Понятие и правовые аспекты страхования авиационных рисков
Авиационный транспорт в современных условиях занимает существенное место в межгосударственном общении. Быстро растущий туристический бизнес, помощь странам при природных катаклизмах, развивающиеся чартерные авиарейсы, работа отечественных воздушных судов в других странах, далеко неполный перечень способов использования авиации. Пользуются внутренними и зарубежными авиатрассами.
Изучая историю авиационной техники, легко заметить четыре этапа в ее развитии. Аналогичные этапы можно проследить в развитии авиационного страхования.
- страхование корпусов самолетов и ответственности по винтовым самолетам до второй мировой войны и в первые послевоенные годы; лимиты ответственности довольно низкие, главным образом, из-за небольших размеров и вместимости самолетов;
- с середины 50-х годов страхование рисков ответственности и каско реактивных самолетов, которые пока еще не преобладали над винтовыми;
- с начала 70-х годов страхование огромных реактивных самолетов «джамбо-джет», вмещающих до 500 пассажиров каждый и способных совершать беспосадочные перелеты на расстояние более 10 тыс. км, таких как «Боинг-747», «Дуглас ДС10», «Аэробус А-300»;
- страхование рисков по сверхзвуковому реактивному пассажирскому самолету «Конкорд»; страхование рисков по космической технике.
В настоящее время финансовые последствия авиационной катастрофы могут быть весьма значительными. Крупнейший из современных самолетов стоит более 100 млн. долл. США, а компенсация за гибель пассажиров, находящихся на его борту, может достичь вдвое большей суммы.
Вероятность крупных убытков не ограничивается огромными пассажирскими самолетами. Маленький частный самолет может привести к гибели огромного реактивного лайнера. Выход из строя узла самолета, изготовленного небольшим вспомогательным предприятием, может стать причиной гибели полностью загруженного аэробуса.
Авиационное страхование включает в себя комплекс видов страхования, используемых при страховании воздушных судов и перевозимых ими грузов, аэродромного оборудования и обслуживания, гражданской ответственности авиаперевозчика по отношению к пассажирам, экипажу, службам наземного обеспечения полетов, ответственность перед третьими лицами при падении воздушного судна, производителей летательных аппаратов, космической техники на всех этапах ее изготовления, транспортировки, запуска и выполнения космических программ.
Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздушных судов.
Основными страхователями воздушных судов в настоящее время являются коммерческие авиаперевозчики юридические и физические лица, использующие воздушные суда на правах собственности, аренды или пользования, занимающиеся многими видами воздушных работ, аэроклубы, различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей авиатехники.
Кроме того, свои воздушные суда (ВС) страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов.
К числу страхователей на авиационном страховом рынке также относится операторы коммерческих авиакомпаний, операторы, осуществляющие «воздушные работы» и операторы «воздушных такси»; корпоративные организации авиационных операторов; производители самолетов, комплектующих изделий, а также запасных частей к ним; владельцы или управляющие аэропортов.
Страховыми рисками в авиационном страховании являются гибель (полная или конструктивная), пропажа без вести или повреждение воздушного судна в результате происшествия, имевшего место в период действия страхования.
Страховым случаем является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого наступает обязанность страховщика произвести страховую выплату.
Страхование воздушных судов специфично с точки зрения кумуляции риска. В комплекс страховой ответственности страховщика могут входить: страхование самого воздушного судна (каско), пассажиров и летного состава, груза и ответственность владельцев воздушного судна перед третьими лицами.
Объектом страхования является имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, включая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравлических систем, навигационного и радиооборудования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установлены аналогичные части взамен снятых.
Застрахованными могут быть ВС, имеющие свидетельство государственной регистрации, сертификата годности ВС или иные, заменяющие их документы.
По договору страхования страховщик обязан возместить в денежной или в натуральной форме размер ущерба, нанесенного по любым причинам в течение периода страхования во время нахождения воздушного судна в полете, при рулении, на стоянке с выключенными двигателями - на земле или на воде (для гидропланов и других воздушных судов с поплавковым шасси).
Полное страхование самолета со всем оборудованием предусматривает случаи ущерба, возникшие на поверхности земли, воды или льда, в воздухе или транспортировке с помощью других транспортных средств и включает утрату (гибель) или другой ущерб для самолета, возникающие при аварии в процессе полета и рулежки, явлениях естественного характера (буря, молния, затопление), пожаре или взрыве, хищении или другом ущербе.
