Роль СЭЗ в привлечении иностранных инвестиций

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

В СЭЗ могут развиваться:

- производственные;

- научно-технологические;

- экспортные;

- торговые;

- туристическо-рекреационные;

- страховые;

-банковские;

- иные виды деятельности.

Резидент СЭЗ – зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или физическое лицо в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ.

В СЭЗ устанавливается льготный порядок налогообложения.

Для резидентов СЭЗ устанавливается меньшее количество налогов, а также снижаются их ставки. Так, например, прибыль, полученная резидентами СЭЗ «Гомель-Ратон» за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год.

Президентом Республики Беларусь либо по его поручению – Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются:

- виды налогов, действующих на территории СЭЗ;

- ставки налогов;

- особенности льготного налогообложения.

Территория СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь. В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.

При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны:

1. не взимаются:

a. налоги;

b. таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление;

2. не применяются меры экономической политики.

При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.

При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются.

В отношении товаров, не происходящих с территории СЭЗ, взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

На территории СЭЗ гарантируются:

- закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности;

- не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования;

- не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.

Для расчетов в СЭЗ может использоваться национальная валюта Республики Беларусь и конвертируемая валюта иностранных государств в порядке, определяемом Национальным банком Республики Беларусь.

Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» устанавливает для всех СЭЗ:

- единый специальный правовой режим (таможенный, налоговый) деятельности на длительный период;

- ответственность субъектов хозяйствования за нарушение условий работы в данных зонах.

Предусматривается также реорганизация свободных экономических зон по территориальному признаку для исключения непригодных и незадействованных участков и возможного включения в состав СЭЗ земельных участков, имеющих инженерную инфраструктуру и площадь не менее 50 га.

Развитие участков свободных экономических зон площадью менее 50 га приостанавливается и на этих территориях режим СЭЗ ограничивается периодом в 5 лет. Этот срок при необходимости может быть продлен решением Президента Республики Беларусь.

Администрациям СЭЗ придан статус республиканского юридического лица в форме учреждения, осуществляющего свои полномочия в рамках устава, утверждаемого Правительством.

Устанавливается исчерпывающий перечень налоговых платежей, которые будут уплачиваться резидентами всех СЭЗ с едиными ставками.

Кроме того, определяется, что специальный правовой режим распространяется только на продукцию собственного производства резидентов СЭЗ при условии реализации ее на экспорт, а также на импортозамещающие товары по перечню, согласованному с Президентом Республики Беларусь.

Привлечение иностранного инженерно-технического и управленческого персонала резидентами СЭЗ не ограничивается.

На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и работают следующие свободные экономические зоны:

- «Брест» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114;

- «Витебск» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 г. № 458;

-«Гродноинвест» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2002 г. № 208;

- «Гомель-Ратон» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93;

- «Минск» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93;

- «Могилев» – создана Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2002 г. № 66. [1]

Информация о привлечённых прямых иностранных инвестициях свободными экономическими зонами представлена на рисунке 1:

Роль СЭЗ в привлечении иностранных инвестиций - student2.ru

Рисунок – Объем накопленных ПИИ на 1 января 2016 года

Примечание – Источник: собственная разработка на основе.

Объем накопленных всеми СЭЗ прямых иностранных инвестиций на 1 января 2016 г.составил USD 850 млн., что составляет только около 5% от накопленных ПИИ Беларуси. Извсех СЭЗ больше всего инвестиций удалось привлечь свободной экономической зонеМогилев (23% накопленных ПИИ), за ней следует Минск (22.2 %) и Гродно-Инвест (21.2%).Меньше всего ПИИ поступило в СЭЗ Брест (10.5%).

Доля иностранных инвестиций в общих инвестициях в основной капитал существенноварьирует не только в разрезе СЭЗ но и по годам (рис 2). Наиболее низкой в 2012-2015 ггона была в Бресте, а наиболее высокой в Могилеве. В СЭЗ Гомель-Ратон доля иностранныхинвестиций в общих инвестициях в основной капитал постоянно увеличивалась в последниедва года и составила 71% в 2015 г.

