Страхование ответственности судовладельцев
По мере того, как развивалось торговое судоходство, возрастало количество и разнообразие грузов, перевозимых морем, расширялась география торговых рейсов, возрастала насыщенность морских путей различными плавсредствами, так и увеличивалась величина материальной ответственности судов и их владельцев и пользователей за возможное причинение (по оплошности или случайности) физического пли морального ущерба третьим лицам.
Страховая ответственность судовладельцев перед третьими лицами может подразделяться на:
- ответственность судовладельцев по отношению к плавающим объектам;
-ответственность судовладельцев, по отношению к неподвижным объектам;
- ответственность судовладельцев па. отношению к грузу;
- ответственность судовладельцев перед третьими лицами.
Если возникает ответственность перед третьими лицами, то страховщик частично или полностью возмещает ущерб, нанесенный в результате:
- вреда, причиненного любому другому судну или имуществу, находящемуся на другом судне;
- задержки или невозможности использовать другое судно или имущество, находящееся на нем;
- общей аварии, спасательных работ или обусловленного договором страхования спасания другого судна или имущества.
Однако при страховании ответственности по каско-полису исключаются убытки или расходы, относящиеся к другим видам страхования и возникшие в связи:
- с устранением или удалением препятствий, обломков, грузов или какого-либо другого предмета;
- с вредом, причиненным какому-либо недвижимому, личному имуществу либо вещи, за исключением других судов или имущества, находящегося на других судах..
Морское страхование включает в себя и страхование ответственности судовладельцев, которым покрывается большое количество рисков, включая такие как: смерть, телесные повреждения и увечья, причиненные экипажу судна и работникам портов, ответственность за загрязнение моря нефтепродуктами, ответственность за последствия морских аварий и т.д. Страхование ответственности судовладельцев производится, как правило, не коммерческими страховыми компаниями, а на принципах взаимного страхования путем объединения судовладельцев в клубы взаимного страхования.
По договору страхования судов (каско) страховщиком, как правило, принимается на страхование ответственность судовладельцев за столкновение судов, только в пределах 3/4 размена возможного ущерба, а 1/4 остается на риске судовладельца как своеобразная франшиза. Поэтому судовладельцы стали искать выход из сложившегося положения и объединились в своеобразные организации, которые ставили своей целью возмещение убытков на коллективной основе. Форма такого коллективного страхования заключалась в том, что страхователи - владельцы судов создавали общий страховой фонд, из которого возмещались убытки, возникшие у того или иного участника этого страхования.
Взаимное страхование ответственности судовладельцев получило широкое распространение. В настоящее время в мире действует около 70 таких клубов, крупными считаются клубы Англии, Норвегии, США, Швеции. Самым главным принципом деятельности этих клубов является то, что они не преследуют цели извлечения прибыли из своих операций, а призваны лишь защищать своих участников от понесенных убытков. (33)
Руководящим органом такого клуба является совет директоров, избираемый из представителей судовладельцев. Совет собирается по мере надобности для решения принципиальных вопросов страхования и финансовой политики.
Финансовую базу клубов составляют взносы его членов, из которых формируются страховые фонды, предназначенные для оплаты возможных претензий к судовладельцам - членам клуба для покрытия расходов по ведению дела.
Размеры страховых взносов основываются на среднестатистических показателях убыточности за ряд лет и зависят от состава флотов, входящих в тот или иной клуб - типа судна, района плавания, объема страховой ответственности, а также требований национального законодательства в отношении ответственности судовладельцев за действия членов экипажа судна и его агентов.
Страховые взносы делят на три вида: предварительные, дополнительные и чрезвычайные.
Каждый финансовый год в таких клубах начинается с полудня 20 февраля каждого года и заканчивается в полдень 20 февраля следующего года.
В первый день такого года совет директоров устанавливает размер предварительного взноса.
В случае возникновения катастрофических убытков, на покрытие которых недостаточно средств клуба, прибегают к сбору чрезвычайных взносов.
Объем и виды ответственности судовладельцев, которые покрываются страхованием в клубах взаимного страхования, обычно в каждом отдельном случае зависят от правил того или иного клуба. Из всего этого можно сделать такой вывод, что хотя в клубах взаимного страхования могут быть застрахованы различные виды ответственности, каждый из клубов ограничивает круг своей ответственности только рисками, определенными в правилах этих клубов.
Клубы взаимного страхования в различных сочетаниях и объемах принимают на себя ответственность по следующим рискам:
- ответственность за потерю жизни, телесное повреждение, за болезни и репатриацию;
- ответственность за столкновение с другими судами;
- ответственность за вред, причиненный неподвижным или плавающим объектам;
- ответственность за повреждение судов, не вызванное столкновением;
- ответственность по договорам буксировки;
- ответственность по договорам и гарантиям;
- ответственность за удаление остатков кораблекрушения;
- расходы в связи с карантином;
- ответственность за сохранность перевозимого груза;
- неполучение причитающейся с груза доли по общей аварии;
- доля судна по общей аварии;
- штрафы;
- порядок применения франшизы.