Не покрывается ущерб вследствие износа, коррозии, конструктивных дефектов, поломки электрооборудования или механической поломки отдельных механизмов, деталей и частей, если такой ущерб не явился следствием гибели или повреждений, вызванных пожаром, молнией, взрывом, ударом, столкновением воздушного судна с другим воздушным судном или с прочими объектами, злоумышленных действий третьих лиц. Если в результате естественного износа какой-либо детали повреждается воздушное судно, возмещается ущерб, причиненный объекту страхования, за вычетом стоимости этой детали.
Страхование не действует при использовании ВС в незаконных целях или в целях, не соответствующих указанным в договоре, нахождении ВС вне географических районов эксплуатации, пилотировании лицами, не указанными в договоре, транспортировке ВС любым транспортным средством, за исключением транспортировки после повреждения, после страхового случая штатным буксировочным средством по аэродрому; взлете и посадке на не соответствующих требованиям для данного типа ВС аэродромах; при перегрузках ВС и нарушением его центровки; при выпуске в полет заведомо неисправного ВС.
Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон, но не может превышать реальную стоимость ВС в день заключения договора страхования. При заключении договора страхования может быть установлена франшиза.
Страховая премия зависит от: типа ВС, года выпуска ВС, географического района его эксплуатации, уровня квалификации летных экипажей, срока на который заключен договор и иных факторов.
Договор страхования заключается на основании заявления страхователя с приложением документов, подтверждающих его принадлежность и летной годности ВС или иных заменяющих их документов.
Существует три аспекта, в которых обнаруживается конкретная зависимость авиационного страхования от права.
Во-первых, в большинстве авиационных полисов оговаривается, что страхователь должен быть знаком с соответствующим законодательством, касающимся требований к навигации и безопасности полетов. Во-вторых, законодательно провозглашена ответственность, которую несут лица, официально признанные операторами самолетов, по отношению ко всем третьим лицам. В-третьих, юридическая практика и прецеденты, действующие в гражданском праве различных стран, оказывают влияние на процедуру заявления убытков и на степень - и по емкости и по сумме - ответственности оператора самолета или производителя за причиненный ущерб.
Законодательство по навигации и безопасности полетов Большая часть авиационных перевозок - международные. Права и обязанности, налагаемые отдельными, государствами на операторов самолетов, определены Чикагской конвенцией 1944 г., которую подписало большинство стран. Чикагская конвенция обязывает правительства стран-членов обеспечить право перелета над их территорией и создание необходимых условий для воздушной навигации. Конвенцией была учреждена Международная организация гражданской авиации (ИКАО) для постоянного контроля за развитием всех сфер, так или иначе связанных с авиационными перевозками и полетами.
Законодательство, регулирующее юридическую ответственность операторов самолетов.
Характер этих законов определяется международными соглашениями, положения которых введены в национальные законодательства.
Ответственность перед пассажирами при международных перевозках
Варшавская конвенция 1929 г. устанавливает параметры ответственности воздушного перевозчика перед пассажирами.
Принятая конвенция с рядом поправок и уточнений практически действует по настоящее время.
В ряде стран положениям изложенныем в конвенции и Гаагском протоколе о воздушных перевозках придана сила закона с установлением лимита ответственности. В тоже время лимит ответственности не одинаков. Каждая страна определяет свой лимит и условия его исполнения.
Ответственность перед третьими лицами.
В практике авиационного страхования под третьими лицами понимаются все лица кроме тех, кто летит в данном самолете (последние считаются пассажирами), и тех, с кем взаимоотношения перевозчика или производителя основываются на деловом контракте (например, экипаж, рабочие и служащие компании или предприятия и т. п.) Таким образом, третьими лицами обычно принято считать тех, кто находится на земле, а также владельцев, экипаж и пассажиров другого самолета, с которым данный самолет может: столкнуться, повредить его и т. п.
Одной из первых попыток достичь международного соглашения относительно юридической ответственности операторов самолетов перед третьими лицами на земле была Римская конвенция 1952 г.