Роль СЭЗ в привлечении иностранных инвестиций - student2.ru

Рисунок - Удельный вес иностранных инвестиций в общих инвестициях в основной капитал (%)

Примечание – Источник: собственная разработка на основе.

Наибольший объем накопленных прямых инвестиций поступил в СЭЗ из Кипра (34.1%), также значительной является доля немецких инвесторов (13.8%). Заметный вклад в приток ПИИ внесли Россия (7.3% от накопленных ПИИ), Польша (6.5%), Иран, Великобритания и Швейцария, доля каждой из которых составляет около 5%.

СЭЗ не вносят основной вклад в привлечение ПИИ в Беларусь. Только 5% от накопленного объема прямых иностранных инвестиций сосредоточено в данных зонах, при этом между ними имеются существенные различия в привлечении ПИИ. В то время как в некоторых зонах ПИИ играли существенную роль в инвестициях в 2015 г. (Витебске.Могилеве и Минск), в других, например, Гомель-Ратон и Гродно-Инвест их вклад был минимальным. Определенные вопросы вызывает также высокий удельный вес Кипра (34.1%) и его роль как основного инвестора в белорусские СЭЗ.

Финансы СЭЗ

Основными источниками финансовых ресурсов, используемых для реализации мероприятий по созданию и функционированию СЭЗ, являются бюджет СЭЗ и фонд ее развития.

Бюджет свободной экономической зоны - основной источник ее финансирования. Доходная часть бюджета СЭЗ формируется за счет средств республиканского бюджета, а также уплачиваемых резидентами зоны и налогоплательщиками, не являющимися резидентами зоны, но находящимися в пределах ее границ, ряда налогов.

Финансирование расходов СЭЗ из республиканского бюджета производится на основании росписи доходов и расходов республиканского бюджета с учетом изменений, внесенных в нее в установленном порядке в процессе исполнения бюджета. Каждой СЭЗ в составе республиканского бюджета присваивается отдельная глава и соответственно главе Администрации СЭЗ - статус главного распорядителя средств по республиканскому бюджету.

Министерство финансов рассчитывает суммы ассигнований из бюджета на СЭЗ исходя из сводного расчета потребности в финансовых ресурсах, который ежегодно производится Администрацией СЭЗ.

До формирования бюджетов СЭЗ ее Администрация также предоставляет в Министерство финансов согласованный с местными Советами расчет потерь доходов соответствующих местных бюджетов в связи с созданием СЭЗ, список организаций, которые будут исключены полностью или частично из числа налогоплательщиков в местные бюджеты, а также расходов, которые будут производить непосредственно СЭЗ по обслуживанию имущества, находящегося в коммунальной собственности и переданного в оперативное управление Администрацией СЭЗ.

Утверждение бюджета СЭЗ как составной части республиканского бюджета осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь.
Вторым источником финансовых ресурсов является фонд развития СЭЗ. Его деятельность регулируется положением о порядке создания и функционирования фонда развития такой зоны, принятым для каждой зоны отдельно.

Фонд развития СЭЗ образуется за счет следующих поступлений:

- отчислений, не превышающих 50% налогов, уплачиваемых в местные бюджеты, поступающих от налогоплательщиков, находящихся на территории СЭЗ;

- арендной платы за землю, уплачиваемой резидентами СЭЗ;

добровольных поступлений от резидентов;

- средств резидентов СЭЗ и субъектов хозяйствования, которые арендуют государственное имущество, находящееся в оперативном управлении и (или) ведении ее Администрации;

заемных средств;

- отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования, учреждаемых Администрацией СЭЗ в соответствии с законодательством;

- платы за участие в конкурсе на право регистрации в качестве резидента СЭЗ;

- сбора за регистрацию резидентов СЭЗ и иных поступлений и доходов.

