Четыре уровня взаимоотношений в бизнесе
Когда вы поймете, каким образом взаимоотношения влияют на бизнес, вам станет ясно, что не все они играют одинаковую роль. Изучая этот вопрос, я пришел к выводу, что в мире бизнеса существует четыре уровня взаимоотношений, основой для которых служат следующие факторы:
Знание людей: созданию вашего бизнеса помогает ваше понимание людей
В предисловии к этой книге я рассказал о важности навыков работы с людьми. Ни доскональное знание товара, ни высочайшая техническая квалификация, ни способность к созданию чрезвычайно эффективных организационных структур не поможет тому, кто не умеет работать с людьми. Если человек не владеет этими навыками, он очень быстро достигнет потолка своей эффективности.
Замечательным способом компенсации недостаточно хорошего знания людей является приглашение в организацию человека, у которого этих знаний в избытке. Примером могут служить Стив Возняк и Стив Джобе, которые объединили технический талант и знание людей таким образом, что принесли компьютерам «Apple»мировую славу.
Я уверен в том, что тысячи и тысячи одаренных в техническом отношении бизнесменов смогут радикально изменить судьбу своих предприятий, если возьмут на работу — или сделают своими партнерами — тех, кто знает, как нужно работать с людьми.
Навыки обслуживания: созданию вашего бизнеса помогает ваша манера обращения с людьми
Автор книги «Окончательный отказ» («This Indecision Is Final»), предприниматель, обозреватель и эксперт в области менеджмента Барри Дж. Гиббоне утверждает: «От 70 до 90 процентов отказов от повторных закупок чего бы то ни было не связаны с качеством товара или ценой. Их причиной являются те или иные проблемы в обслуживании». Сегодня многие предприятия осознали этот факт и стали уделять гораздо больше внимания качеству обслуживания своих клиентов. Манера обращения с деловыми партнерами имеет большое значение, особенно на конкурентном рынке. Чем острее конкуренция в данной сфере бизнеса, тем важнее роль обслуживания.
Деловая репутация: созданию вашего бизнеса помогает история ваших предыдущих взаимоотношений
Всемирно известный английский бизнесмен и автор книги «Как стать безмерно богатым» Говард Ходж-сон сказал: «Каким бы бизнесом вы ни занимались, это бизнес взаимоотношений. Вот почему вашим самым лучшим активом является ваша репутация». Ограниченные физические способности Билла Портера мешали многим по достоинству оценить его умение работать с людьми — пока они не узнавали его ближе. Портер умел наладить общение с людьми и понимал их потребности. Именно это помогло ему стать хорошим продавцом. Кроме того, он вел свой бизнес таким образом, что его покупатели всегда получали то, что им было обещано, и тогда, когда это было обещано. Со временем его репутация росла и укреплялась. В результате он продавал товары представителям трех, а то и четырех поколений тех же самых семей!
Личная дружба: созданию вашего бизнеса помогает ваша дружба с людьми
Самый высокий уровень взаимоотношений в бизнесе достигается, когда людям нравится ваше предприятие, но что еще важнее, нравитесь вы сами! Искренняя личная привязанность людей укрепляет взаимоотношения в бизнесе сильнее любых других видов деловых связей. Вот почему я говорю, что при прочих равных условиях люди будут стремиться работать с теми, кто им нравится; а при прочих неравных условиях они все равно будут это делать. Дружба способна творить чудеса! Во многих случаях, когда обстоятельства складываются не в вашу пользу, дружба обеспечивает вам преимущество в работе с клиентами. Почему? Людям нравится общаться и работать с друзьями.
Я где-то читал историю о том, как генерал Уильям Уэстморленд, будучи главнокомандующим американскими вооруженными силами во Вьетнаме, производил проверку взвода парашютистов. Проходя вдоль строя, он задавал каждому солдату вопрос:
— Как тебе нравится прыгать, сынок?
— Больше всего на свете, сэр! — прозвучал первый ответ.
— Самое потрясающее впечатление в моей жизни, сэр! — гаркнул следующий парашютист.
Но ответ третьего удивил генерала.
— Ненавижу, сэр! — честно признался молодой солдат.
— Тогда почему же ты это делаешь? — поинтересовался Уэстморленд.
— Потому что мне нравится быть рядом с парнями, которые любят прыгать.
Ценность дружбы
Несмотря на то, что я рассматриваю принцип дружбы исключительно в контексте бизнеса, он применим и в других сферах жизни. Многие желают заниматься тем же, чем занимаются люди, которые им симпатичны. Опять же, это может показаться вам само собой разумеющимся, но я говорю об этом только потому, что хочу подчеркнуть ценность и силу истинной дружбы во всех контекстах и ситуациях.
Невероятной проницательностью в области взаимоотношений обладал царь древнего Израиля Соломон. Говорят, что он был самым мудрым человеком из всех, кто когда-либо жил на этой земле. За свою жизнь он стал автором множества глубокомысленных высказываний о дружбе, способных принести нам пользу даже сегодня. Вот лишь несколько изреченных им премудростей, раскрывающих суть настоящей дружбы.