ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 РАБОТА СО СПИСКАМИ
В MS EXCEL. ФИЛЬТРАЦИЯ СПИСКОВ
Фильтрация списка –это процесс сокрытия всех строк,кроме тех,кото-рые удовлетворяют определенным критериям. Например, если у вас есть спи-сок клиентов, его можно отфильтровать так, чтобы видеть фамилии только тех из них, которые живут в определенном городе. В данной работе будет рассмот-рена автоматическая фильтрация.
Фильтрация по одному критерию
Задание 1
1. Создайте новую рабочую книгу Excel.
2. Переименуйте первый лист в Фильтр и введите данные, в соответствии с рис. 11, (можете использовать данные из предыдущей лабораторной ра-боты).
3. Установите табличный курсор на одну из ячеек списка.
4. Выполните команду Данные ⇒ Фильтр ⇒ Автофильтр. Excel проана-лизирует список и добавит в строку заголовков полей кнопки раскры-вающихся списков (кнопки автофильтра): (рис. 11).
Рис. 11.Список с фильтрами
5. Щелкните на кнопке автофильтра в ячейке Отдел. Список раскроется и покажет все значения, содержащиеся в этом столбце (рис. 12).
Рис. 12. Список с фильтрами
6. Выберите наименование какого-нибудь отдела, и Excel спрячет все стро-ки, кроме тех, которые включают отмеченное значение (рис. 13). Други-ми словами, критерием отбора служит выбранное вами значение.
Рис. 13. Список с фильтрами
7. Обратите внимание на то, что после фильтрации в строке состояния поя-вилась сообщение о том, сколько строк отобрано: . Кроме того, изменился цвет кнопки автофильтра , чтобы напомнить вам, что список отфильтрован по значениям, содержащимся в этом столбце.
8. Снова щелкните на кнопке автофильтра и выберите опцию (Все). Про-грамма отобразит весь список полностью.
9. Сохраните файл и продемонстрируйте результат преподавателю.
Фильтрация по нескольким критериям
Задание 2
1. Щелкните на кнопке автофильтра в ячейке Годовой фонд заработной платы.Выберите опцию(Условие …).Открывшееся диалоговое окноПользовательский автофильтрпозволяет фильтровать списки с ис-пользованием нескольких критериев.
2. В поле Годовой фонд заработной платы из раскрывающегося списка выберите критерий больше, в поле справа введите или выберите из спи-ска значение критерия, например, 80 000 тг.Установите переключатель И.В нижнем поле выберите критерийменьшеи установите для него зна-чение, например, 100 000 тг.(рис. 14).
Рис. 14. Окно пользовательского фильтра
3. Нажмите кнопку ОК. Таким образом, вы вывели список сотрудников с годовым фондом зарплаты в диапазоне от 80 000 тг.до 100 000 р.
Наложение условия по списку
Задание 3
1. Из списка кнопки автофильтра столбца Оклад выберите опцию (Первые 10…).Название данной опции общепринятое,действие опции не ограни-чивается нахождением только 10 элементов. С помощью данной опции вы можете выбрать наибольшие или наименьшие элементы из списка, а также указать их количество.
2. В диалоговом окне Наложение условия по списку установите критерий Показать 5 наибольших элементов списка (рис. 15).
Рис. 15. Диалоговое окно «Наложение условия по списку»
3. Программа выведет сведения о 5 сотрудниках, имеющих наибольший ме-сячный оклад.
4. Сохраните файл и продемонстрируйте результат преподавателю.
Контрольное задание
1. Выведите список, состоящий из трех сотрудников, принятых на работу раньше других. Восстановите весь список, а затем найдите трех сотруд-ников, принятых позже всех.
2. Выведите список сотрудников, работающих в одном отделе. Среди ос-тавшихся – сотрудника с наибольшей заработной платой.
Для отмены режима Автофильтр и удаления кнопок раскрывающихся списков в именах полей выберите команду Данные ⇒ Фильтр ⇒ Автофильтр повторно. В результате будет удален флажок у пункта меню Автофильтр, и список вернется в обычное состояние.
Сортировка списка
Сортировкой называется изменение порядка строк в списке.Сортировкаприменяется в случаях, когда необходимо, чтобы строки имели определенную последовательность. Excel – очень гибкая система в отношении методов сорти-ровки данных.
Сортировка по одному полю
Задание 4
1. Активизируйте лист Сортировка. При отсутствии исходного файла пе-рейдите на Лист 2, назовите его Сортировка и скопируйте на лист базу данных сотрудников.
2. Установите табличный курсор в ячейку с фамилией первого сотрудника. Щелкните на кнопке сортировки Сортировка по возрастанию , рас-положенной на стандартной панели инструментов. Программа располо-жила список в алфавитном порядке.
3. Щелкните на кнопке сортировки Сортировка по убыванию , распо-ложенной на стандартной панели инструментов. Программа расположила список в обратном алфавитном порядке.
4. Сохраните файл и продемонстрируйте результат преподавателю.
Контрольное задание
1. Отсортируйте список так, чтобы сведения о сотрудниках располагались в порядке возрастания (убывания) окладов.
2. Представьте список так, чтобы сведения о сотрудниках располагались в порядке возрастания (убывания) даты приема на работу.
Сортировка по нескольким полям Задание 5
1. Выполните сортировку по нескольким полям, например, сначала по полю Фамилия,затем по полюГодовой фонд зарплаты.Для этого выберитекоманду Данные ⇒ Сортировка.
2. В диалоговом окне Сортировка диапазона в списке Сортировать по выберите поле ФИО, установите опцию по возрастанию. В списке За-тем повыберите полеГодовой фонд зарплаты,установите опциюпо убыванию(рис. 16).Нажмите кнопкуОК.
Рис. 16. Сортировка диапазона
3. Сохраните файл и продемонстрируйте результат преподавателю.