Когда банк вправе закрыть счет клиенту
Контроль за сомнительными операциями.
О том, что конкретно понимает Банк России под термином «сомнительные операции», можно узнать из письма от 4 сентября 2013 г. N 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»:
«Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».
В рамках реализации Закона №115-ФЗ ЦБ РФ были выпущены очередные Рекомендации по контролю за сомнительными операциями клиента. Последние предписания банкам по выявлению сомнительных операций даны в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-МР.
Сомнительные операции согласно письмам и указаниям ЦБ РФ:
1. Запутанный характер сделки, не имеющий экономического смысла (хотя не совсем понятно, как определить степень запутанности и экономической осмысленности):
2. Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции:
3. Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (тарифы комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам
4. Операции станут сомнительными, если клиент долго не предоставляет подтверждающие документы по ним, или если банк просто не сможет проверить предоставленную информацию.
5. Значительное увеличение суммы на счете с последующим переводом в другую кредитную организацию:
6. Регулярные зачисления на счёт переводами с использованием электронных средств платежа с последующей обналичкой (сюда относятся всякие Qiwi-кошельки, Элекснеты, Яндекс Деньги и пр.):
7. Операции по банковским счетам более 600 000 рублей. Разбить крупную сумму операции на более мелкие суммы в течение маленького промежутка времени не получится, т.к. для анализа «сомнительности» учитывается общая сумма всех операций за определенный промежуток времени.
8. Безналичное зачисление со своих счетов на депозиты клиента физического лица, открытого этому лицу в другом банке и последующее снятие этих средств в наличной форме также выглядит сомнительным.
9. Регулярные покупки с помощью банковской карты в сети интернет также подпадают под «сомнительные операции», причём, на любые суммы.
10. Значительные поступления на счет клиента, операции по которому не производились в течение более 3 последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью этого клиента с последующим снятием наличных денежных средств на хозяйственные расходы или снятием наличных денег с использованием платежных карт.
По выше перечисленным критериям под ярлык "сомнительная фирма" может попасть даже обычная мелкая компания, у которой временные финансовые трудности.
Иметь остаток на счете
Организации обналичивающие денежные средства не держат деньги на счете. Как только получают от покупателей в этот же день или на следующий снимают наличные денежные средства или переводят их на корпоративную карточку или карточки сотрудников.
Компания ведущая легальный бизнес так не поступает. Обычно проходит время между платежом от покупателя и оплатой расходов компании, поэтому банки следят за скоростью обнуления счета.
Кроме того в зависимости от вида и особенностей договора между компанией и кредитной организацией банк может требовать, чтобы сумма денежных средств на счете клиента не опускалась ниже минимального размера, установленного банковскими правилами или договором (п. 2 ст. 859 ГК). Многие банки устанавливают этот размер в пределах 500 000 руб.
Центробанк обязывает кредитные организации наблюдать за компаниями, у которых нет остатка на счете или он значительно меньше оборота по счету или остатка установленного в банковском договоре. Такая ситуация может повлечь закрытиее счета клиента.
Центробанк не уточняет, какой должен быть остаток на счете это решает банк согласно внутренним установкам и договора с клиентом.
Во избежание конфликтных ситуаций с банком организация должна соблюдать правила предписанные в банковском договоре, снимать денежные средства не сразу, а через какое то время, средства должны сниматься на хозяйственные расходы или выплату заработной платы сотрудникам.
Когда банк вправе закрыть счет клиенту
Государство усилило борьбу с обнальщиками и компаниями, которые уходят от налогов. В эту борьбу помимо налоговых органов активно включился Центробанк., который обязал кредитные организации контролировать счета клиентов, чаще отказывать подозрительным клиентам в совершении операций по счетам. Банки теперь не просто помогают налоговикам с отмыванием денег, а превратились в их дублеров. В нашей статье будет рассказано о том, какие меры уполномочены применять банки к клиентам, когда могут приостановить операции по счету и даже расторгнуть договор банковского счета. Мы коснемся таких понятий как сомнительные и транзитные операции по которым банк имеет право блокировать счет клиента и рассмотрим зоны риска под которые могут попасть клиенты банка.
Все юридические лица и индивидуальны предприниматели являются клиентами банка, так как они обязаны использовать безналичные расчеты и сдавать выручку в банк. Поступления от покупателей, платежи за материалы, выполненные работы и услуги подрядчикам осуществляются с расчетного счета в банке, который открывается одновременно с регистрацией компании в ЕГРЮЛ. Условия обслуживания клиента, порядок открытия и закрытия счета указаны в договоре банковского обслуживания. Банки осуществляют контроль за операциями клиентов в соответствии с требованиями законодательства РФ и внутренними правилами кредитной организации. И банки и клиенты банка заинтересованы в долговременном взаимовыгодном сотрудничестве.
