Органы, осуществляющие контроль за уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ

Правильность расчета и отчисления страховых платежей от граждан и организаций РФ контролируют государственные внебюджетные фонды – ведомства, отвечающие за пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В регионах эти задачи выполняют региональные отделения данных структур. Государственное страхование затрагивает такие направления обеспечения граждан, как:

Аккумулирование средств для последующей выплаты пенсии по достижении определенного в законе возраста - ПФР

Формирование массива средств для создания условий бесплатного или льготного медицинского обслуживания - ФФОМС

Отчисление взносов, направляемых на поддержку граждан в период их временной нетрудоспособности или наступления материнства - ФСС

В совокупности все указанные структуры рассматриваются в качестве органов, контролирующих уплату страховых взносов.

Орган контроля за уплатой страховых взносов – это государственное исполнительное ведомство. Которое регулирует, упорядочивает, контролирует и направляет поток страховых платежей, осуществляемых гражданами по таким направлениям, как пенсионное, социальное и медицинское.

1. ФСС - Ведомство, которое отвечает за правильность уплаты взносов, касающихся материнства и временной нетрудоспособности граждан. Наряду с ним эту функцию в рамках отдельных российских регионов выполняют его территориальные подразделения (ФЗ-255)

2. ПФР - Исполнительный орган, который формирует единую централизованную систему управления средствами, выделяемыми на будущие пенсионные выплаты гражданам. В аналогичном направлении организована и деятельность его территориальных подразделений (ст. 13.ФЗ-213)

3. Является одним из внебюджетных фондов России, который занимается аккумулированием сборов, направляемых в дальнейшем на финансирование медицинского обеспечения граждан РФ

Следует подчеркнуть, что именно ПФР играет в этой цепочке контролирующих органов ключевую роль. Он осуществляет регулярный обмен информацией с ФФОМС на базе специальной электронной системы, а также реализует межведомственное взаимодействие с ФСС.

Законные основания.

Нормативно-правовой базой, на основании которой происходит регулирование контролирующих сферу государственного страхования структур, выступают:

1. ФЗ-212 «О страховых взносах в ПФР, ФСС и ФФОМС», 2009. Данный документ подробно рассматривает виды страховых взносов и порядок их уплаты, систему контролирующих органов, их права и обязанности, а также обязательства плательщиков и механизм проведения камеральных и выездных проверок

2. ФЗ-255 «Об обязательном социальном страховании при временной нетрудоспособности и материнстве», 2006. Этот закон затрагивает вопросы, касающиеся страховых отчислений и видов помощи, которая может быть предоставлена при наступлении нетрудоспособности или беременности, а также в ситуации ухода за ребенком

К числу функций, которые осуществляет в процессе своей деятельности ПФР можно отнести:

1. Учет денежных средств, поступающих в качестве страховых выплат.

2. Осуществление персонифицированного учета граждан.

3. Взаимодействие с работодателями по вопросам начисления и уплаты страховых взносов.

4. Централизованное управление средствами, аккумулированными в рамках пенсионной системы.

5. Осуществление выплаты пенсий и иных социальных пособий отдельным категориям граждан.

ФФОМС выполняет в структуре исполнительных органов России такие базовые функции, как:

1. Аккумулирование страховых платежей и контроль над их целевым распределением и использованием.

2. Финансирование программ и проектов в сфере медицинского страхования.

Что же касается ФСС, то к его ведению относятся такие вопросы, как:

1. Контроль над сбором средств в виде страховых отчислений и над их последующим целевым использованием;

2. осуществление выплат гражданам на случай временной нетрудоспособности, материнства, профессиональных заболеваний и т.д.;

3. участие в программах и проектах, связанных с вопросами социального страхования.

Все перечисленные выше ведомства несут ответственность за реализацию государственной политики в рамках указанных выше сфер (ст. 3 ФЗ-212). В связи с этим каждый из них наделен комплексом специфических прав и обязанностей.

ПРАВА.

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право взыскивать не только непосредственно страховые платежи, но также пени, недоимки, штрафы.

Кроме того, к их правам, закрепленным в законодательстве относятся (ст. 29 ФЗ-212):

1. Проведение проверок граждан, ИП и организаций, осуществляющих уплату страховых взносов. Сбор и проверка справок и документов, касающихся начисленных и уплаченных страховых взносов.

2. Вызов плательщиков страховых взносов в ФСС, ПФР И ФФОМС для пояснений, касающихся уплаты страховых платежей (требуется предварительное письменное уведомление плательщика).

3. Установление размера страховых платежей по каждому отдельному плательщику по итогам изучения информации о нем.

4. Требование от физических и юридических лиц соблюдения дисциплины, касающейся уплаты страховых взносов.

5. Обращение в банки по вопросам, касающимся списания со счетов плательщиков страховых платежей.

6. Представление в судебные инстанции исковые заявления, касающиеся уплаты страховых взносов.

Помимо этого, центральные отделения ПФР, ФСС, ФФОМС контролируют и проверяют, а также организуют работу своих территориальных подразделений.

ОБЯЗАННОСТИ

В силу того, что органы, занимающиеся контролем внесения страховых взносов, являются исполнительными органами власти – они имеют и специфические обязанности, в том числе (ст. 29 ФЗ-212):

1. Соблюдать и контролировать соблюдение своими территориальными подразделениями и плательщиками нормативно-правовых актов, касающихся вопросов государственного страхования.

2. Осуществлять учет плательщиков взносов и формировать единую базу, облегчающую межведомственное взаимодействие.

3. Давать консультации и разъяснения плательщикам по поводу уплаты страховых взносов и заполнения бланков справок и документов.

4. Предоставлять гражданам и компаниям сведения о своих реквизитах, для упрощения их задачи по заполнению бумаг и внесению платежей.

5. Решать вопросы, связанные с возвратом плательщикам полностью или частично их страховых платежей.

Кроме того, органы контроля обязаны по запросу физических и юридических лиц выдавать им справки о состоянии их счетов, а также по письменному заявлению участвовать в совместной сверке счетов по страховым выплатам.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Одной из функций российских внебюджетных фондов выступает осуществление проверочных мероприятий. В общем виде органы контроля проводят следующие проверки (ст. 33 ФЗ-212):

· камеральная проверка предполагает детальное изучение документов заемщика, представленных им по факту начисление или оплаты страховых взносов (формы РСВ-1 и 4-ФСС). Она реализуется территориальными отделениями внебюджетных фондов (ст. 34 ФЗ-212).

Обычно регулярные налоговые проверки осуществляются сотрудниками ФСС, ПФР и ФФОМС в течение трех месяцев после представления плательщиками необходимых справок.

В случае обнаружения ошибок и неточностей – органы контроля в течение 5-ти дней сообщают об этом гражданам и организациям и требуют от них исправлений и разъяснений.

Если же противоречий, ошибок и неточностей в документах обнаружено не было, то о результатах камеральной проверки плательщику не сообщают.

· выездная проверка осуществляется строго на основании решения, подписанного руководителем контролирующего органа.

В итоге специалисты ведомства выезжают на место и проверяют все документы за период до трех лет (ст. 35 ФЗ-212). Выездные мероприятия по проверке плательщика страховых взносов обычно охватывают период не более 2 месяцев.

Однако при выявлении серьезных нарушений сроки могут продлеваться, а сами проверочные мероприятия приостанавливаться, но не более, чем на полгода.

В рамках выездной проверки составляется специальный отчет, один экземпляр которого передается плательщику. Подписывает этот документ руководитель контролирующего органа.

Наши рекомендации