Организация внутреннего контроля в кредитных организациях
В соответствии с ч. 4 с т. 24
Закона о банках и банковской де- ятельности кредитная организация
Понятие и цели
внутреннего контроля
обязана организовывать внутренний контроль, обеспечива- ющий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.
Правила организации внутреннего контроля на основа- нии ст. 57 Закона о Центральном банке РФ устанавливает Банк России1. Если клиринговая организация является кре- дитной организацией, то требования к документам внутрен- него контроля устанавливаются нормативными правовыми актами Банка России (ч. 3 ст. 10 ФЗ «О клиринге и клирин- говой деятельности»). При этом в части организации вну- треннего контроля (аудита) Банк России предлагает кре- дитным организациям руководствоваться Рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору2.
1 См.: Положение об организации внутреннего контроля в кредит- ных организациях и банковских группах, утв. ЦБ РФ 16.12.2003
№ 242-П.
2 Доведены до сведения кредитных организаций письмами ЦБ РФ от 10.07.2001 № 87-Т и от 13.05.2002 № 59-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» от 29.06.2011 № 96-Т
«О Методических рекомендациях по организации кредитными орга-
низациями внутренних процедур оценки достаточности капитала».
Под внутренним контролемв кредитной организации понимается деятельность органов управления, подразделе- ний и служащих кредитной организации, осуществляемая в целях обеспечения:
— эффективности управления активами и пассивами, а также банковскими рисками;
— достоверности всех видов отчетности;
— соблюдения положений нормативных актов;
— исключения случаев легализации (отмывания) до- ходов, полученных преступным путем, и финанси- рования терроризма.
В банковской группе внутренний контроль строится на
единстве подходов к организации внутреннего контроля в кре- дитных организациях, входящих в банковскую группу.
Под системой внутреннего
Система внутреннего
контроля
контроляпонимается совокуп- ность системы органов и направ-
лений внутреннего контроля.
Направлениями внутреннего контроля являются:
• контроль со стороны органов управления за органи- зацией деятельности кредитной организации;
• контроль за функционированием системы управ- ления банковскими рисками и оценка банковских рисков;
• контроль за распределением полномочий при совер- шении сделок;
• контроль за управлением информационными пото- ками (получением и передачей информации) и обе- спечением информационной безопасности;
• осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля (мониторинг системы внутреннего контроля).
Составной частью системы внутреннего контроля кре- дитной организации является так называемый комплаенс–
контроль1. Общее значение этого понятия сводится к обе- спечению соблюдения кредитной организацией и ее служащими нормативных правовых актов, стандартов са- морегулируемых организаций (для профессиональных участ- ников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.
Система органов внутреннего контроля— это совокупность ор- ганов управления, а также подраз-
Система органов внутреннего контроля
делений и служащих (ответственных сотрудников), выполня- ющих функции в рамках системы внутреннего контроля.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 10 Закона о банках и бан- ковской деятельности в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутрен- него контроля, порядке их образования и полномочиях. Организационная структура кредитной организации в ча- сти распределения полномочий между членами совета ди- ректоров (наблюдательного совета), коллегиального испол- нительного органа, определения полномочий единоличного исполнительного органа, полномочий, подотчетности и от- ветственности всех подразделений кредитной организации, служащих должна соответствовать характеру и масштабам проводимых операций.
Внутренний контроль должны осуществлять:
— органы управления кредитной организации;
— ревизионная комиссия (ревизор);
— главный бухгалтер кредитной организации (его заместители);
— руководитель и главный бухгалтер филиала кредит- ной организации (их заместители);
— подразделения и служащие.
1 Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору по его ор- ганизации содержатся в приложении к письму ЦБ РФ от 02.11.2007 № 173-Т
«О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору».
К таким подразделениям и служащим относятся:
— служба внутреннего контроля (внутреннего ауди- та) специальное структурное подразделение кредит- ной организации. Положение о службе внутреннего контроля утверждается советом директоров (наблю- дательным советом) кредитной организации;
— контролер профессионального участника рынка цен- ных бумаг;
— ответственный сотрудник по правовым вопросам;
— ответственный сотрудник или структурное подразде- ление, ответственные за разработку и реализацию пра- вил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных пре- ступным путем, и финансированию терроризма1.
3.1.7. Аудит кредитных организаций
Обязательность и цели банковского аудита
Годовой отчет кредитной орга- низации подлежит проверке ауди- торской организацией.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008
№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» данная провер-
ка является обязательной (подп. 3 п. 1 ст. 5) и проводится
только аудиторскими организациями (ч. 1 ст. 42 Закона
о банках и банковской деятельности).
Общей целью аудита является выражение мнения о до-
стоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности ауди-
руемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтер-
ского учета законодательству РФ (п. 3 ст. 1 Федерального
закона «Об аудиторской деятельности»).
Кроме того, при аудиторской проверке кредитных ор-
ганизаций аудиторская организация обязана составить
заключение о выполнении этой кредитной организацией
1 О квалификационных требованиях к таким сотрудникам см.: указание ЦБ РФ от 09.08.2004 № 1486-У «О квалификационных требованиях к спе- циальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыва- нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию тер- роризма и программ его осуществления в кредитных организациях».
обязательных нормативов, установленных Банком России, о качестве управления и о состоянии внутреннего контро- ля в кредитной организации.
Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления кредитной орга- низацией годовой отчетности (ч. 3 и 4 ст. 42 Закона о бан- ках и банковской деятельности).
Подтверждается аудиторской организацией и годовая консолидированная отчетность банковских групп (ч. 2 ст. 42
Закона о банках и банковской деятельности).
