Производственной (профессиональной)

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ)

ПРАКТИКИ

для специальности 38.02.01Банковское дело

2017 г.

Программа производственной (профессиональной)практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Банковское дело 080000 Экономика и управление.

Организация-разработчик: АНПОО «Гуманитарный колледж»

Разработчик: Соловьева Е. И., Медведева Н. В. – преподаватели колледжа

©, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
1.1 Место учебной и производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП)
1.2 Цели и задачи учебной и производственной практики
1.2.1 Вид профессиональной деятельности: Ведение расчетных операций
1.2.2 Вид профессиональной деятельности: Осуществление кредитных операций
1.2.3 Вид профессиональной деятельности: Выполнение работ по должности служащего «Контролер банка»
1.3 Количество недель (часов) на освоение программы учебной и производственной практики
1.4 Формы проведения учебной и производственной практики
1.5 Место и время проведения учебной и производственной практики
1.6 Отчетная документация студента по результатам практики
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕННОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1 Тематический план практики
3.2 Содержание программ практики
4 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ
5.1 Форма отчетности
5.2. Порядок подведения итогов практики
5.3 Оценка сформированности профессиональных и общих компетенций

.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙПРАКТИКИ

1.1 Место учебной и производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП).

Программа учебной и производственной практики является частьюОПОП в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 Банковское дело в части освоения основных видов профессиональной деятельности:Ведение расчетных операций, осуществление кредитных операций, выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Цели и задачи учебной и производственной практики.

Целями практики являются:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовыхдисциплин;

- формирование первичных профессиональных умений и навыков поизбранной специальности;

- приобретение практических навыков в будущей профессиональнойдеятельности.

В соответствии с целью можно сформулировать следующие основныезадачи практики:

- ознакомление с кредитной организацией, в которой проходит практика, с цельюформирования общего представления об организационной структуре идеятельности кредитной организации.

- изучение показателей, характеризующих эффективность деятельности кредитной организации

- приобретение навыков работы с реальными документами,справочными, нормативными и законодательными материалами.

- формирование у обучающихся профессиональных компетенций.

- приобретение практического опыта выполнения работ, связанных спрофессиональной деятельностью.

Формы проведения учебной и производственной практики

Учебная и производственная практика проводится в форме практическойдеятельности обучающихся под непосредственным руководством иконтролем преподавателей профессиональных модулей и руководителем оторганизации.

Место и время проведения учебной и производственной практики

Местом прохождения учебной практики является образовательное учреждение.

Местом прохождения производственной практики могут бытьфинансово- кредитные учреждения.

На обучающихся, проходящих учебную и производственную практикуна базах практической подготовки, распространяются правила охраны трудаи правила внутреннего трудового распорядка, действующие на базепрактической подготовки.

1.6 Отчетная документация студента по результатам практики

В период прохождения практики обучающиеся обязаны вестидокументацию:

1. Дневник практики

2. Отчет по практике (по производственной практике).




РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

Результатом учебной и производственной практики является освоение общих компетенций (ОК):

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

ОК 11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

профессиональных компетенций (ПК):

Вид профессиональной деятельности:

Ведение расчетных операций

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различныхформ расчетов в национальной и иностранной валютах.

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

Вид профессиональной деятельности:

Осуществление кредитных операций

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери покредитам.

Вид профессиональной деятельности:

Выполнение работ по должности служащего «Контролер банка»

ПК 1.1. Осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов.

ПК 1.2. Осуществление безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

ПК 1.6. Обслуживание расчетных операций с использованием различных видов платежных карт.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

3.1 Тематический план практики

Учебная практика

Коды формируемых компетенций Наименованное профессионального модуля Объем времени, отведенный на практику (в неделях, часах)
ПК1.1.-1.6 Ведение расчетных операций 2 нед. 72 час.
Итого 2 нед. 72 час

Производственная практика

Коды формируемых компетенций Наименованное профессионального модуля Объем времени, отведенный на практику (в неделях, часах)
1 этап
ПК 2.1.-2.5 Осуществление кредитных операций 4 нед. 144 час.
Итого 4 нед. 144 час.
2 этап
ПК 1.1, 1.2, 1.6 Выполнение работ по должности служащего «Контролер банка» 4 нед. 144 час.
Итого 8 нед. 288 час.
Итого 8 нед. 288 час.

Содержание программ практики

Студент выполняет следующие виды работ:

По учебной практике:

Программа «1С:Предприятие – Бухгалтерия предприятия 8»

1. Оформление и отражение в учете кассовых операций, денежных документов и переводов в пути.

2. Оформление и отражение в учете денежных средств на расчетных и специальных счетах.

3. Оформление и отражение в учете кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам.

4. Оформление и отражение в учете основных средств организации выбранного вида деятельности.

