вы действительно хотите возобновить отношения, просите об этом, но не умоляйте.
Способ № 4: повторяйте вашу просьбу, по каждый раз делайте это по-другому. Есть старая мудрая поговорка. «Когда люди говорят «нет», они имеют в виду «может быть». А когда люди говорят «может быть», они имеют в виду «да».
Вот мой совет, который может принести вам много денег и огромное удовлетворение. Он достаточно прост. После того как вы предложите кому-то заключить сделку и вам скажут «нет», подождите день-два и скажите, что забыли обсудить несколько нюансов, которые могут радикально изменить всю ситуацию.
Попросите о повторной встрече. По всей вероятности, ваш клиент даст вам такую возможность. В ходе беседы изложите предложение по-новому и еще раз попросите оформить заказ.
Один мой знакомый, чья специальность — помогать людям в организации бизнеса на дому, использует эту технологию с поразительным успехом. Недавно он рассказал мне, что, по меньшей мере, каждая вторая супружеская пара, которая отвечает ему «нет» во время
первого представления плана, говорит «да» после того, как он встречается с ними во второй раз.
Вывод: просьбы должны быть настойчивыми. Если первая попытка окажется неудачной, просите еще, еще и еще раз.
Просите и добивайтесь успеха! Помните:
• Преуспевающие люди не стесняются просить. Просьбы принесут вам больше любви, денег и уважения.
• Выберите себе в наставники преуспевающего человека, который с готовностью вам поможет, если только вы его попросите.
• Хотите получить повышение? Попросите.
• Всегда просите людей помочь вам — никогда не приказывайте.
• Формулируйте ваши просьбы так, чтобы в ответ услышать «да».
• Вопросы — признак интеллекта, а не глупости.
• Если с вами поступили несправедливо, просите исправить положение.
• Спрашивайте: «Как мне работать лучше?» Не пытайтесь оправдывать посредственное выполнение работы.
• Когда просите, помните о том, что необходимо:
а) Учитывать возможность отказа.
б) Остерегаться непрошеных советов.
в) Просить — но никогда не попрошайничать.
г) Повторять вашу просьбу, но каждый раз делать это по-другому.
Как приобрести влияние с помощью харизмы и выполнения обязательств
Через мою жизнь прошло много людей, ставивших перед собой большие цели. У тех, кто добивается потрясающих успехов, есть несколько общих отличительных черт. Если вы внимательно понаблюдаете за настоящими лидерами, то обязательно обнаружите наличие у них харизмы и верности обязательствам. Давайте посмотрим, почему эти качества обязательны для любого, кто хочет получить больше, и как их можно развить.