Е.п. огородникова, с.б. набатчикова, н.и. собинова
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Е.П. Огородникова, С.Б. Набатчикова, Н.И. Собинова
ДЕНЬГИ КРЕДИТ
БАНКИ
Учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины
Для очной и заочной форм обучения экономических специальностей
Оренбург - 2010
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Е.П. Огородникова, С.Б. Набатчикова, Н.И. Собинова
ДЕНЬГИ КРЕДИТ БАНКИ
Учебно - методическое пособие для
самостоятельного изучения дисциплины
для студентов экономических специальностей
Очной и заочной форм обучения
ОРЕНБУРГ 2010
Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским советом Оренбургского государственного университета (председатель – проф. А.Г. Гончаров).
Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании методической комиссии экономического факультета (протокол № 4 от 18. 02. 2010 г.). Председатель методического совета экономического факультета – доцент, Хабарова С.В.)
Рецензенты: Залозная Г.М. - д.э.н, заведующий кафедрой «Экономичес», ОГАУ
Е.П. Огородникова, С.Б. Набатчикова, Н.И. Собинова
Деньги, кредит, банки, Учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины для студентов экономических специальностей очной и заочной форм обучения. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010.- 275с.
Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Деньги кредит банки». Пособие содержит рекомендации по выбору темы курсовой работы, методика ее написания, сбор материала, оформление курсовой работы примерные планы курсовых работ по предложенной тематики, а также предложена тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения, и тестовые задания для подготовки к итоговому контролю. Учебное пособие составлено для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080105 «Финансы и кредит»)
Е.П. Огородникова, С.Б. Набатчикова,
Н.И. Собинова, 2010.
Издательский центр ОГАУ, 2010.
ВВЕДЕНИЕ
В вузовской системе подготовки высококвалифицированных специалистов большая роль отводится самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.
Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.
Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.
Среди форм самостоятельной работы можно выделить написание контрольных, курсовых работ, а также подготовка студентов к итоговому контролю. Именно на эти формы и виды самостоятельной работы и нацелено данное учебно-методическое пособие.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Преподавание дисциплины «Деньги Кредит Банки» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки экономистов в области теории и практики денежно-кредитных отношений. Данный курс является особым, самостоятельным разделом экономической науки в котором изучаются наиболее динамичные процессы, оказывающие решающее влияние на функционирование и развитие национальной экономики.
Программа курса предусматривает изучение таких тем, в которых рассматриваются основные тенденции и закономерности денежного обращения и кредита в условиях рыночного хозяйства, принципы и формы современной денежно- кредитной системы, теории денег, кредита и инфляции. Большое внимание уделяется изучению теории и практики банковского дела, в частности, изучается деятельность центральных и коммерческих банков по важнейшим аспектам их функционирования, признакам и целям деятельности, функциям и операциям.
Цель изучения курса «Деньги Кредит Банки» заключается в формировании системных знаний у студентов о роли денег, кредита и банков в современной экономике и приобретении навыков анализа основных тенденций и принятия решений в денежно- кредитной сфере.
Курс основывается на знании дисциплины «Экономическая теория» и «История экономики».
Успешное овладение студентами данной дисциплины позволит применить полученные ими знания на практике и будет способствовать успешному познанию последующих специальных дисциплин: «Банковское дело», «Организация деятельности ЦБ РФ», «Организация денежно-кредитного регулирования».
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
При выполнении курсовой работы необходимо учитывать следующее:
1. Предложения должны быть краткими, ясными. Не следует применять местоимение «я» и глаголы в первом лице.
2. Необходимо соблюдать четкую структуру курсовой работы, все разделы которой должны быть логически связаны между собой.
3. В работе не должно быть дословного цитирования текстов учебников, лекций и других источников.
4. В тексте работы оформляются сноски, даются ссылки на источники, список использованных источников, приложения.
Курсовая работа выполняется на листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм) с использованием технических средств (персонального компьютера).
Текст. Текст оформляется на листах формата А4 на компьютере текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0 и оформлен следующим способом:
– шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт. Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: одинарный;
– ширина полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см;
– формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ как объект.
По объемукурсовая работа должна быть не менее 20 страниц печатного текста, но не следует превышать установленный объём работы - 35 -45 печатанных страниц.
Нумерация страниц начинается с титульного листа, но номер страницы проставляется на втором и последующих листах (на титульном листе номер не проставляется). Номера страниц проставляют в верху по центру.
