Тема12.Инвестиционно - инновационная политика России.
Инвестиционная стратегия государства - это стратегия и программы стимулирования притока инвестиций и, прежде всего капитальных вложений, в развитие страны, в отрасли, сектора экономики, предприятия, в повышение уровня и качества жизни населения, в развитие инфраструктуры, в институциональное развитие страны. Россия относится к странам с переходной экономикой и входит в группу стран с так называемой догоняющей экономикой, ставящими задачу приблизиться по научно- техническому - развитию и высоким технологиям к ведущим державам мира.
Основные цели инвестиционной стратегии государства – создание инвестиционного и привлекательного предпринимательского климата; увеличение капиталовложений, развитие человеческого капитала; создание конкурентоспособной экономики; диверсификация экономики; развитие приоритетных отраслей с высокой добавленной стоимостью; повышение эффективности самого государства; повышение уровня и качества жизни населения; решение оборонных геополитических задач государства. Инвестиционная стратегия тесно связана с общей стратегией государства, с инновационной стратегией и другими частными стратегиями и служит их идеологическим и финансовым фундаментом.
На международном уровне инвестиционная привлекательность стран оцениваются международными институтами, организациями и мировыми рейтинговыми агентствами по значительному числу показателей, включающих экономическую свободу, уровень коррупции, уровень криминализации страны, кредитные рейтинги, уровень человеческого потенциала.
Для получения высокого инвестиционного международного рейтинга страна должна обеспечить стабильность и эффективность государства и его экономики.
Инвестиционная привлекательность страны – интегральный показатель, отражающий эффективность её инвестиционной стратегии. Он определяется по совокупности её экономических и финансовых показателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. Базовым показателем для присвоения стране инвестиционного рейтинга ведущими мировыми агентствами является финансовое состояние страны - (платёжеспособность, величина внешнего и внутреннего долга, стабильность курса национальной валюты, величина экспорта и чистого экспорта, величина золотовалютных резервов, уровень инфляции, состояние бюджета), а также стабильный рост экономики (ВВП).
Развивающиеся страны можно разделить на несколько групп.
Страны с догоняющими экономиками, которые ставят перед собой цель приблизиться по научно – техническому развитию и ВВП на душу населения в обозримом будущем к передовым странам мира (Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Мексика, Китай и др.) Стратегия этих стран заключается в освоении приобретённых в передовых странах высоких технологий и на их базе разработке собственных технологий, в создании современной системы образования и науки, в значительной доле инвестиций относительно ВВП (до 40%).Эти страны стремятся в исторически короткие сроки приблизиться по уровню общего и технологического развития к передовым странам мира. Некоторым из них это уже удалось – Япония, Сингапур, Финляндия. И они вошли в число развитых стран мира по многим показателям, включая ВВП на душу населения, качество жизни и собственные высокие технологии.
Развивающиеся страны, довольствующиеся ролью поставщиков сырья, труда, созданием индустриального сектора экономики, ростом ВВП на душу населения и уровня и качества жизни ( Турция, Египет, Чили). Стратегию этих стран можно определить как создание общества потребления (этап пройденный развитыми странами).
Слаборазвитые страны с низким уровнем развития человеческого капитала и доиндустриальной экономикой. Эта группа стран всё больше отстаёт в своем развитии от развитых стран и не имеет реальных стратегий развития, которые могли бы изменить ситуацию.
Развивающимся странам с догоняющими экономиками приходится ставить цели, которые уже достигнуты передовыми странами:
- реализация сильной власти, способной реформировать и развивать рыночную экономику;
-политическая и социальная стабильность;
- поддержание высоких темпов роста ВВП (свыше 6-7%);
- повышение уровня человеческого капитала;
- создание привлекательного инвестиционного климата;
- высокие инвестиции относительно ВВП (до 40%).
- получение доступа к новым технологиям;
- рост экономической свободы;
- стабильный рост уровня и качества жизни населения.
Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой (Россия) особое значение имеет диверсификация экономики. Успешно осуществили диверсификацию структуры экономики Япония, Китай, Южная Корея и Индия. При этом Япония решала задачу восстановления промышленности после войны. Китай, Индия и Южная Корея, будучи аграрными странами, решали задачу индустриализации.
Выделялись два крайних типа политики в зависимости от этапов развития:
1) активное государственное регулирование рыночной экономики;
2) либерализация командной экономики.
Во всех странах при диверсификации структуры экономики государством осуществлялся выбор приоритетных отраслей, в которые направлялись инвестиции. Приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы. В Японии вначале приоритетными отраслями были металлургия и угольная промышленность, в конце 1950-х годов - автомобильная промышленность.
Основной задачей России в среднесрочной перспективе является выход на траекторию устойчивого развития за счёт машиностроения и других высокотехнологичных отраслей. Другими словами: перед страной остро встала проблема производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Для этого необходимо решить проблему инициирования перетока капиталов из сырьевых отраслей в отрасли с высокой добавленной стоимостью. Решить проблему трансформации доходов от экспорта природных ресурсов в качественный человеческий капитал, в эффективные производства с высокими технологиями, в развитие инфраструктуры.
Для решения этих проблем и задач необходимо осуществить диверсификацию промышленности, организовать и обеспечить материально и институционально стабильный рост и приток в Россию качественного человеческого капитала.
Обозначенные МЭР РФ основные цели российской инвестиционно – инновационной политики следующие:
во – первых, она носит ярко выраженный социальный характер и направлена на повышение уровня и качества жизни населения…
во – вторых, фундаментом указанной модели роста служит инвестиционно - инновационная составляющая. Это позволит ослабить зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых энергетических рынков.
в – третьих, будут реализованы дополнительные меры в области институциональных преобразований и по улучшению инвестиционного климата, в том числе снижение налоговой нагрузки на бизнес и административных издержек, что, обеспечит успешную реализацию экономических реформ.
Основной движущей силой ускорения экономического развития России в среднесрочной и долгосрочной перспективе является рост инвестиций. Отраслевая структура инвестиций будет постепенно трансформироваться. Доля вложений в информационный и высокотехнологичный сектор возрастут до 12% в 2009году, против 10% в 2005 году. Одновременно в нефтегазовом и сырьевом секторах рентабельность инвестиций будет снижаться, а сроки окупаемости проектов возрастут.
Инвестиционно – инновационная политика предполагает приоритетное развитие таких сфер, как фундаментальные и прикладные научные исследования, авиастроение, разработка новых и материалов, биотехнологии, исследование космоса, информационная индустрия и связь, транспортная инфраструктура, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и другие.
Одним из ключевых направлений новой стратегии развития российской экономики станет расширение инвестиций в «человеческий капитал».