5. Оформление и отражение в учете нематериальных активов организации выбранного вида деятельности.

6. Оформление и отражение в учете долгосрочных инвестиций.

7. Оформление и отражение в учете финансовых вложений и ценных бумаг.

8. Оформление и отражение в учете материально-производственных запасов организации выбранного вида деятельности.

9. Оформление и отражение в учете затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости организации выбранного вида деятельности.

10. Оформление и отражение в учете труда и заработной платы.

11. Оформление и отражение в учете готовой продукции и ее реализации.

12. Оформление и отражение в учете текущих операций и расчетов.

13. Оформление и отражение в учете финансовых результатов и использования прибыли организации выбранного вида деятельности.

14. Оформление и отражение в учете собственного капитала.

15. Оформление и отражение в учете кредитов и займов.

По производственной практике:

- ознакомление с организацией межбанковских расчетов в банке;

- разработка алгоритма прохождения документов по различным системам межбанковских расчетов;

- оформление банковской документации по межбанковским расчетам;

- изучение нормативных актов по валютным операциям;

- оформление документации по внешнеторговым операциям;

- оформление документации по операциям валютного контроля;

- разработка алгоритма работы с документами при валютном контроле по экспортно-импортным операциям;

- ознакомление с организацией обслуживания клиентов по банковским картам;

- анализ услуг, предоставляемых клиентам по банковским картам;

- составление перечня типичных нарушений по расчетным операциям с клиентами, межбанковским расчетам, валютным операциям, операциям с банковскими картами.

- ознакомление с нормативной документацией по кредитным операциям;

- ознакомление с внутренним документооборотом банка;

- составление графика документооборота;

- разработка алгоритма организации внутрибанковского контроля кредитных операций, осуществляемого в банке.

- ознакомление с нормативной документацией по расчетным операциям;

- ознакомление с внутренним документооборотом банка;

- составление графика документооборота;

- разработка алгоритма организации внутрибанковского контроля расчётных операций, осуществляемого в банке;

- присвоение номеров лицевым счетам клиентов;

- оформление банковской документации по расчетным операциям клиентов;

- осуществление бухгалтерских записей по счетам синтетического учета;

- составление перечня услуг, предоставляемых клиентам при расчетном дистанционном обслуживании;

- анализ услуг, предоставляемых клиентам при дистанционном обслуживании;

- ознакомление с организацией межбанковских расчетов в банке;

- разработка алгоритма прохождения документов по различным системам межбанковских расчетов;

- оформление банковской документации по межбанковским расчетам;

- ознакомление с нормативной документацией по кредитным операциям;

- проверка качество и достаточность обеспечения возвратности кредита;

- составление графика платежей по кредиту и процентам, контролирование своевременности и полноты поступления платежей;

- оформлять комплект документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов;

- формирование и ведение кредитных дел;

- составление актов по итогам проверок сохранности обеспечения;

- осуществление бухгалтерских записей по счетам синтетического учета.

- ознакомление с нормативной документацией по кредитным операциям;

- ознакомление с внутренним документооборотом банка;

- составление графика документооборота;

- ведение мониторинга финансового положения клиента;

- оформление просроченных кредитов и просроченных процентов;

- оформление банковской документации по кредитным операциям клиентов;

§ осуществление бухгалтерских записей по счетам синтетического учета.

§ Ознакомление с видами работ, предусмотренных практикой.

§ Изучение структуры кредитной организации - базы практики.

§ Ознакомление с должностными обязанностями сотрудника, функции которого выполняет обучающийся в ходе практики.

§ Выполнениеи оформление кассовых операций.

§ Организация работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России.

§ Выполнение и оформление операций с драгоценными металлами и памятными монетами.

§ Контроль кассовых операций.

§ Организация работы с наличной иностранной валютой и чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

§ Организация работы с наличной иностранной валютой и чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

§ Оформление и выполнение операций по вкладам (депозитных операций).

§ Консультирование клиентов по депозитным операциям.

§ Написание отчета по практике.

-

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1. Банковское дело / под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. - 4-е изд. -М.: Финансы и статистика, 2010.

2. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. - М.: Юрайт, 2011.

3. Герасимова Е.Б., Унанян И.Р. Банковские операции. - М.: ФОРУМ, 2010.

4. Гражданский кодекс РФ.

5. Инструкция Банка России «О порядке совершения в Сбербанке России операций по вкладам физических лиц» (редакция 2) № 1-2-р от 16.10.2000.

6. Инструкция Банка России от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

7. Инструкция Банка России от 26.04.2006 № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением».

8. Инструкция Банка России «О порядке проведения инвентаризации материальных ценностей в Сбербанке России и его филиалах» № 303-2-П от 14.10.02.

9. Каджаева М.Р., Дубровская С.В. Банковские операции. - М.: Академия, 2011.