Заголовкирасполагаются симметрично по центру, перенос слов в них не допускается, точка в конце заголовка не ставится.
Каждый раздел начинается с нового листа. Разделы и подразделы работы должны иметь конкретные заголовки, отражающие их содержание. При этом слова «разделы» и «подразделы» в заголовке не приводятся.
Разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами. Например, первый раздел нумеруется как «1» подраздел первого раздела – соответственно 1.1.,1.2., и т.д.; второй раздел – «2», ее подразделы 2.1.,2.2. и т.д.
Расстояние между заголовками структурных частей и следующим за ним текстом составляет 3 одинарных (или 2 полуторных) интервала. Такое же расстояние предусматривается между предыдущим текстом и заголовком последующего параграфа. Расстояние между заголовков раздела и подразделами составляет один полуторный интервал.
Правила оформления таблиц
Цифровой материал, когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определённых закономерностей, оформляют в курсовой работе в виде таблиц.
Таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф основной части, т.е. прографки.
Порядковый номертаблицы служит для её связи с текстом. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах всего текста. Слово «таблица» пишется с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят (например: Таблица 3).
Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивают, и слово «таблица» не пишут. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения.
Например:
Как видно из таблицы…
По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…
Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой (например: Таблица 3.1).
Слово «Таблица» располагают с левой стороны листа с абзацного отступа (1,25 см).
На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Например:
Данные анализа (табл. 3) показывают, что…
Таблица 3 позволяет сделать вывод, что…
Из таблицы 3 видно, что…
Таблица 3 позволяет заключить, что…
В случае повторных ссылок в тексте необходимо к ссылке добавить общепринятое сокращение от слова «смотри» - см., например:
Повторный анализ (см. табл. 3) свидетельствует, что…
Тематический заголовокопределяет содержание таблицы, пишется с прописной буквы, без точки в конце.
Головка– это часть таблицы, в которой приводится содержание вертикальных граф. Она может состоять как из одного, так и нескольких этажей (ярусов).
Заголовки граф в первом ярусе следует писать с прописной буквы. Заголовки граф второго и последующих ярусов (подзаголовки) пишут со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком.
Например:
Категория Инвесторов | Удельный вес в портфеле, % | |
акций | корпоративных облигаций | государственных облигаций |
Если подзаголовки имеют самостоятельное значение, то их пишут с прописной буквы.
Например:
Год | Расход электроэнергии в цехах, кВт | |
Литейный | Механический | Сварочный |
В конце заголовка и подзаголовков точки и запятые не ставят. Заголовки граф приводятся в именительном падеже единственного числа.
Заголовки граф записываются параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Графы таблицы допускается нумеровать для облегчения ссылок в тексте, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу. Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием (Приложение Д).
Боковик – это крайняя левая графа, содержащая сведения о горизонтальных строках таблицы.
Боковик должен иметь заголовок, который пишется в именительном падеже с прописной буквы и без точки в конце. Строчки боковика должны строго подчинятся его заголовку.
Оформление в боковике слов «в том числе» имеет два варианта.
Первый вариант – эти слова пишутся на отдельной строке с отступом вправо, если после них идёт более одной строки, например:
Кредиторская задолженность В том числе: Краткосрочная Долгосрочная |
Второй вариант оформления боковика со словами «в том числе». Эти слова пишутся в подбор, если за ними идёт всего одна строка, например:
Кредиторская задолженность В том числе: Краткосрочная |
Прографка– это графы, содержащие данные, которые относятся к головке и боковику.
При оформлении прографки необходимо соблюдать следующие правила:
1. В таблице не допустимы пустые прографки. Если есть сведения, а студент не имеет их, то необходимо писать «Нет свед.» (сокращённое название от «Нет сведений») или ставить знак «…» (троеточие). Если данные равны нулю ставится знак «–» (прочерк).
2. Абсолютно идентичные текстовые сведения можно заменить: одно слово – кавычками, два и более слов – словами «То же». Цифры, знаки заменять нельзя.
Таблицы слева, справа, сверху и снизу ограничиваются линиями.
Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.
Горизонтальные и вертикальные линии разграничивающие строки таблицы допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Высота строк таблицы должны быть не менее 8 мм.
Таблицу в зависимости от её размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на неё, или на следующей странице, а при необходимости в приложении к работе. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа (альбомная ориентация).
Если таблица не размещается на одном листе, допускается делить её на части. Слово «Таблица» указывается один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы с абзацного отступа. В первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу не проводят.
