Тема 13. «Пенсионный фонд Российской Федерации»
Бюджет Пенсионного фонда РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
Трудовая пенсия – это гарантированная ежемесячная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери кормильца, потери трудоспособности.
В Российской империи понятие «пенсия» впервые появилось применительно к военнослужащим и на гражданских лиц не распространялось на протяжении более ста лет. Так, при Петре I впервые начали выплачивать семьям погибших моряков, оставивших службу. Традицию продолжила Екатерина II, при которой выплаты высшему офицерскому составу достигли солидных сумм. Позже, при Александре I, пенсии стали получать офицеры – инвалиды по ранению, прослужившие более 20 лет. «Гражданские» пенсии впервые появились в 1827 году, когда вышел Пенсионный устав – первый в России документ, регламентирующий подобные вопросы. Вначале получать выплаты могли только обладатели классных чинов при наличии 25 лет выслуги, но перечень тех, кому полагается пенсия, неуклонно расширялся, и к моменту Октябрьской революции на казённые выплаты могли рассчитывать практически все работники казённых предприятий и учреждений (словом, те, кого сегодня называют бюджетниками).
После прихода к власти большевиков в России на некоторое время наступила «пенсионная пауза», которая, впрочем, продолжалась недолго: вскоре казённые выплаты начали медленно возобновляться. Примечательно, что новая власть исторически повторила путь царской России, в первую очередь взяв курс на обеспечение бывших военных. Сначала, в 1918 году, выплаты появились у инвалидов Красной армии. Позже, в 1923 году, пенсии установили «старым большевикам», через 5 лет – работникам текстильных и горнорудных предприятий. С 1937 г. регулярную пенсию начали получать все городские жители – правда, размеры этих пенсий были чисто символическими – около 25% среднего заработка.
Система пенсионного обеспечения, которая практически в неизменном виде просуществовала до конца советской эпохи, сложилась в СССР примерно в период хрущёвской «оттепели». В частности, появились общая для всех планка пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 –для мужчин), размер общеобязательного стажа (25 лет для мужчин, 20 для женщин) и единый принцип расчёта пенсии, которая составляла 50% среднего заработка за последние 2 или любые 5 лет трудовой деятельности.
В России установлены следующие виды трудовых пенсий:
1. по возрасту;
2. по инвалидности;
3. по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по возрасту и инвалидности состоит из следующих частей: базовой, страховой и накопительной.
Право на рудовую пенсию имеют:
- мужчины, достигшие возраста 60 лет;
- женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии не менее 5 лет трудового стажа.
Государственные пенсии назначаются и выплачиваются отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета (при наличии установленных законом выслуг, в целях компенсации заработка при прекращении государственной службы).
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды:- за выслугу лет;
- по возрасту;
- по инвалидности;
- социальная пенсия.
Пенсионный фонд РФ образован с 1 января 1992 г. К функциям фонда относятся:
- аккумуляция денежных средств фонда на специальном счете;
- финансировании расходов в соответствии с федеральным законом о бюджете фонда;
- организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда;
- организация и ведение индивидуально-персонифицированного учета застрахованных лиц;
- участие в разработке государственных и международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения граждан;
- контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, правильным и рациональным расходование их в соответствии с федеральным законом о фонде.
Источниками финансирования бюджета фонда являются:
- налоговые доходы (отчисления в социальные внебюджетные фонды);
- доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
- взносы граждан в порядке добровольного финансирования пенсий.
Средства Пенсионного фонда РФ используются:
- на выплату трудовых пенсий;
- на оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- на выплату пособий на погребение получателем пенсий;
- на финансирование текущей деятельности ПФ РФ и его органов;
- на прочие расходы.
С 1 января 1997 г. на территории РФ действует Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Целями индивидуального учета являются:
- создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющие размер пенсии при ее назначении;
- создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.
Организации-работодатели предоставляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица.
В настоящее время в России завершается проведение пенсионной реформы. Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: повышение ответственности работника за обеспечение свое пенсии, а также повышение ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
Правовой основной существующей пенсионной системы являются:
1. Конституция РФ.
2. ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
3. ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».
4. ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Согласно новой пенсионной модели взносы в Пенсионный фонд, которые составляют в совокупности 22%, разделены на три части: базовую, накопительную (6%) и страховую (8%). Накопительная составляющая будет формироваться за счет части ЕСН, размер которого привязан к зарплате гражданина. Таким образом, размер пенсии должен будет зависеть от величины заработной платы гражданина и размера отчислений в Пенсионный фонд.
Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. Для обеспечения устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом резерва, который должен обеспечить выполнение обязательств по выплате пенсий.
Согласно ФЗ «об обязательном пенсионном страховании» страхователем может выступать не только Пенсионный фонд РФ, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 г. в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонд, куда можно переводить средства из Пенсионного фонда РФ.