В настоящее время, подавляющее большинство стран требуют от авиакомпаний, чтобы авиалайнеры и другие воздушные суда, пролетающие над их территорией были застрахованы по гражданской ответственности за возможный ущерб, который может быть нанесён в случае падения воздушного судна территории места падения. Ответственность устанавливается каждой страной и исчисляется, как правило, в размере не менее 50 млн. долларов.
Ответственность за перевозимые грузы.
Варшавская конвенция 1929 г. и Гаагский протокол 1955 г. включают условие, согласно которому воздушный перевозчик несет ответственность за гибель или повреждение груза при международных перевозках, включая гибель в результате задержки перевозки. Лимит ответственности устанавливается в зависимости от веса груза и составляет 250 золотых франков за килограмм.
Общая ответственность.
Существует широкий круг видов ответственности, которые регулируются не специальными актами, а актами, прецедентами и принципами общего законодательства. Вообще, законодательства, регулирующего ответственность производителей, владельцев аэропортов и членов экипажа самолетов перед третьими лицами, как такового не существует. И поскольку их ответственность не регламентируется законом (не установлен лимит возмещения), в отличие от ответственности перевозчика, которая лимитируется законом, и не позволяет получить возмещение сверх лимита, это может побудить лиц, понесших ущерб, обратить претензии именно против производителей самолетов или владельцев аэропортов.
2. Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
Достижение стратегических целей в области космической деятельности, эффективное использование и развитие потенциала ракетно-космической промышленности в значительной степени зависят от уровня обеспечения безопасности ракетно-космических комплексов, космической и производственной деятельности предприятий и организаций ракетно-космической промышленности. Развитие новых технологий, рост промышленного производства, использование опасных производств и высокорисковых видов деятельности при усилении конкуренции приводят к авариям и катастрофам космических средств, сопровождающимся значительными материальными, экологическими и социальными последствиями, гибелью людей. Космическая деятельность относится к опасным видам человеческой деятельности.
Исторически международный рынок космического страхования выделился из рынка авиационного страхования, как наиболее близкого в техническом отношении. Поэтому многие положения авиационного страхования были унаследованы страховщиками космических рисков и адаптированы к специфике космической деятельности.
Характерной особенностью космических программ является их очень высокая стоимость, достигающая десятков и сотен миллионов долларов США. Поэтому изначально в мировой практике космического страхования преобладает сострахование, что позволяет максимально снизить размеры комиссионного вознаграждения посредникам и тем самым сократить затраты страхователя. Такой подход был воспринят и российским страховым рынком.
С другой стороны, космическая деятельность характеризуется высокой вероятностью убытка, особенно на стадиях запуска и вывода в означенное космическое пространство. Как зарубежная, так и отечественная статистика по количеству аварийных ситуаций на указанных стадиях только подтверждает высокий риск страховщика. Последний фактор имеет решающее значение при определении уровня ставок страховых премий, расчетные значения которых на международном рынке космического страхования могут достигать 25 %.
Начиная с 1965 г. осуществляется страхование, как запусков отдельных космических аппаратов, так и целых космических программ, включая разработку и запуск серии спутников, проведение различных экспериментов в космосе, а также жизнь и здоровье космонавтов и наземного персонала, потери доходов, политические риски, ответственность перед третьей стороной и прочее.
В условиях, когда гарантии, предоставляемые государством средствами федерального бюджета участникам космической деятельности, значительно ослабли, необходимость создания эффективной страховой защиты от рисков космических проектов и ракетно-космической промышленности не вызывает сомнений.
До 90-х годов XX века вопросы организации страхования космических рисков в отечественной науке и практике не поднимались в силу отсутствия космической деятельности и возмещения ущербов от космической деятельности за счет госбюджета. Лишь после начала рыночных реформ появились предпосылки для развития и внедрения системы страхования в ракетно-космической промышленности.
Переход к управлению космической деятельностью рыночными методами требует разработки, создания и внедрения системы страхования космических рисков как особой формы экономических отношений между субъектами космической деятельности.
Страхование космических рисков (космическое страхование) направлено на компенсацию ущерба при создании, производстве и эксплуатации объектов космических средств и осуществлении космической деятельности.
В России рост интереса страховых компаний к страхованию космической деятельности отмечается с начала 90-х годов. Этому способствовали: разработка и совершенствование необходимой законодательной базы (законов РФ «О страховании», «О космической деятельности» и ряда других законодательных актов); значительность масштабов отечественной космической деятельности; привлекательность страхования космических рисков, характеризуемая значительными размерами страховых сумм, относительно высокими тарифами и страховыми взносами и др.