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской дея-
Государственное регулирование банковского аудита
тельности, является Министерство финансов Российской
Федерации1.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельно-
сти» аудиторская деятельность не лицензируется.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудитор-
ской деятельности» условия осуществления аудиторской
деятельности обеспечивают саморегулируемые организа-
ции аудиторов, членами которых в обязательном поряд-
ке должны быть аудиторские организации (ст. 3 и 17). Они
же выдают квалификационные аттестаты аудиторам, ко-
торых в аудиторской организации должно работать не ме-
нее трех (ст. 11).
При взаимодействии Банка России как органа банковско- го надзора с аудиторскими организациями Банк России пред- лагает руководствоваться Рекомендациями Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского коми- тета по банковскому надзору «Отношения между органами надзора за банками и внешними аудиторами»2.
1 Пункт 1 Положения о Министерстве финансов РФ, утв. постанов- лением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329.
2 Доведены до сведения кредитных организаций письмами ЦБ РФ от 10.11.2000 № 171-Т «Об усилении взаимодействия территориаль- ных учреждений Банка России и аудиторских организаций (инди- видуальных аудиторов)» и от 13.05.2002 № 59-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору».
Аудиторское заключение
Аудиторское заключение— официальный документ, предна- значенный для пользователей фи-
нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.
Форма, содержание, порядок подписания и представле-
ния аудиторского заключения определяются федеральными
правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ст. 6
Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)1.
3.2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
3.2.1. Виды мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, основания и порядок их применения
Основная особенность банковского законодательства за- ключается в том, что меры по предупреждению банкротства кредитных организаций реализуются вне рамок собствен- но процедуры банкротства и соответственно до отзыва ли- цензии у кредитной организации.
Это обусловлено тем, что банковская деятельность свя- зана с привлечением средств на счета и во вклады, осу- ществление которого в рамках процедуры банкротства нецелесообразно, так как для того, чтобы возвратить средства прежним кредиторам, они должны привлекать- ся у новых.
В соответствии со ст. 3 Закона о несостоятельности (бан- кротстве) кредитных организаций к мерам по предупрежде- нию банкротства кредитных организаций относятся:
1) финансовое оздоровление кредитной организации;
1 См.: Приказ Минфина России от 20.05.2010 № 46н «Об утвержде- нии федеральных стандартов аудиторской деятельности».
2) назначение временной администрации по управле- нию кредитной организацией;
3) реорганизация кредитной организации.
Меры по предупреждению банкротства кредитных ор-
ганизаций осуществляются при возникновении оснований, установленных ст. 4 Закона о несостоятельности (банкрот- стве) кредитных организаций, которые являются более «мяг- кими», чем признаки банкротства кредитных организаций и основания для отзыва у них банковских лицензий.
Например, признаком банкротства и основанием для от- зыва лицензии является неисполнение кредитной органи- зацией требований кредиторов в течение 14 дней, а основа- нием для применения мер по предупреждению банкротства является однократное неисполнение таких требований в срок, превышающий три дня.
Кредитная организация, ее учредители (участники) в слу- чае возникновения указанных оснований обязаны прини- мать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации. Кроме того, кредитная организация несет целый ряд допол- нительных обязанностей по уведомлению Банка России о проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации и заседаний совета директоров (наблюдательного совета), а также о совершении некото- рых сделок (п. 1—3 ст. 4.1 Закона о несостоятельности (бан- кротстве) кредитных организаций), а Банк России получает право направлять наблюдателей для участия в общем собра- нии учредителей (участников) кредитной организации и в заседании ее совета директоров (наблюдательного совета) (п. 4 ст. 4.1 Закона о несостоятельности (банкротстве) кре- дитных организаций).
Неисполнение кредитной организацией указанных обя- занностей является основанием для применения Банком России мер в порядке надзора (ст. 74 Закона о Центральном банке РФ).
Меры по предупреждению банкротства применяются
и по инициативе Банка России, который в случае возник-
новения соответствующих оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финан- совому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию. При этом требование об осу- ществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осу- ществление банковских операций.
Процедура применения указанных мер на законодатель- ном уровне установлена ст. 11—13 Закона о несостоятель- ности (банкротстве) кредитных организаций.
Следует заметить, что указанный выше перечень мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кре- дитных организаций не является исчерпывающим (см. п. 2 ст. 1 Закона о несостоятельности (банкротстве) кре- дитных организаций). Строго говоря, вся система публич- ных требований, предъявляемая к кредитным организа- циям в рамках системы банковского надзора, в той или иной степени направлена на предупреждение их банкрот- ства и на охрану интересов кредиторов данных кредит- ных организаций.
Кроме того, меры по предупреждению несостоятельно- сти (банкротства) по инициативе Банка России к банкам, являющимся участниками системы обязательного страхо- вания вкладов физических лиц, вправе применять государ- ственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (см. Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О допол- нительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года»)1.
1 См.: указание ЦБ РФ от 29.10.2008 № 2106-У «О порядке принятия Банком России решений о направлении государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" предложения об участии в преду- преждении банкротства банка и о согласовании (утверждении) пла- на участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в предупреждении банкротства банка»; указание ЦБ РФ от
29.10.2008 № 2107-У «Об оценке финансового положения банка для
решения вопроса о целесообразности участия государственной кор-
порации "Агентство по страхованию вкладов" в осуществлении мер
по предупреждению его банкротства»; Порядок проведения государ-
ственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» закрыто-
го отбора приобретателей имущества и обязательств банка или их ча-
сти, утв. решением Совета директоров ГК «Агентство по страхованию Ü