Например:
Таблица 2.2 – Основные экономические показатели деятельности Кредитных учреждений Оренбургской области , тыс.руб.
Показатели | 20__ г. | 20__ г. | 20__ г. |
Продолжение таблицы 2.2
Если все числовые значения, приведённые в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то её обозначение необходимо помещать в заголовке таблицы.
Если числовые значения величин в графах таблицы выражены в разных единицах измерения, величины их обозначения указываются в подзаголовке каждой графы.
Если в боковике содержатся показатели, выраженные в разных единицах измерения, то после каждого показателя через запятую пишется единица измерения соответствующая этому показателю.
Отдельной графы для единиц измерения выделять не следует.
Единицы измерения массы обозначаются сокращённо так: грамм – г, килограмм – кг, тонна – т; единицы времени: секунда – с, минута – мин, час – ч; единицы длинны: миллиметр – мм, сантиметр – см, метр – м, километр – км; единицы площади: квадратный метр – м2, гектар – га; единицы объёма: кубический метр - м3; скорости: метр в секунду – м/с, километр в час – км/ч; единицы затрат труда: человеко-час – чел. ч, человеко-день – чел. дн. После таких сокращений точку не ставят.
Денежные единицы измерения обозначаются с точкой: коп., руб..
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к данному показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в печати, обязательно следует указать источник.
Например:
Источник данных: Российская Федерация в 2008 году: Статистический сборник. – М., 2009.- С. 26.
Библиографические ссылки - это указания на источник информации, когда источники нумеруются и приводятся в конце работы, а в тексте в квадратных скобках указывается номер источника и номер страницы. Сноски и ссылки на использованную литературу являются обязательным элементом научной работы.В этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Ссылка является указанием источника на который ссылаются.
Ссылка на литературный источник, приведенный в списке использованной литературы, приводится в тексте в квадратных или круглых скобках и соответствует порядковому номеру литературного источника или нормативного документа, приведенного в списке. Например, [24], (15) и т.д.
Сноска – это дополнительный текст, помещенный отдельно от основного внизу страницы или в конце всего текста, либо в основном тексте в скобках. При оформлении сносок их помещают на той же странице под строками основного текста с отделением от него небольшой горизонтальной линией.
Правила цитирования
Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждом разделе и подразделе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.
Курсовая работы не должна быть перенасыщена цитатами, которые плохо связаны между собой.
На одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.
При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан.
Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят отточие, и начинают ее со строчной буквы.
Пропуск слов, предложений абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысл всего фрагмента, и обозначается многоточием в местах пропуска.
В случаях использования в тексте работы цитат или заимствованных статистических и иных данных в скобках дополнительно указывается страница источника цитирования или заимствования. Например,
Еще Г.В. Плеханов в свое время отмечал: «Все изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми» [12, с.35]. Подобная запись означает ссылку на 35 страницу источника под номером «12» в библиографическом списке.
Хотя курсовая работа является учебной работой, но выполняется она с элементами научного исследования, поэтому к ней предъявляются требования по оформлению, как к научной работе.
Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами, в том числе и в упрощенном варианте.
Для курсовой работы достаточно выполнение минимальных требований, к которым относится правильное оформление цитат, примечаний, ссылок и списка источников литературы.
Схемы, диаграммы, графики обозначают внизу под иллюстрацией с абзацного отступа: Рисунок 1. - Взаимосвязь… В тексте указывают: как представлено на рис.1, или: На схеме (рис.1) изображено …
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Защита выявляет, насколько серьёзно и вдумчиво работал студент над литературой, как понял и усвоил тему.
Защита курсовой работы может проходить в разных формах:
а) в форме беседы между студентом и преподавателем;
б) публичная защита, при этом студенты могут быть объединены в группы по сходной тематике.
В том и другом случаях, автор работы выступает с коротким докладом (5-7 мин.): освещает состояние проблемы, ход и результаты работы, выводы и предложения, перспективы исследования. В ходе защиты цель студента – показать углублённое понимание вопросов темы, хорошее владение материалом по теме.
Защита курсовой работы носит прежде всего не формальный, а творческий характер, включает элементы дискуссии; проводится в обстановке доброжелательности и взаимного уважения.
По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка студенту.
Тема 1.Денежное обращение
1. Денежное обращение: понятие, структура
2. Охарактеризуйте особенности денежного обращения в России
3. Охарактеризуйте показатели объема и структуры денежной массы в РФ
4. Сравните два термина - «денежная масса» и «денежная база»
5. В чем сущность закона денежного обращения в современных условиях?
Тема 2. Денежная система
1.Понятие денежной системы и ее типы
2.Охарактеризуйте золотой монометаллизм и его разновидности
3.Дайте характеристику элементов денежной системы
4.Перечислите основные черты современной денежной системы
5.Охарактеризуйте механизм эмиссионно-кассовых операций в РФ
Тема 3. Инфляция
1.Что такое инфляция и каковы формы ее проявления, закономерности ее развития?
2.Каковы социально-экономические последствия инфляции?
3.Сравните инфляцию спроса и инфляцию издержек производства
4.Методы регулирования инфляции (антиинфляционная политика государства
5.Особенности инфляционного процесса и антиинфляционного регулирования в России
Тема 4. Кредит
1.Дайте понятие кредита, покажите его необходимость использования в
экономике
2.В чем отличие кредитных отношений от денежных
3.Раскройте понятие «структура кредита». Охарактеризуйте его элементы
4.Охарактеризуйте функции кредита
5.Охарактеризуйте принципы кредитования
Тема 6. Центральные банки
1.Какое значение имеет независимость Центрального банка от Правительства?
2.Центральный банк РФ: статус, структура
3.Каковы цели, задачи и функции ЦБ РФ?
4.Активные и пассивные операции ЦБ РФ
5.Охарактеризуйте основные методы денежно – кредитного регулирования
Тема 7. Банковская система
1.Какими признаками характеризуется банковская система?
2.В чем различия между распределительной (централизованной) и рыночной банковской системой?
3.Каковы элементы банковской системы? Дайте им краткую характеристику
4.Какова структура банковской системы РФ?
5.Каково современное состояние банковской системы России? Каковы
направления её совершенствования?
Вариант 1
1. Металлическая теория денег.
2. Каковы особенности инфляции в России?
3. Понятие и виды денежной эмиссии.
Вариант 2
1. Элементы денежной системы.
2. Основные денежные реформы, проводимы в России и СССР.
3. Эмиссия безналичных денег.
Вариант 3
1. Типы денежной системы.
2. Каковы основные элементы денежной системы РФ?
3. Сущность и механизм банковского (депозитного) мультипликатора
Вариант 4
1. Понятие денежной системы страны.
2. Какие факторы влияют на предложение денег?
3. Денежная реформа как способ радикального изменения денежной системы.
Вариант 5
1. Денежная масса и её структура.
2. Каковы основные понятия денежного обращения.
3. Налично-денежная эмиссия
Вариант 6
1. Методы государственного регулирования денежного оборота.
2. Что является примером функции денег как «меры стоимости»?
3. Понятие налично-денежного оборота.
Вариант 7
1. Законы денежного обращения.
2. Раскройте сущность и последние эволюции денег
3. Принципы организации налично-денежного оборота.
Вариант 8
1. Показатели, характеризующие скорость оборота денег.
2. Валютный курс как экономическая категория
3. Законы денежного обращения
Вариант 9
1. Система безналичных расчетов и её основные элементы.
2. Понятие валютных отношений и валютной системы.
3. Методы государственного регулирования денежного оборота.
Вариант 10
1. Понятие безналичного денежного оборота.
2. Теория инфляции
3. Понятие денежной системы страны
Вариант 11
1. Организация налично-денежного обращения.
2. Денежные реформы как способ изменения денежной системы
3. Денежная система административно-командной экономики.
Вариант 12
1. Понятие денежного обращения и его структура.
2. Основные направления антиинфляционной политики
3. Характеристика денежной системы стран с рыночной экономикой
Вариант 13
1. Понятие классической банкноты и её отличия от векселя и бумажных денег.
2. Особенности инфляционного процесса в РФ
3. Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации.
Вариант 14
1. Бумажные деньги и закономерности их обращения.
2. Виды инфляции
3. Денежные системы отдельных стран.
Вариант 15
1. Кредитные деньги, их отличительные особенности и механизм эмиссии.
2. Сущность и формы проявления инфляции.
3. Сущность и формы проявления инфляции.
Вариант 16
1. Виды денег и их особенности.
2. Современный монетаризм
3. Финансовые и денежно-кредитные факторы инфляции
Вариант 17
1. Количественная теория денег.
2. Деньги и их функции в рыночной экономике.
3. Причины и особенности проявления инфляции в России.
Вариант 18
1. Деньги как экономическая категория.
2. Номеналлистическая теория денег.
3. Основные направления антиинфляционной политики.
3. Тестовые задания для самостоятельной подготовки к рубежному и итоговому контролю
ТЕМА 2 Функции денег
21. Функции денег – это:
A. Результаты применения и воздействия денег на различные стороны деятельности и развития общества.
B. Конкретное внешнее проявление их сущности как всеобщего эквивалента стоимости.
C. Условия, необходимые для правильного функционирования денег.
D. Цена денег, предоставленных в кредит.
22. … - это денежная единица, предназначенная для измерения стоимости товаров и услуг.
23. Функцию меры стоимости выполняют … деньги.
A. Только полноценные.
B. Только неполноценные.
C. Полноценные и неполноценные.
D. Бумажные и кредитные.
24. Сущность функции меры стоимости проявляется в том, что деньги выступают:
A. Посредником при обмене товаров.
B. Средством оплаты долговых обязательств.
C. Всеобщим стоимостным эталоном.
D. Средством накопления
25. Функция денег как … гарантирует реализацию всех других денежных функций.
A. Мировых денег.
B. Средства платежа.
C. Меры стоимости.
D. Средства обращения.
26. Сущность функции средства обращения проявляется в том, что деньги выступают:
A. Посредником при обмене товаров.
B. Средством оплаты долговых обязательств.
C. Средством накопления и сбережения.
D. Всеобщим эквивалентом, мерой стоимости всех остальных товаров.
27. Функцию средства обращения выполняют … деньги.
A. Идеальные, мысленно предоставляемые
B. Только реальные.
C. Только безналичные.
D. Идеальные и реальные.
28. При выполнении деньгами функции средства обращения необходимо, чтобы объем платежеспособного спроса:
A. Намного превышал предложение товаров.
B. Был намного меньше предложения товаров.
C. Сокращался с течением времени.
D. Соответствовал предложению товаров.
29. Функцию средства обращения выполняют:
A. Только полноценные деньги.
B. Только знаки стоимости.
C. Полноценные деньги и знаки стоимости.
D. Только безналичные деньги.
30. Сущность функции средства накопления проявляется в том, что деньги выступают;
A. Посредником при обмене.
B. Средством оплаты долговых обязательств.
C. Всеобщим эквивалентом, мерой стоимости всех остальных товаров.
D. Средством сбережения и приумножения денег.
31. Функцию средства накопления выполняют … деньги.
A. Только реальные.
B. Идеальные.
C. Идеальные и реальные.
D. Только безналичные.
32. Формула … характерна для выполнения деньгами функции средства обращения.
A. Товар – деньги – товар.
B. Деньги – товар – деньги.
C. Товар – долговое обязательство – деньги.
D. Производство – распределение – обмен – потребление.
33. Функция мировых денег проявляется во взаимоотношениях:
A. Только между коммерческими банками разных стран.
B. Между юридическими и физическими лицами внутри страны.
C. Между странами или между юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах.
D. Только между валютно-финансовыми организациями и правительствами государств.
34. В настоящее время функцию мировых денег выполняют в основном … валюты.
A. Неконвертируемые
B. Свободно конвертируемые.
C. Частично конвертируемые.
D. Необращаемые.
35. При обращении полноценных денег масштаб цен:
A. Не устанавливался.
B. Представлял собой потребительную стоимость денежной единицы.
C. Совпадал с весовым количеством металла, закрепленным за денежной единицей.
D. Представлял собой величину денежной единицы, стихийно складывающуюся в результате формирования в стране определенного уровня цен.
36. Денежные накопления населения являются важным фактором развития … отношений в стране.
A. Кредитных.
B. Факторинговых.
C. Форфейтинговых.
D. Арендных.
37. Международными счетными денежными единицами являются:
A. СДР, ЭКЮ и евро.
B. ЭКЮ и доллар.
C. СДР и евро.
D. СДР и ЭКЮ.
38. Денежные накопления существуют:
A. Только в сфере частного предпринимательства.
B. В сфере материального предпринимательства и у частных лиц.
C. Только у отдельных лиц.
D. Только в сфере материального производства.
39. Главное назначение функции денег, как меры стоимости заключается в том, что она:
A. Обеспечивает возможность эмиссии государственных ценных бумаг.
B. Предоставляет товарному миру единый стоимостной эталон.
C. Обеспечивает возможность создания денежных накоплений.
D. Обеспечивает возможность эмиссии долговых обязательств.
40. При обращении знаков стоимости масштаб цен:
A. Устанавливается только на основе соотношения стоимости национальной и иностранных валют.
B. Не устанавливается.
C. Совпадает с весовым количеством металла, закрепленным за денежной единицей.
D. Представляется собой величину денежной единицы, стихийно складывающуюся в результате формирования в стране определенного уровня цен.
41. В мировой практике сфера использования денег в качеств средства обращения:
A. Расширяется.
B. Очень широка и намного превосходит сферу использования денег в других функциях.
C. Остается неизменной.
D. Сокращается.
42. При обращении полноценных денег меновые соотношения устанавливались:
A. Государством.
B. По усмотрению сторон сделки.
C. Путем приравнивания стоимости товаров к золоту.
D. В централизованном порядке по каждой товарной группе.
43. Деньги правильно выполняют функцию средства обращения, если:
A. Обеспечивается соответствие между денежными накоплениями и образованием реальных материальных запасов.
B. Фактический платеж по долговым обязательствам меньше договорного.
C. Наличный оборот соответствует безналичному обороту.
D. Беспрепятственно совершается процесс обращения товаров в деньги и наоборот.
44. Деньги, обслуживающие мировой экономический оборот, выполняют функцию:
A. Сокровища.
B. Мировых денег.
C. Средства платежа.
D. Меры стоимости.
45. Деньги правильно выполняют функцию средства платежа, если:
A. Фактический платеж по долговым обязательствам меньше договорного.
B. Беспрепятственно совершается процесс обращения товаров в деньги и наоборот
C. Фактический платеж по долговым обязательствам соответствует договорному.
D. Наблюдается соответствие между денежными накоплениями и образованием реальных материальных запасов.
46. В мировой практике сфера использования денег в качестве средства платежа:
A. Очень ограничена.
B. Сужается.
C. Расширяется.
D. Остается неизменной.
47. При выполнении деньгами функции средства обращения встречное движение денег и товара:
A. Происходит только при применении векселей.
B. Не происходит никогда.
C. Происходит только при безналичных расчетах.
D. Происходит всегда.
48. Накопление денег может осуществляться:
A. В наличной и безналичной формах.
B. Только в наличной форме.
C. Только в безналичной форме.
D. Только путем инвестирования в государственные ценные бумаги.
49. Сокровища, в отличие от накопления:
A. Имеют целевое назначение, выполняют функцию меры стоимости и хранятся только в натуральном виде.
B. Имеют целевое назначение, выполняют функцию средства платежа и хранятся только в натуральном виде.
C. Не имеют целевого назначения, выполняют функцию сохранения богатства и хранятся только в натуральном виде.
D. Не имеют целевого назначения, выполняют функцию сохранения богатства и хранятся только в безналичной форме.
50. При выполнении деньгами функции средства платежа встречное движение денег и товара:
A. Происходит всегда
B. Происходит периодически
C. Происходит только при наличных расчетах.
D. Не происходит.
51. Формула … характерна для выполнения деньгами функции средства платежа.
A. Товар – деньги – товар.
B. Деньги – товар – деньги.
C. Товар – деньги – долговое обязательство.
D. Товар – долговое обязательство – деньги.
52. При выполнении деньгами функции средства обращения создается формальная возможность экономического кризиса, поскольку:
A. В нужный момент у покупателей может не оказаться денег для приобретения товаров.
B. Кредиторы устанавливают высокие процентные ставки за кредит.
C. Кредиторы могут не располагать достаточным объемом кредитных ресурсов.
D. Заемщиков не удовлетворяют условия получения ссуд у кредиторов.
53. Деньги выполняют функцию платежного средства:
A. Только в сфере товарного обращения
B. В сфере товарного обращения и нетоварного платежа
C. Только в сфере нетоварного платежа.
D. Только при совершении финансовых операций.
54. Выполняя функцию …, деньги выступают в качестве всеобщего эквивалента стоимости товаров и услуг.
A. Средства обращения.
B. Средства платежа.
C. Меры стоимости.
D. Средства накопления.
55. В функции … используются только полноценные деньги.
A. Средства накопления.
B. Средства платежа.
C. Меры стоимости.
D. Средства обращения
56. Достаточный уровень развития рыночных отношений и конкуренции в стране, обеспечение эквивалентности обмена, наличие единой системы ценообразования – необходимые условия для правильной реализации функции денег как:
A. Меры стоимости
B. Средства обращения
C. Средства накопления
D. Средства платежа.
57. Предоставление товарному миру единого стоимостного эталона является главным назначением функции:
A. Меры стоимости
B. Средства обра