Однако государство решило, что нужно создать условия при которых самим банкам должно быть не выгодно иметь дело с сомнительными операциями, поэтому оно предусмотрело множество законодательных актов, которые обязывают банки действовать с налоговыми органами.
Этому в частности способствовал Федеральный закон №134-ФЗ от 28.06.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», который разработал существенные поправки к ряду ключевых законов. Они направлены на борьбу с фирмами-однодневками, расширяют полномочия налоговых органов. Банки по запросу налоговых органов обязаны представлять информацию о счетах, вкладах (депозитах), остатках средств на них, банковских операциях (в т. ч. электронных переводах) организаций, ИП и физлиц. Налоговые органы получили право на приостановление операций по банковским счетам организаций.
Кроме того в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ) 1 сентября 2016 года были внесены изменения в статью 8. С этой даты уполномоченным органном, осуществляющим надзор за операциями по банковским счетам, стал ЦБ Российской Федерации, т.е. государственный контроль и противодействие легализации преступных доходов отныне находится в компетенции банка России.
Центробанком в течении нескольких лет были изданы следующие нормативные акты, направленные на борьбу с незаконными финансовыми операциями:
- Письмо ЦБ РФ от 31 декабря 2014 г. №236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», направленное на борьбу с обнальными конторами и транзитными «серыми» организациями с указанием признаков, которыми могут характеризоваться транзитные операции;
- Письмо ЦБ РФ от 16.06.2015 г. №014-12-1/5123, в котором указано требование к банкам использовать сайты ФНС при проверки своих клиентов, в т.ч. на сомнительность сделки;
- Методические рекомендации ЦБ РФ от 02.04.2015 №9-МР о ликвидации обнала через платежных агентов и транзитные счета;
- Методические рекомендации ЦБ РФ от 04.12.2015 г. №35-МР о ликвидации обнала через торговые сети, торгующие за наличный расчет;
- Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", утвержденные ЦБ РФ от 21.07.2017 г. N 18-МР
- Указание ЦБ от 18.08.2016 г. № 4105-У о том, как некредитные финансовые организации должны бороться с отмыванием денег.
Последнее письмо, касающееся контроля за незаконным обналичиванием денежных средств с участием банков вышло в июле 2017 года. Это информационное письмо Банка России от 27 июля 2017 г. № ИН-01-12/40 “О критериях определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций”. В этом письме Банк России пересмотрел критерии, указывающие на высокую степень вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций.
Первый критерий - превышение величины 2% (ранее - 3%) суммарного значения удельного веса (доли) объема сомнительных наличных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам клиентов - организаций, ИП и иностранных структур без образования юридического лица за последний квартал,
Второй критерий - превышение величины 1 млрд руб. (прежде - 2 млрд) объема сомнительных операций клиентов с безналичными и наличными денежными средствами в совокупности за последний квартал .
Новые критерии применяются территориальными учреждениями, которые уполномочены осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций при проведении оценки кредитных организаций по итогам работы за IV квартал 2017 г. и последующие периоды.
Раньше банки могли закрыть счета по двум основным причинам:
1. Недостаточно суммы средств на банковском счёте, прописанной договором. Российским законодательством не оговаривается минимальный размер суммы, которая должна всегда быть на счету. Банк сам решает её величину и прописывает в договоре в момент открытия счёта. Обычно банки таким правом не пользовались, а договаривались с клиентом и пересматривали условия договора.
2. При отсутствии в течение двух лет (или срока, прописанного в банковском договоре, обычно это год) денежных средств на счете клиента и операций по счету при условии, что по истечении двух месяцев со дня направления банком предупреждения поступили денежные средства на счет клиента (пункт 1.1 ст. 859 "Расторжение договора банковского счета" ГК РФ)
Сейчас банкам дано право блокировать счет клиента в случае выявления признаков, установленных в Законе №115-ФЗ, в основном это счета клиентов которые попали под подозрения банков как «сомнительные фирмы». Об этом подробно будет рассказано в нашей статье далее.
Хотим отметить, что сами банки не очень заинтересованы отказывать клиентам в проведении операций, ведь так можно потерять клиентов, что неблагоприятно скажется на доходах самого банка. Однако они вынуждены следовать рекомендациям ЦБ РФ в плане выполнения Закона 115-ФЗ, ведь несоблюдение этого закона довольно часто становится основанием отзыва лицензии у кредитной организации.