Органы, осуществляющие контроль за уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
Правильность расчета и отчисления страховых платежей от граждан и организаций РФ контролируют государственные внебюджетные фонды – ведомства, отвечающие за пенсионное, медицинское и социальное страхование.
В регионах эти задачи выполняют региональные отделения данных структур. Государственное страхование затрагивает такие направления обеспечения граждан, как:
Аккумулирование средств для последующей выплаты пенсии по достижении определенного в законе возраста - ПФР
Формирование массива средств для создания условий бесплатного или льготного медицинского обслуживания - ФФОМС
Отчисление взносов, направляемых на поддержку граждан в период их временной нетрудоспособности или наступления материнства - ФСС
В совокупности все указанные структуры рассматриваются в качестве органов, контролирующих уплату страховых взносов.
Орган контроля за уплатой страховых взносов – это государственное исполнительное ведомство. Которое регулирует, упорядочивает, контролирует и направляет поток страховых платежей, осуществляемых гражданами по таким направлениям, как пенсионное, социальное и медицинское.
1. ФСС - Ведомство, которое отвечает за правильность уплаты взносов, касающихся материнства и временной нетрудоспособности граждан. Наряду с ним эту функцию в рамках отдельных российских регионов выполняют его территориальные подразделения (ФЗ-255)
2. ПФР - Исполнительный орган, который формирует единую централизованную систему управления средствами, выделяемыми на будущие пенсионные выплаты гражданам. В аналогичном направлении организована и деятельность его территориальных подразделений (ст. 13.ФЗ-213)
3. Является одним из внебюджетных фондов России, который занимается аккумулированием сборов, направляемых в дальнейшем на финансирование медицинского обеспечения граждан РФ
Следует подчеркнуть, что именно ПФР играет в этой цепочке контролирующих органов ключевую роль. Он осуществляет регулярный обмен информацией с ФФОМС на базе специальной электронной системы, а также реализует межведомственное взаимодействие с ФСС.
Законные основания.
Нормативно-правовой базой, на основании которой происходит регулирование контролирующих сферу государственного страхования структур, выступают:
1. ФЗ-212 «О страховых взносах в ПФР, ФСС и ФФОМС», 2009. Данный документ подробно рассматривает виды страховых взносов и порядок их уплаты, систему контролирующих органов, их права и обязанности, а также обязательства плательщиков и механизм проведения камеральных и выездных проверок
2. ФЗ-255 «Об обязательном социальном страховании при временной нетрудоспособности и материнстве», 2006. Этот закон затрагивает вопросы, касающиеся страховых отчислений и видов помощи, которая может быть предоставлена при наступлении нетрудоспособности или беременности, а также в ситуации ухода за ребенком
К числу функций, которые осуществляет в процессе своей деятельности ПФР можно отнести:
1. Учет денежных средств, поступающих в качестве страховых выплат.
2. Осуществление персонифицированного учета граждан.
3. Взаимодействие с работодателями по вопросам начисления и уплаты страховых взносов.
4. Централизованное управление средствами, аккумулированными в рамках пенсионной системы.
5. Осуществление выплаты пенсий и иных социальных пособий отдельным категориям граждан.
ФФОМС выполняет в структуре исполнительных органов России такие базовые функции, как:
1. Аккумулирование страховых платежей и контроль над их целевым распределением и использованием.
2. Финансирование программ и проектов в сфере медицинского страхования.
Что же касается ФСС, то к его ведению относятся такие вопросы, как:
1. Контроль над сбором средств в виде страховых отчислений и над их последующим целевым использованием;
2. осуществление выплат гражданам на случай временной нетрудоспособности, материнства, профессиональных заболеваний и т.д.;
3. участие в программах и проектах, связанных с вопросами социального страхования.
Все перечисленные выше ведомства несут ответственность за реализацию государственной политики в рамках указанных выше сфер (ст. 3 ФЗ-212). В связи с этим каждый из них наделен комплексом специфических прав и обязанностей.
ПРАВА.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право взыскивать не только непосредственно страховые платежи, но также пени, недоимки, штрафы.
Кроме того, к их правам, закрепленным в законодательстве относятся (ст. 29 ФЗ-212):
1. Проведение проверок граждан, ИП и организаций, осуществляющих уплату страховых взносов. Сбор и проверка справок и документов, касающихся начисленных и уплаченных страховых взносов.
2. Вызов плательщиков страховых взносов в ФСС, ПФР И ФФОМС для пояснений, касающихся уплаты страховых платежей (требуется предварительное письменное уведомление плательщика).
3. Установление размера страховых платежей по каждому отдельному плательщику по итогам изучения информации о нем.
4. Требование от физических и юридических лиц соблюдения дисциплины, касающейся уплаты страховых взносов.
5. Обращение в банки по вопросам, касающимся списания со счетов плательщиков страховых платежей.
6. Представление в судебные инстанции исковые заявления, касающиеся уплаты страховых взносов.
Помимо этого, центральные отделения ПФР, ФСС, ФФОМС контролируют и проверяют, а также организуют работу своих территориальных подразделений.
ОБЯЗАННОСТИ
В силу того, что органы, занимающиеся контролем внесения страховых взносов, являются исполнительными органами власти – они имеют и специфические обязанности, в том числе (ст. 29 ФЗ-212):
1. Соблюдать и контролировать соблюдение своими территориальными подразделениями и плательщиками нормативно-правовых актов, касающихся вопросов государственного страхования.
2. Осуществлять учет плательщиков взносов и формировать единую базу, облегчающую межведомственное взаимодействие.
3. Давать консультации и разъяснения плательщикам по поводу уплаты страховых взносов и заполнения бланков справок и документов.
4. Предоставлять гражданам и компаниям сведения о своих реквизитах, для упрощения их задачи по заполнению бумаг и внесению платежей.
5. Решать вопросы, связанные с возвратом плательщикам полностью или частично их страховых платежей.
Кроме того, органы контроля обязаны по запросу физических и юридических лиц выдавать им справки о состоянии их счетов, а также по письменному заявлению участвовать в совместной сверке счетов по страховым выплатам.
ВИДЫ ПРОВЕРОК
Одной из функций российских внебюджетных фондов выступает осуществление проверочных мероприятий. В общем виде органы контроля проводят следующие проверки (ст. 33 ФЗ-212):
· камеральная проверка предполагает детальное изучение документов заемщика, представленных им по факту начисление или оплаты страховых взносов (формы РСВ-1 и 4-ФСС). Она реализуется территориальными отделениями внебюджетных фондов (ст. 34 ФЗ-212).
Обычно регулярные налоговые проверки осуществляются сотрудниками ФСС, ПФР и ФФОМС в течение трех месяцев после представления плательщиками необходимых справок.
В случае обнаружения ошибок и неточностей – органы контроля в течение 5-ти дней сообщают об этом гражданам и организациям и требуют от них исправлений и разъяснений.
Если же противоречий, ошибок и неточностей в документах обнаружено не было, то о результатах камеральной проверки плательщику не сообщают.
· выездная проверка осуществляется строго на основании решения, подписанного руководителем контролирующего органа.
В итоге специалисты ведомства выезжают на место и проверяют все документы за период до трех лет (ст. 35 ФЗ-212). Выездные мероприятия по проверке плательщика страховых взносов обычно охватывают период не более 2 месяцев.
Однако при выявлении серьезных нарушений сроки могут продлеваться, а сами проверочные мероприятия приостанавливаться, но не более, чем на полгода.
В рамках выездной проверки составляется специальный отчет, один экземпляр которого передается плательщику. Подписывает этот документ руководитель контролирующего органа.