Антимонопольный контроль в банковской сфере
В соответствии со ст. 32 Закона
Контроль
за приобретением акций
(долей) кредитных
организаций
о банках и банковской деятельно- сти соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролируется антимонопольным
органом (Федеральной антимонопольной службой) совмест- но с Банком России.
В соответствии с ч. 8—10 ст. 11 Закона о банках и бан- ковской деятельности и ст. 61 Закона о Центральном бан- ке РФ, если иное не установлено федеральными законами, приобретение (за исключением случая, если акции (доли) кредитной организации приобретаются при ее учреждении) и (или) получение в доверительное управление в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом или группой лиц бо- лее 1% акций (долей) кредитной организации требуют уве- домления Банка России, а более 20% — предварительного согласия Банка России.
Предварительного согласия Банка России требует так- же установление юридическим или физическим лицом или группой лиц в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок прямого или косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кре- дитной организации, владеющих более чем 20% акций (до- лей) кредитной организации.
Данные обязанности лежат на приобретателях акций (долей) и лицах, установивших контроль в отношении ак- ционера (участника) кредитной организации.
Понятие группы лиц законодательно закреплено в ст. 9
Закона о защите конкуренции.
Уведомление о приобретении свыше 1% акций (долей)
кредитной организации направляется в Банк России не позд-
нее 30 дней с момента данного приобретения (ч. 6 ст. 61
Закона о Центральном банке РФ)1.
1 Порядок установлен инструкцией ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И
«О порядке принятия Банком России решения о государственной ре-
гистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осущест-
вление банковских операций».
Что касается получения предварительного разрешения, то Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии Банка России на приобретение бо- лее 10% акций (долей) кредитной организации сообща- ет заявителю в письменной форме о своем решении — со- гласии или отказе. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, указанная сделка (сделки) считается разрешенной (ч. 5 ст. 61 Закона о Центральном банке РФ)1.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на при- обретение более 10% акций (долей) кредитной организа- ции или на установление контроля в отношении акцио- неров (участников) кредитной организации при наличии оснований, указанных в ст. 16 Закона о банках и банков- ской деятельности.
При нарушении указанных требований Банк России вправе составлять предписания об устранении допущенных в таких случаях нарушений при приобретении долей (ак- ций) кредитной организации и при установлении контро- ля в отношении его акционеров (участников). В этом случае возможно либо получение последующего согласия либо от- чуждение долей (акций). Если предписание не выполнено, Банк России вправе оспаривать соответствующие сделки. При этом акции (доли) кредитной организации, с которыми связано нарушение, голосующими не являются и не учиты- ваются при определении кворума общего собрания акцио- неров (участников) кредитной организации. Если это тре- бование не выполняется, Банк России вправе обжаловать в судебном порядке решения общего собрания акционеров (ст. 11.3 Закона о банках и банковской деятельности).
Приобретение более 20% акций (долей) кредитной орга- низации публично-правовыми образованиями также требу-
ет получения предварительного согласия Банка России2.
1 На подзаконном уровне данный порядок установлен инструкцией ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И «О порядке получения предварительно- го согласия Банка России на приобретение и (или) получение в дове- рительное управление акций (долей) кредитной организации».
2 См.: п. 4 указания ЦБ РФ от 14.08.2002 № 1186-У «Об оплате устав- ного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении орга- нов государственной власти и органов местного самоуправления».
Данный порядок распространяется и на передачу акций и долей (как имущественных прав) в доверительное управ- ление.
Контроль
за злоупотреблением
кредитной организацией
доминирующим
положением
В соответствии с Законом о за- щите конкуренции антимонополь- ный орган устанавливает доминиру- ющее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного
законодательства и при осуществлении государственного кон- троля за экономической концентрацией (п. 10 ч. 1 ст. 23).
Доминирующим признается такое положение хозяй- ствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке, ко- торое дает им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (в том числе работ, услуг) на этом рынке, устранять с него других хозяйству- ющих субъектов или затруднять им доступ на этот рынок (ч.1 ст. 5).
Условия признания доминирующим положения кре- дитной организации и порядок такого признания для слу- чаев осуществления банковских операций устанавливают- ся Правительством РФ по согласованию с Банком России (ч. 7 ст. 5)1.
В случае оказания кредитной организацией иных фи- нансовых услуг (т.е. осуществления тех видов деятельности, которые не относятся к банковским операциям) к ней при- меняются условия и порядок признания доминирующим по- ложения финансовой организации, оказывающей соответ- ствующие финансовые услуги2.
