Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы РФ.
Главными требованиями к бюджетной классификации являются:
- простота;
-наглядность;
- четкость;
- выделение и распределение по уровням системы источников доходов;
- определение направлений расходования бюджетных средств;
- подробность расшифровки подразделов классификации, обеспечение сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджетов, их содержания и анализа.
Эта классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждена ФЗ. Она используется для:
- утверждения, составления и использования бюджетов;
- контроля за расходованием бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей всех уровней;
- составления консолидированных бюджетов на различных территориях.
Бюджетная классификация представляет собой обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов, с ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Она должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.
Бюджетная классификация включает:
1. классификацию доходов бюджетов РФ;
2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
7. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
8. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация построена таким образом, что позволяет четко привести в единую систему состав доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы РФ.
Бюджетные фонды
Целевые бюджетные фонды (ст.17. Бюджетного кодекса РФ) - это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете
Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств
С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.
Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен.
Создание в России Стабилизационного фонда – одно из самых значимых достижений В.В. Путина как Президента РФ. Основание Стабилизационного фонда РФ датируется 1 января 2004 года.
Главное предназначение Стабфонда по замыслу создателей – служить стратегическим финансовым запасом РФ. Резервные средства, аккумулируемые Стабфондом, необходимы для того, чтобы в неблагоприятных для России экономических ситуациях (например, при резком падении цен на нефть) обеспечить данные правительством бюджетные обязательства. Также в Бюджетном кодексе РФ (в главе, посвящённой Стабфонду) была оговорка: если общая сумма средств Стабилизационного фонда превысит 500 млрд. рублей, часть его средств можно будет потратить и на другие нужды государства.
Принцип формирования Стабфонда РФ. Для формирования фонда решено было использовать дополнительные доходы федерального бюджета, которые появились в результате превышения определённой отметки цены на нефть. Другой источник поступления средств в Стабфонд – остатки средств бюджета по состоянию на каждый последующий финансовый год.
Функции, которые выполняет Стабилизационный фонд РФ, таковы:
• Обеспечение государственным финансам дополнительной устойчивости;
• Помощь в стабильном экономическом развитии России;
• Снижение зависимости экономики страны от отрицательных колебаний поступлений от вывоза сырьевых товаров
Законодательно порядок формирования, а также использования Стабфонда регулировался:
— Федеральным законом №184-ФЗ «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ», датированным 23.12.2003г. (данный закон прекратил действие с 01.01.2008).
— главой 13.1. Бюджетного кодекса России «Стабилизационный фонд Российской Федерации». С 1 января 2008 года указанная глава утратила силу (даты разделения Стабфонда на 2 части). Вместо неё Бюджетный кодекс России дополнила гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».
Управление. Управление средствами Стабфонда страны возложено на Министерство финансов РФ, которое должно успешно решать две задачи: 1) обеспечивать высокую ликвидность средств Стабфонда; 2) защищать средства Стабфонда от обесценивания.
Способы управления средствами Стабилизационного фонда РФ были строго регламентированы Правительством страны. Их было всего 2, и они могли применяться для управления средствами фонда по раздельности либо в совокупности:
1. Покупка за счёт средств Стабфонда долговых обязательств других государств.
2. Покупка за счёт средств Стабфонда иностранной валюты (евро, доллары США, фунты стерлингов Соединённого королевства), её последующее размещение в Банке РФ на специальных счетах по учёту средств фонда в валюте иностранных государств.
Спустя 4 года с момента создания Стабфонда, 1 января 2008 года, он был разделён на 2 части:
1) Резервный фонд, предназначенный для накопления средств, при помощи которых будет финансироваться дефицит бюджета, если цены на нефть резко упадут (фонд «на чёрный день»). В Резервный фонд решено было отчислять до 7% от ВВП страны, с учётом его ежегодного роста.
2) Фонд национального благосостояния, предназначенный для накопления средств, которые помогут решать важнейшие стратегические задачи России (например, финансирование пенсионной системы, решение демографической проблемы). В нём аккумулируются остальные доходы, не вошедшие в Резервный фонд.
Объём средств Стабилизационного фонда (на 01.01.2008), перед его разделением, составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб.
Благодаря основанию в 2004 году Стабилизационного фонда, Россия смогла накопить огромный, без преувеличения, золотовалютный запас; покрыть дефицит Пенсионного фонда страны; расплатиться со значительной частью внешних долгов (времён СССР и возникших в 90-е годы прошлого столетия); относительно спокойно, легче других стран пережить финансовый кризис 2008 года.
С 2008 года Стабилизационный фонд РФ преобразован в рамках управления нефтегазовыми доходами федерального бюджета в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
В составе бюджета выделяют следующие бюджетные фонды.
Резервный фонд.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Резервный фонд формируется за счет:
- нефтегазовых доходов;
- доходами от управления средствами Резервного фонда.
Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти
Величина Резервного фонда установлена в размере 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год ВВП.
До 1 января 2011г. Объем нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете в размере, не превышающем:
- в 2008 г. – 6,1% прогнозируемого на 2008 г. объема ВВП;
- на 2009 г. – 5,5% прогнозируемого на 2009 г. объема ВВП;
- в 2010 г. – 4,5% прогнозируемого на 2010 г. объема ВВП.
Резервный фонд может быть использован на досрочное погашение государственного долга РФ; на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности фактически поступивших средств отчетном году в федеральный бюджет.
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Минфином России.
2. Резервный фонд Президента РФ. Размер его составляет не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов. Расходование средств осуществляется на основе указов и распоряжений Президента РФ. Средства фонда не могут быть направлены на проведение выборов, референдумов или освещение деятельности Президента РФ.
3. Резервные фонды исполнительных органов власти (местных администраций). В расходной части федерального бюджета, бюджета РФ и бюджета муниципального образования предусматривается создание:
– резервного фонда Правительства РФ;
– резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
- резервных фондов местных администраций.
Размер резервных фондов исполнительных органов власти не может превышать 3% общего объема расходов бюджета.
Средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов: аварийно-восстановительных работ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие чрезвычайные операции.
Порядок использования средств резервного фонда устанавливается соответствующими органами исполнительной власти.
4.Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Фонд образуется в виде дотаций в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и распределяется между ними в соответствии с единой методикой, утвержденной Правительством РФ.
5. Фонд национального благосостояния. Фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых в целях обеспечения:
- софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан;
- сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
Управление фондом осуществляется Минфином Р.
Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.
Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и отдельные виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте, установленные Бюджетным кодексом РФ.
Министерство финансов РФ ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.
6. Федеральный фонд софинансирования расходов представляет собой совокупность субсидий, выделяемых бюджетам субъектов РФ, под которыми понимаются межбюджетные трансферты в целях софинансирования расходных обязательств.
Цели и условия предоставления и расходования средств фонда, критерии отбора субъектов РФ устанавливаются федеральным законом или нормативными актами Правительства РФ на срок не менее трех лет.