Космические технологии России в зависимости от их целевого применения подразделяются на народно-хозяйственные, научные и оборонные. К космическим проектам относят космические системы связи, навигации, дистанционного зондирования Земли, метеонаблюдений, космического мониторинга и т.д. К технологиям, осуществляемым в интересах науки, относятся проекты изучения космического пространства. Следует отметить, что часть технологий имеет смешанный характер.
Первый договор страхования космической деятельности, заключенный в 1965 году, был договором страхования гражданской ответственности по возмещению третьей стороне убытков, причиненных в период предстартовой подготовки. Однако, основные подходы к страхованию космических запусков были выработаны страховыми компаниями только в 1968 году. За прошедший с момента выдачи первого страхового полиса период значительно повысился уровень страхового обеспечения космической деятельности, которое представляет в настоящее время широкий спектр услуг страхования.
Рынок космического страхования является отраслевым и узкоспециализированным. В территориальном аспекте он представляет собой совокупность взаимосвязанных национальных страховых рынков, объединенных в единую мировую систему. В качестве национальных рынков выделяют американский, европейский и российский страховые рынки, что обусловлено наличием у страны-представителя конкурентоспособных средств выведения.
В России страхование космических рисков производится в соответствии с Законом «О страховании космической деятельности», в котором ст. 25 гласит: «Организации и граждане, которые используют (эксплуатируют) космическую технику или по заказу которых осуществляется создание и использование (эксплуатация) космической техники, производят обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу других лиц в порядке и на условиях, которые установлены законом».
Вопрос ответственности за причинение ущерба при осуществлении космической деятельности отражены в ст. 30 Закона: «Ответственность за вред, причиненный космическим объектам РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от причинителя такого вреда».
Страхование космической деятельности, так или иначе, включает практически все виды страхования и должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла ракетно-космической техники. Следует отметить, что механизм страхования космических объектов на этапе их создания практически не отличается от механизма соответствующих видов страхования любой другой техники. Здесь могут быть застрахованы риски, связанные: с ошибками проектирования и изготовления космических средств, технические риски, перевозимые грузы, ущербы имущества предприятий космической отрасли при испытаниях ракетно-космической техники, пожарами и стихийными бедствиями и пр.
Этап запуска и эксплуатации ракетно-космической техники, характеризуется наиболее значительными возможными ущербами и рисками это:
- широкая номенклатура и высокая стоимость космических объектов и привлекаемых для их эксплуатации материальных средств, многочисленность обслуживающего персонала;
- сложность, многоэтапность и разнообразие выполняемых работ при реализации процессов эксплуатации космических средств, в т.ч. работ с повышенной степенью опасности;
- достаточно высокая вероятность возникновения различных происшествий, вызванных недостаточно высокими характеристиками надежности качества изготовления ракетно-космической техники, а также ошибками персонала.
Эти особенности предопределяют большое разнообразие рисков, возникающих при эксплуатации ракетно-космической техники. Применительно к этому этапу при подготовке договоров страхования могут рассматриваться помимо имущественных также финансовые, экономические потери, вред, нанесенный здоровью и жизни людей, а также окружающей среде при авариях и катастрофах, связанных с ракетно-космической техникой.
Страховые случаи с ракетно-космической техникой классифицируются в зависимости от характера и степени тяжести возможных последствий на катастрофы, аварии, поломки (отказы) техники, несчастные случаи (в т.ч. с гибелью людей), незапланированные прекращения выполнения задач при использовании космической техники.
Кроме имущественного страхования, в классификацию страхования космической деятельности включают также страхование ответственности и личное страхование. В имущественном страховании выделены две группы: страхование основных образцов космической техники на различных этапах их использования и страхование средств наземной базы эксплуатации.
При разработке программы страхования исходными данными служат условия контракта, по которым будет осуществляться конкретный космический проект, а также дополнительные сведения:
- наименование, назначение, общие характеристики и краткое техническое описание объекта страхования с приложением сертификата установленной формы;
- дата и место запуска объекта страхования;
- наличие лицензии на использование и/или эксплуатацию объекта страхования в период действия договора страхования.