1 См.: постановление Правительства РФ от 26.06.2007 № 409 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кре- дитной организации и Правил установления доминирующего поло- жения кредитной организации».
2 См.: п. 2 Условий признания доминирующим положения кредитной организации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2007
№ 409; постановление Правительства РФ от 09.06.2007 № 359
«Об утверждении Условий признания доминирующим положения
финансовой организации (за исключением кредитной организации)
и Правил установления доминирующего положения финансовой ор-
ганизации (за исключением кредитной организации)».
Для кредитных организаций, занимающих доминирую- щее положение, запрещаются действия (бездействие), ре- зультатом которых являются или могут являться недопуще- ние, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц. Общий перечень таких действий (без- действия) дан в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
.
В соответствии с Законом о за- щите конкуренции в определенных случаях для создания и реорганиза- ции кредитных организаций, а так- же совершения сделок с их акция-
Контроль за экономической концентрацией
в банковской сфере
ми (долями), имуществом либо правами в отношении них необходимо предварительное согласие антимонопольного органа (ст. 27 и 29).
Кроме того, в некоторых случаях антимонопольный ор- ган должен быть уведомлен о совершении сделок (ст. 30).
Размеры стоимости активов кредитных организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, при наличии которых возникают указанные выше обязанности, а также обозначенный норматив доли на товарном рынке установлены Правительством РФ1.
Кроме того, кредитные организации обязаны соблю- дать нормы ст. 11 Закона о защите конкуренции, который запрещает соглашения или согласованные действия хо- зяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции.
4.2.2. Контроль за соблюдением требований законодательства о рекламе банковских услуг
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекла- ме» предусматривает ряд требований к рекламе банков- ских услуг.
Во-первых, он не допускает рекламу банковских услуг при отсутствии у кредитной организации соответствующих лицен-
1 См.: постановление Правительства РФ от 30.05.2007 № 335 «Об установлении величин активов кредитных организаций и совокуп- ной доли кредитных организаций на товарном рынке в целях осу- ществления антимонопольного контроля».
зий (п. 7 ст. 7). При этом кредитная организация как рекла- модатель обязана предоставлять рекламораспространителю сведения о наличии таких лицензий только по требованию по- следнего (ст. 13). Подобная формулировка позволяет утверж- дать, что ответственность за рекламу банковских услуг при отсутствии соответствующей лицензии может применяться только к кредитным организациям как рекламодателям.
Во-вторых, реклама банковских услуг должна содержать наименование кредитной организации (ч. 1 ст. 28), в том числе как организации, выпускающей ценные бумаги, при их рекламе (ч. 3 и 4 ст. 29).
В-третьих, реклама банковских услуг не должна:
1) содержать обещания доходности вложений, если она не может быть определена на момент заключения со- ответствующего договора. Однако к случаям привле- чения кредитными организациями денежных средств это положение неприменимо, поскольку кредитные организации привлекают средства под заранее опре- деленный процент;
2) умалчивать об иных условиях, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услу- гами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (ч. 2 ст. 28).
В-четвертых, применительно к конкретным услугам уста-
новлены отдельные требования:
1) если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика (ч. 3 ст. 28);
2) реклама услуг, связанных с осуществлением довери- тельного управления, должна содержать сведения о месте или номере телефона, где до заключения со- ответствующего договора заинтересованные лица мо- гут ознакомиться с условиями управления активами, а также получить сведения о кредитной организации (ч. 4 ст. 28). При этом данная информация не должна содержать информацию о результатах управления ак- тивами, о возможных выгодах, связанных с методами управления активами, заявления о возможности до-
стижения в будущем результатов управления актива- ми, аналогичных уже достигнутым (ч. 5 ст. 28).
В-пятых, установлены отдельные требования к рекламе ценных бумаг, которая не должна содержать:
а) обещание выплаты дивидендов по акциям;
б) прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг
(ч. 5 ст. 29).
Кроме того, реклама эмиссионных ценных бумаг кре- дитных организаций не допускается до осуществления ре- гистрации их выпуска (ч. 6 ст. 29).
Контроль за соблюдением законодательства о рекла- ме осуществляет антимонопольный орган, который впра- ве в отношении рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей:
— выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения ими законодательства;
— предъявлять иски о запрете распространения рекла- мы или о публичном опровержении недостоверной рекламы (о контррекламе);
— применять штрафы, предусмотренные ст. 14.3 и ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ.