Деятельность Банка России как мегарегулятора
Мегарегулятор – форма организации регулирования и надзора за участниками и инфраструктурой фин рынка в стране в рамках единого гос органа.
Основная цель его создания заключается в одновременном обеспечении устойчивости фин сектора как на макропруденциальном (минимизация системного риска фин рынка), так и на микропруденциальном уровне (поддержание устойчивого фин положения отдельных фин посредников для защиты интересов вкладчиков, кредиторов и инвесторов).
К ключевым задачам деятельности мегарегулятора относятся:
– формирование целостной стратегии развития фин сектора;
– организация надзора за фин группами на консолидированной основе;
– минимизация возможностей для арбитража участников рынка на регулирующих нормах;
– обеспечение эффективного макропруденциального анализа рисков, влияющих на фин сектор;
– унификация подходов к надзору за отдельными сегментами финансового сектора в рамках построения системы макропруденциального регулирования;
– сокращение бюджетных издержек в результате экономии на масштабе деят-ти органа регулирования;
– разработка комплексных антикризис. планов и программ реструктуризации фин сектора в случае кризиса.
Банк России в новом статусе, с наделением его новыми полномочиями были расширены цели его деятельности. Ранее установленные цели (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы) были дополнены двумя новыми:
· развитие российского финансового рынка
· обеспечение его стабильности.
Чтобы Банк России мог на практике выполнять функции мегарегулятора фин рынка, он был наделен рядом новых полномочий, которые ранее реализовывала ФСФР России. К нему перешли полномочия ФСФР России по нормативно- правовому регулированию фин рынка (без наделения правом представлять в Правительство РФ проекты ФЗ). Помимо того, теперь Банк России осуществляет полномочия по контролю и надзору за фин некредитными организациями.
Кроме того, Банк России осуществляет контрольные и надзорные полномочия в отношении эмитентов при осуществлении ими деят-ти на фин рынках, а также в сфере корпоративных отношений в АО. В этих сферах Банк России осуществляет контроль и надзор в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Регулирование, контроль и надзор за некоторыми сегментами фин рынка выведены за пределы компетенции Банка России. Так, Минфин России осуществляет регулирование в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
В связи с появлением у Банка России новых полномочий произошли изменения и в его внутренней структуре органов управления.
Во-первых, несколько изменился состав и компетенция совета директоров Банка России, в который теперь должны входить не 12 членов, а 14.
Во-вторых, изменился срок полномочий председателя ЦБ, который теперь составляет 5 лет.
В-третьих, создан действующий на постоянной основе новый орган, осуществляющий регулирующие, контрольные и надзорные функции ЦБ в сфере фин рынка – Комитет фин надзора (аналог комитета банковского надзора).
В связи с интеграцией ФСФР России в структуру Банка России создано специальное подразделение – служба Банка России по фин рынкам (СБРФР). В течение ближайших нескольких лет именно СБРФР будет непосредственно обеспечивать исполнение Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере фин рынков. Задачами СБРФР являются:
− участие в развитии фин рынка РФ и его инфраструктуры;
− участие в обеспечении стабильности фин рынка РФ, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;
− проведение анализа состояния и перспектив развития фин рынков в части сферы деят-ти некредитных фин организаций;
- формирование конкурентной среды на фин рынке РФ;
Основными функциями СБРФР являются:
− регистрация выпусков (доп) эмиссионных цб, их проспектов и отчетов об итогах выпуска;
− лицензирование деятельности фин некредитных организаций;
− контроль и надзор за деятельностью фин некредитных организаций;
− согласование и регистрация документов фин некредитных организаций;
С 3 марта 2014 г – ликвидация службы, вместо нее – 9 структурных подразделений!!!
· Департамент развития финансовых рынков;
· Департамент допуска на финансовые рынки;
· Департамент страхового рынка;
· Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка;
· Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.
Показатели независимости ЦБ
Выделяеют правовую и финансовую независимость ЦБ.
Правовая независимость:
1. Ст 75 Конституции РФ: установлен конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля.
2. ФЗ №86 «О ЦБ РФ»: статус цели функции
Ключевой элемент правового статуса – принцип независимости ЦБ: проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмисии и организации денежного обращения (не явл-ся органом гос власти) – функции и полномочия банк осущетсвляет независимо от федеральных оргнановгос власти, субъектов и органов местного управл-я. Независимость статуса Банка отражена в Конституции РФ.
Финансовая независимость: Уставный капитал и имущество банка является федеральной собственностью, при этом Банк наделен имущественной и фин-й сам-тью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы БР, осущ-ся самим БР в соот-вии с фз «о ЦБ рф».
Финансовая независимость БР выражается в том, что он осущ-ет свои расходы за счет собственных доходов.
Независимость ЦБ от Прав-ва имеет относительный характер. В долгосрочном плане политика ЦБ определяется приоритетами экономического курса правительства.
Критериями независимости ЦБ могут являться:
1) Назначение руководства( процедура назначения председателя цб, кем назанчается –президентом)
2) Срок пребывания в должности главы (чем дольше срок, тем более независим цб)
3) Взаимоотношения между ЦБ и Правительством.
Независимость ЦБ определяется возможностью Правительства, Министерства финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом;
4) процедура формирования ДКП; Важное значение определяет тот, кто формирует политику.
5) цели политики, установленные Законом.
Чем больше целей с потенциально конфликтю направл-тью указано в законах, тем менее независим ЦБ;
6) прямые указания органов гос власти;
7) ограничения на предоставление кредитов Правительству.