На сегодняшний день спектр услуг в области космического страхования весьма широк и как элемент внешнеэкономической деятельности занимает существенное место в межгосударственных экономических отношениях.
Страхование производственного цикла создания космического аппарата. Здесь возмещается ущерб, возникший в результате повреждения или гибели изделия или несоблюдения сроков его изготовления по причине перерыва в производстве.
Страхование космического аппарата, ракеты-носителя или их составных частей на этапе транспортировки на территорию космодрома.
Страхование предстартовых рисков защитит страхователя на случай повреждения или гибели космического аппарата на территории космодрома во время хранения, сборки в монтажно-испытательном комплексе, предстартовой проверки бортовой аппаратуры и других подготовительных операций, направленных на последующее осуществление запуска.
Страхование запуска космического аппарата и вывода его на орбиту. Традиционно этот этап подразделяется на три фазы: собственно запуска, то есть с момента отрыва ракеты-носителя от стартовой установки и до момента отделения орбитального спутника от последней маршевой ступени; выведения спутника на расчетную орбиту или точку стояния; проверок работы бортовых систем и ввода в эксплуатацию в течение оговоренного периода. Предусматривается возмещение убытков вследствие полной пли частичной гибели спутника в результате произведенного запуска.
По данному виду страхования ответственность наступает с момента санкционированной подачи команды на запуск ракеты-носителя с пульта управления стартового комплекса и заканчивается в момент наступления одного из следующих событий:
а) осуществление вывода космического аппарата на расчетную орбиту и окончание проведения контрольных проверок работоспособности бортовой аппаратуры согласно эксплуатационной документации;
б) истечение оговоренного договором страхования периода со дня запуска объекта страхования;
в) истечение оговоренного договором страхования периода со дня наступления страхового случая, повлекшего за собой требование на выплату страхового возмещения в размере страховой суммы;
г) истечение срока действия или прекращение договора страхования.
Страхование эксплуатации космического аппарата на орбите. Данное покрытие также предполагает полную или частичную гибель и обеспечивает возмещение ущерба в случае непредвиденного сокращения срока службы спутника вследствие перерасхода топлива, нарушения работоспособности источников питания, в том числе солнечных батарей, потери ориентации спутника, ухудшения качества приема-передачи или отказа каналов связи.
Период страхования устанавливается, как правило, 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. Договор может быть продлен на следующий срок, при этом условия страхования пересматриваются в зависимости от состояния объекта страхования.
Ответственность оканчивается также со дня наступления страхового случая, повлекшего за собой требование на выплату страхового возмещения в размере страховой суммы.
Страхование возвращения космического аппарата на поверхность Земли. По данному виду страхования возмещаются убытки от полной гибели и повреждения возвращаемого космического аппарата или его части во время спуска с орбиты на поверхность Земли. Ответственность наступает с момента включения двигателей космического аппарата во время нахождения последнего на расчетной орбите для осуществления маневра по сходу с орбиты и оканчивается в момент завершения посадки.
Правила страхования наземных объектов не очень отличаются от страхования строительно-монтажных объектов. Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при эксплуатации космической техники, может быть связан с возникновением обязанности страховщика осуществить страховую выплату в случаях:
- падения элементов ракеты космического назначения вне зоны отчуждения вследствие как случайных факторов, так и при возникновении аварийной ситуации;
- возникновение экологической катастрофы при аварии ракеты космического назначения с токсичными компонентами топлива. Договор страхования ответственности защищает как страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявления к нему исков о компенсации ущерба, причиненного третьей стороне, так и имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной стороны может не оказаться достаточных средств, чтобы оплатить убытки.
Страхование жизни и здоровья астронавта является обязательным элементом выполнения полетов пилотируемых космических аппаратов.
Космической деятельности, как любой сфере жизнедеятельности человечества, связанной с целенаправленным преобразованием человеческой природы, свойственны специфические риски ее осуществления по сравнению с так называемыми «массовыми» рисками. Во-первых, для космических рисков не характерна однородность, поэтому к их анализу, управлению и оценке не применимы статистические подходы. Хотя часть рисков всё же можно отнести к устойчивым совокупностям и в рамках этих совокупностей применить единые правила анализа. Во-вторых, риски осуществления космической деятельности имеют заметный кумулятивный характер. В силу этой специфики при их анализе используются в основном инженерные методы.