10. Конституция Российской федерации.

11. Коробкова Ю.И. Банковские операции. - М.: Магистр, 2010.

12. Лаврушин О.И. Банковские операции. - М.: Финансовая академия, 2009.

13. Лаврушин О.И., Маркова О.М., Стародубцева Е.Б. Банковские операции. - М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2009.

14. Лаврушин О.И. Основы банковского дела. - М.: КноРус, 2011.

15. Положение Банка России от 3.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

16. Положение Банка России от 1.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации.

17. Положение Банка России от 5.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

18. Положение Банка России от 9.10.2002 № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

19.Положение Банка России от 24.12.2004 №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».

20. Положение Банка России от 6.05.2003 №225-П «О справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».

21.Положение Банка России от 7.10.2002 №198-П «О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России».

22.Положение Банка России от 4.08.2003 №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг».

23. Положение Банка России от 12.03.1998 № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России».

24. Положение Банка России от 23.06.1998 №36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России».

25. Положение ЦБ РФ № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

26. Положение ЦБ РФ № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14.01.2004.

27. Правила кредитования физических лиц Сбербанком России и его филиалами (редакция 3) № 229-р от 30.05.03.

28. Правил совершения операций с депозитными сертификатами Сбербанка России образца №596-Р от 25.05.06.

29. Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами (редакция 5) № 285-5-р от 30.06.06.

30. УсатоваJI.B. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2009.

31. ФЗ № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

32. ФЗ № 129 «О бухгалтерском учете».

33. ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Дополнительные источники:

1. Галанов В.А. Основы банковского дела. - М.: Форум, 2009.

2. Журнал «Вестник Банка России».

3. Курсов В.Н. Новое в бухгалтерском учете в коммерческих банках. - М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. - М.: Экзамен, 2007.

5. Тавасиев A.M. Банковское дело. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Тарасов В.И. Деньги, кредиты, банки: учеб.пособие. - Минск: Мисанто, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. Банковское дело - лекции, учебники, полезные статьи: www.univelive.ru

2. Ежемесячный журнал для специалистов банковского дела: www.bankdelo.ru

3. Интересные заметки и наблюдения по многим вопросам, связанным с финансами, банками и маркетингом: www.klen2.ru

4. О банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах: www.banki- delo.ru

5. Сайт Центрального банка Российской Федерации: www.cbr.ru

6. Сайт о банковской деятельности: www.bankir.ru

Требования к руководителям практики от образовательного учреждения и организации

Руководство учебной практикой осуществляется преподавателями профессионального цикла, имеющими высшее профессиональное образование по профилю специальности и опыт работы на производстве. Руководство производственной практикой осуществляется преподавателями профессионального цикла и представителем организации, являющейся местом практики.

Руководители практики от образовательного учреждения перед её началом:

- консультируют студентов о выполнении заданий программы практики и написанию отчетов;

- ведут учет выхода студентов на практику.

- Руководители практики от организации организуют прохождение практики студентом следующим образом:

- знакомят с организацией и методами работы наконкретном рабочем месте, с охраной труда;

- помогают выполнить все задания и консультирует по вопросампрактики;

- проверяют ведение студентом дневника и подготовку отчета опрохождении практики;

- осуществляют постоянный контроль за практикой студентов;

- составляют характеристику об отношениистудентов к работе.

Форма отчетности

Аттестация учебной и производственной практики проводится вформе дифференцированного зачета. К дифференцированному зачету допускаются обучающиеся,выполнившие требования программы учебной, производственной практики ипредоставившие полный пакет отчетных документов:

- дневник практики;

- отчет по практике;

- характеристику.

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ)

ПРАКТИКИ

для специальности 38.02.01Банковское дело

2017 г.

Программа производственной (профессиональной)практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Банковское дело 080000 Экономика и управление.

Организация-разработчик: АНПОО «Гуманитарный колледж»

Разработчик: Соловьева Е. И., Медведева Н. В. – преподаватели колледжа

©, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
1.1 Место учебной и производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП)
1.2 Цели и задачи учебной и производственной практики
1.2.1 Вид профессиональной деятельности: Ведение расчетных операций
1.2.2 Вид профессиональной деятельности: Осуществление кредитных операций
1.2.3 Вид профессиональной деятельности: Выполнение работ по должности служащего «Контролер банка»
1.3 Количество недель (часов) на освоение программы учебной и производственной практики
1.4 Формы проведения учебной и производственной практики
1.5 Место и время проведения учебной и производственной практики
1.6 Отчетная документация студента по результатам практики
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕННОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1 Тематический план практики
3.2 Содержание программ практики
4 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ
5.1 Форма отчетности
5.2. Порядок подведения итогов практики
5.3 Оценка сформированности профессиональных и общих компетенций

.

Наши рекомендации