Страхование контейнерных перевозок
Международная практика последних десятилетий показала, что перевозка в контейнерах является наиболее эффективным способом транспортировки грузов, особенно в международной торговле. Вопросам контейнеризации в России также придается большое значение.
Морские контейнерные перевозки внешнеторговых грузов в нашей стране стали интенсивно развиваться, начиная с 70-х годов. Именно в это время в практику международных морских перевозок были внедрены крупнотоннажные 10-, 20-, 30- и 40-футовые контейнеры, стандартизированные типоразмеры которых были одобрены большинством стран мира.
Организация в России контейнерной транспортной системы потребовала создания специализированного подвижного состава: судов контейнеровозов, удлиненных железнодорожных четырехосных платформ для перевозки одновременно трех 20-футовых контейнеров, автомобильных полуприцепов и тягачей. Сооружены специализированные контейнерные станции и причалы (терминалы), оборудованные высокопроизводительными перегрузочными средствами большей грузоподъемности и автоконтейнеровозами, На контейнерных линиях практикуется последовательная перевозка морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. По международной Транссибирской контейнерной линии осуществляется транзит крупнотоннажных контейнеров через территорию России.
Перевозка в контейнерах была введена с целью, во-первых, сократить время и расходы на перегрузочные операции и, во-вторых, обеспечить большую сохранность грузов.
В результате разработки соответствующих стандартов для международных перевозок контейнер стал рассматриваться уже не просто как многоразовая тара.
Разнообразие грузов, поддающихся контейнеризации, привело к необходимости создания специализированных контейнеров, которые вписывались бы в стандарты, разработанные международной организацией по стандартизации (ИСО) для универсальных контейнеров. Сейчас такие контейнеры широко используются на международных линиях.
В настоящее время на международных грузовых линиях используются следующие виды специализированных контейнеров:
- сухогрузные контейнеры с нестандартным размещением дополнительными дверями, боковые двери, двери неполной длины и т. д.;
- открытые контейнеры, используемые под крупногабаритные грузы, в которых для удобства погрузочно-разгрузочных работ нет верхней и/или боковых панелей. Открытые панели таких контейнеров закрывают брезентом, Для перевозки особо громоздких тяжеловесных грузов используются контейнерные платформы стандартных размеров без боковых стенок;
- складные контейнеры. Это обычно сухогрузные контейнеры, которые при перевозке порожними могут складываться. В сложенном виде четыре таких контейнера занимают столько же места, сколько один обычный, позволяя снизить расходы при перевозке порожняка;
- изотермические контейнеры. Используются в основном для перевозки в них пищевых грузов. Термоизоляция, которой покрыты стенки этих контейнеров, ограничивает теплообмен с окружающей средой. Большинство изотермических контейнеров оснащено автономной холодильной системой или оборудовано устройством для подключения к общей холодильной установке на контейнеровозе;
- рефрижераторные контейнеры, которые относятся к изотермическим, но оснащены более мощной автономной холодильной установкой. Это достаточно дорогие агрегаты, так как помимо охлаждения груза они могут поддерживать в контейнере определенный микроклимат;
- контейнеры-цистерны, получившие в последние годы широкое распространение. Они предназначены для транспортировки жидких, газообразных и сыпучих грузов, и поэтому их габариты соответствуют стандартам ИСО для сухогрузных контейнеров.
Эффективность использования контейнеров на международных грузовых линиях повысилась после принятия в 1972 г. Таможенной конвенции, существенно облегчившей их транзитное движение через государственные границы. Конвенцией обеспечивается беспрепятственный провоз контейнеров через территорию государства при условии надлежащей конструкции контейнера и сохранности таможенных пломб.
В своём большинстве предприниматели и коммерческие фирмы используют арендованные контейнеры и приобретаемые по лизинговым сделкам.
Арендатор обязан также застраховать контейнеры на период аренды от огневых рисков, пропажи и общей аварии.
Заключение договора страхования производится на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать основные данные об объекте: тип контейнера, объемные показатели, стоимость, наименование судна – перевозчика, дату выхода судна в рейс, пункт отправления, пункты назначения и перегрузок и т.п.
