Цели и задачи бюджетной политики на 2016-2018 годы
Бюджет как основной инструмент экономической политики государства призван активизировать в предстоящие годы структурные изменения в экономике. Ввиду жестких ресурсных ограничений реализовать преимущества, которые предоставляет ослабление валютного курса, возможно лишь за счет перераспределения ограниченных бюджетных ресурсов.
Таким образом, потребность структурной перестройки экономики определяет необходимость приведения уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями. Базовым инструментом обеспечения сглаживания динамики номинального объема бюджетных расходов по-прежнему должны являться «бюджетные правила».
Исходя из принципов ответственной бюджетной политики и с учетом положений бюджетного законодательства предлагается общий объем расходов федерального бюджета сократить по сравнению с утвержденными в предыдущем бюджетном цикле.
Это позволит минимизировать колебания расходы федерального бюджета в ближайшие три года, что на фоне прогнозируемой стабилизации цен на нефть и восстановления экономической активности обеспечит постепенное снижение дефицита федерального бюджета, для финансирования которого в 2016-2017 годы, вероятно, потребуется использование почти всех накопленных в Резервном фонде средств.
В то же время ограничение темпов роста расходовпри применении предусмотренных законодательством Российской Федерации подходов к индексации основных социальных выплат (пенсий, пособий, оплаты труда) труднореализуемо в условиях разового скачка инфляции в конце 2014 – начале 2015 года. Сохранение действующего механизма индексации потребует дополнительного сокращения «незащищенных» статей расходов федерального бюджета, что может привести к негативным социально-экономическим последствиям (например, к необходимости увеличения нагрузки на работодателей путем повышения тарифов страховых взносов).
Так, действующим законодательством Российской Федерации предусматривается проведение индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с 1 февраля на фактический индекс потребительских цен и
с 1 апреля исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента (в 2015 году на 11,4%, в 2016 году на 11,9%, в 2017 году на 7,0%, в 2018 году на 8,4%).
При этом в случае сохранения действующего порядка индексации страховых пенсий и фиксированной выплаты к ней будет происходить существенное увеличение расходных обязательств государства на выплату пенсий, значительно превышающее темпы роста доходов, как федерального бюджета, так и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Также действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена индексация на уровень инфляции оплаты труда, денежного содержания (заработной платы) судей, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Необходимо отметить, что в существующем механизме индексации основных социальных выплат заложены явные бюджетные риски, связанные с гарантией не снижения их реальных размеров, что в определенных макроэкономических условиях (например, в ситуации масштабного внешнего шока) может привести к разбалансированию устойчивости бюджетной системы страныи к существенным рискам исполнения существующих расходных обязательств.
В этой связи предлагается не уменьшение расходных обязательств государства по выплате страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а их увеличение меньшими темпами с целью доведения до уровня целевой инфляции – 4%. Так, страховые пенсии и фиксированную выплату к ней предлагается индексировать один раз в год с 1 февраля на 5,5% в 2016 году, на 4,5% в 2017 году и на 4,0% в 2018 году.
При этом аналогичный уровень индексации предлагается применить ко всем видам пенсий, в том числе к пенсиям лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы.
Кроме того, в 2016 году предлагается осуществить доиндексацию пособий и социальных выплат с учетом фактического роста потребительских цен за 2015 год в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона
«О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В 2017 - 2018 годы индексацию пособий и выплат предполагается осуществить на 4,5% в 2017 году, 4,0% - в 2018 году.
Также в 2016 году предлагается отказаться от индексации оплаты труда государственных служащих и военнослужащих, а вопрос индексации
в 2017 - 2018 годах по указанной категории рассматривать в последующих бюджетных циклах за счет и в пределах условно утверждаемых расходов.
Реализация указанных подходов механизма индексации пенсий, социальных выплат, денежного содержания (довольствия) потребует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
Отдельный вклад в обеспечение бюджетной устойчивости должен внести впервые разрабатываемый в 2015 году проект бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2030 года. Данный документ должен быть нацелен на поддержание устойчивости функционирования бюджетной системы страны при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы в бюджетных средствах и решение задач их развития. Это подразумевает формирование необходимых финансовых резервов, механизмов управления рисками, определение предельных потолков расходов по государственным программам.
Кроме того, для поддержания сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет продолжено применение мер, направленных на ограничение дефицитов их бюджетов и уровня долга.
В частности, для поддержания сбалансированности региональных бюджетов необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение условий получения субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, в этих целях должны быть приняты меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, включение в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятие новых расходных обязательств, сокращение неэффективных расходов, снижение привлечения дорогих коммерческих кредитов, сдерживание наращивания объема государственного долга.
В условиях планируемого достижения большинством регионов
к 1 января 2017 года дефицита бюджета субъекта Российской Федерации
в размере 10% суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации
без учета объема безвозмездных поступлений за 2016 год предлагается на законодательном уровне закрепить с 2017 года предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не более 10% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений.
В целях минимизации имеющихся рисков несбалансированности бюджетов органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.
В состав мер по обеспечению сбалансированности федерального бюджета входит снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.
Только системный подход к повышению эффективности бюджетных расходов позволит выполнить поручение Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. и обеспечить сокращение в 2015 - 2017 годах расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении за счет снижения неэффективных затрат.
Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей государственной политики, должны стать государственные программы.
В рамках решения задачи повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.
Данную задачу предполагается решить посредством оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в иную организационно-правовую форму государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления, оказываемых в основном на платной основе, а также передать услуги (работы), не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, профильному органу.
Во исполнение решения Президента Российской Федерации
от 26 марта 2015 г. № Пр-559 планируется:
сократить численность федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации на 10%;
рекомендовать Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации сократить численность федеральных государственных гражданских служащих и работников аппаратов на 10%;
рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять аналогичные решения.
Одновременно планируется сокращение расходов на функционирование федеральных государственных органов за счет сокращения расходов на оплату услуг повышенной комфортности.
Будет продолжено развитие внутреннего государственного финансового контроля. Новые полномочия Росфиннадзора, региональных и муниципальных финансовых надзоров создают необходимые условия для обеспечения высокого качества управления финансами на ведомственном уровне. Вместе с тем, предстоит завершить работу по принятию основополагающих нормативных актов в области регулирования такого контроля. При реализации результатов проверок также необходимо максимально обеспечить принцип неотвратимости наказания за допущенные нарушения.
Одним из необходимых условий обеспечения эффективности государственных финансов является построение целостной системы открытости деятельности государственных органов на базе системы «Электронный бюджет».
В рамках мероприятий по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок и интеграции бюджетного и закупочного процессов с 2016 года в системе «Электронный бюджет» будет обеспечено формирование и контроль соответствия лимитам бюджетных обязательств планов и
планов-графиков закупок федеральных заказчиков, а также последующий контроль на соответствие утвержденным планам-графикам закупок всей закупочной документации, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок.
В 2015 году должна быть завершена работа по подготовке новой редакции Бюджетного кодекса, призванной закрепить итоги бюджетной реформы, начало которой было положено 15 лет назад. Конечной целью данной работы является принятие стабильного, системного и удобного для правоприменения кодифицированного акта.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.;
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.