Средства фонда могут использоваться на финансирование:

- органов управления СЭЗ;

- перспективного планирования СЭЗ;

- разработки технико-экономического обоснования размещения объектов и производств на территории СЭЗ;

- мероприятий по защите окружающей среды;

- архитектурно-планировочного решения объектов СЭЗ;

- инфраструктуры СЭЗ;

- проведения рекламной деятельности;

- проведения тендеров (конкурсов) на размещение новых производств и - других мероприятий по развитию СЭЗ.

Распоряжение средствами фонда осуществляется Администрацией СЭЗ, которая в целях рационального использования поступивших средств создает Совет фонда. Последний ежегодно утверждает представляемую Администрацией СЭЗ смету фонда.

Кроме того, источниками финансирования СЭЗ могут быть иностранные кредиты, займы, средства международных финансовых и экономических организаций.

Согласно Приказу Министерства финансов Республики Беларусь от 30 марта 1998 г. № 89 Об утверждении Основных положений по формированию бюджетов свободных экономических зон "Минск" и "Гомель - Ратон" бюджет СЭЗ должен отражать доходы и расходы, которымираспоряжается Администрация СЭЗ. Самостоятельность бюджетаобеспечивается наличием собственных источников доходов и правомопределять направление их использования. Утверждение Бюджета СЭЗ,как составной части республиканского бюджета, осуществляетсяНациональным собранием Республики Беларусь.

Доходная часть бюджетов свободных экономических зонформируется за счет уплачиваемых резидентами зоны иналогоплательщиками, не являющимися резидентами зоны, нонаходящимися в пределах ее границ, следующих видов налогов:

- налог на доходы и прибыль;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы.

Размер отчислений устанавливается ежегодно в Законе о бюджете

Республики Беларусь на предстоящий финансовый (бюджетный) год. Остальные налоги плательщиков, находящихся в пределах границСЭЗ, другие обязательные платежи зачисляются в соответствующиебюджеты в установленном законодательством порядке.

Учет фактических доходов СЭЗ осуществляется Министерствомфинансов по формам, установленным Главным государственнымказначейством Министерства финансов.

До формирования бюджетов СЭЗ Администрация СЭЗ представляетв Министерство финансов согласованный с местными Советами расчетпотерь доходов соответствующих местных бюджетов в связи с созданиемСЭЗ, список предприятий, которые будут исключены полностью иличастично из числа налогоплательщиков в местные бюджеты, а такжерасходов, которые будут производить непосредственно СЭЗ пообслуживанию имущества, находящегося в коммунальной собственности ипереданного в оперативное управление Администраций СЭЗ.

В ходе формирования проекта бюджета Администрацией СЭЗопределяются общие суммы доходов и расходов, суммы отдельных видовдоходов и расходов, согласно единой Бюджетной классификации и поформам, устанавливаемым Министерством финансов. Данные материалы направляются в Министерство финансов дляпредварительного рассмотрения с участием представителейАдминистрации СЭЗ. Предложения и разногласия по результатам рассмотрения расчетныхпоказателей по доходам и расходам рассматриваются руководствомМинистерства финансов. Доходы, включаемые в проект республиканского бюджета,определяются по каждому доходному источнику. Расходы, включаемые впроект республиканского бюджета, определяются по видам бюджетныхассигнований.

Финансирование расходов СЭЗ из республиканского бюджета производится на основании росписи доходов и расходов республиканского бюджета с учетом изменений, внесенных в нее в установленном порядке в процессе исполнения бюджета. Каждой СЭЗ в составе республиканского бюджета присваивается отдельная глава и соответственно главе Администрации СЭЗ статус главного распорядителясредств по республиканскому бюджету.

В целом, свободные экономические зоны Беларуси успешно функционируют, на их территории созданы совместные предприятия со странами СНГ и государствами дальнего зарубежья, которые способствуют эффективному развитию экономики Республики Беларусь.

Наши рекомендации