В страховом полисе должно быть оговорено, что в случае утраты контейнера арендатор должен возвратить лизинговой компании соответствующую сумму, составляющую определенный процент от суммы первоначальной стоимости контейнера и расходов по его приобретению. Аналогично решается вопрос, если арендатор просто решает оставить контейнер в своей собственности.
Срок аренды начинается с непосредственного поступления контейнера в распоряжение арендатора и заканчивается при возврате его в исправном состоянии в терминал лизинговой компании. Если к моменту возврата контейнер оказывается в неисправном состоянии, срок продлевается до окончания ремонта, в случае утраты - до получения компанией соответствующей суммы.
В отличие от морского страхования, страхование контейнерного комплекса - относительно новая сфера деятельности, которая ставит много проблем, и страховым компаниям приходится уделять значительное внимание развитию и оптимизации страховой политики в этой сфере.
В страховании контейнеров основную массу убытков, не считая страховых случаев, затрагивающих целую партию контейнеров (обвал штабеля, гибель контейнеровоза и т.д.), составляют индивидуальные повреждения, которые в массе своей повторяются.
При рассмотрении отдельных претензий по возмещению убытков, связанных с ремонтом или гибелью контейнера, страховщик определяет размер покрываемой части убытка, исходя из оговорок, предусмотренных во всех правилах страхования. При этом решение о размере возмещения по претензии в каждом отдельном случае, как будет показано ниже, носит достаточно субъективный характер.
Для рассмотрения претензий требует от страхователя перечисленные ниже документы:
- акт осмотра независимым сюрвейером или его штамп по оценке ремонта (в случаях, оговоренных в договоре страхования);
- последнюю обменную расписку. Этот документ выдается при смене видов транспорта на пути следования контейнера и служит для установления конкретного виновника повреждений. На практике страховщики сталкиваются с большими трудностями при затребовании этого документа;
- квитанцию о продаже на лом (в случае полной конструктивной гибели контейнера) с указанием его стоимости;
- письмо-претензию.
Следует добавить, что согласно правилам должны быть представлены любые документы и сведения в отношении конкретного страхового случая, которыми располагает страхователь или его агенты, иначе претензия может быть отклонена.
Бремя доказательства, что гибель или повреждение застрахованного контейнера произошли в результате воздействия опасностей покрытых страхованием, лежит на страхователе. Если в договоре страхования не предусмотрено иного, убытки от повреждения контейнеров возмещаются в сумме, не превышающей стоимости восстановления поврежденных или погибших частей, за вычетом процента естественного износа этих частей на момент аварии.
Для разрешения возникших споров в договоре предусматривается место и порядок арбитражного разбирательства.
При страховании контейнеров на других условиях, которые принято сокращенно называть «от полной гибели», возмещаются только убытки гибели контейнеров, а также падающая на контейнеры доля по общей аварии, расходы по спасению контейнеров и предотвращению или уменьшению убытков, подлежащих оплате по условиям страхования. Затраты на ремонт контейнеров (кроме случаев общей аварии) по данному условию страхования возмещению не подлежат. В остальном оба вида условий совпадают.
При страховании контейнеров (приеме на ответственность и установлении ставки премии) следует иметь в виду, что стоимость с каждым годом неизменно возрастает.
Как и при всяких работах с тяжеловесными грузами, работы по обработке, транспортировке, перевалке и складированию контейнеров могут быть связаны с причинением материального или физического ущерба третьим лицам, который по закону должен быть возмещен виновной стороной.
Поэтому, помимо страхования контейнеров от гибели ли повреждения, страховщики принимают на страхование риск гражданской ответственности владельцев или арендаторов за вред, который может быть причинен личности или имуществу третьих лиц в связи с использованием контейнеров. Покрытие предоставляется на условиях страхования гражданской ответственности с учетом специфики объекта страхования.
Страховщики при этом обычно ограничивают свою ответственность установлением определенных лимитов при приеме риска. Лимиты устанавливаются раздельно: за увечье ли смерть одного лица; за уничтожение или повреждение имущества третьих лиц; за причинение увечья или смерти нескольким лицам и/или уничтожения или повреждение имущества нескольких лиц по одному страховому случаю.