Организация и методы исследования эффективности системы безналичных расчётов
Банк УРАЛСИБ (далее – Банк) является главной управляющей компанией Финансовой корпорации "УРАЛСИБ". Одним из ключевых элементов стратегии деятельности Финансовой корпорации "УРАЛСИБ" является создание в наиболее экономически активных регионах страны сети "финансовых супермаркетов" и "центров финансовых решений", предоставляющих своим клиентам широкий спектр высококачественных, стандартизированных финансовых услуг. В настоящее время во всех филиалах и отделениях ОАО "УРАЛСИБ" унифицирован продуктовый банковский ряд и введены единые конкурентоспособные тарифы.
На сегодняшний день Банк входит в "пятерку" лидеров отечественного банковского сектора по основным финансовым показателям. Интегрированная региональная сеть продаж финансовых продуктов и услуг ФК "УРАЛСИБ" насчитывает 1087 офисов в 81 регионе Российской Федерации [32].
В своей деятельности Банк реализует принципы политики Правительства Российской Федерации и Банка России, направленной на укрепление, укрупнение и развитие российского финансового сектора, повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса за рубежом. В этой связи представляется особенно актуальным изучение услуг банка, оказываемых корпоративным клиентам в рамках расчетно-кассового обслуживания.
Корпоративный банковский бизнес Банка «УРАЛСИБ» специализируется на комплексном обслуживании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляя широкую линейку банковских продуктов и услуг, настроенных на потребности каждого клиентского сегмента.
Корпоративный банковский бизнес отвечает высоким стандартам банковской деятельности, использует самые современные технологии на российском банковском рынке.
Стратегическим приоритетом клиентской политики Банка является построение долгосрочных партнерских взаимоотношений с корпоративными клиентами. Клиентская политика ориентирована на создание наиболее благоприятных условий для активного развития, роста бизнеса и благосостояния клиентов из числа малых и средних компаний, а также на взаимовыгодное сотрудничество с крупными корпоративными клиентами.
В 2012 году Банк последовательно проводил мероприятия, целью которых было приближение мест предоставления услуг к местам базирования клиента за счет расширения сети отделений. В каждом филиале создана и успешно работает служба продаж, в задачи которой входит осуществление всех бизнес-процессов, связанных с обслуживанием клиентов. Службе продаж предоставлены широкие полномочия по комплексному предоставлению услуг банка: РКО, инкассации и доставки денежной наличности, установки операционных касс, эквайринга, кредитных и депозитных продуктов, запуска зарплатных проектов и других продуктов. Все это повышает оперативность и гибкость процесса продаж.
В результате клиентская база корпоративного бизнеса распределена в целом равномерно по Региональным дирекциям, осуществляющим управление сбытовой сетью по соответствующим федеральным округам, что является дополнительным фактором устойчивости корпоративного банковского бизнеса (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Региональное распределение корпоративных клиентов, %
Для более качественного и оперативного обслуживания клиентов в 2012 году в Банке была осуществлена детальная сегментация клиентской базы. На ее основании выработаны ключевые технологические и маркетинговые подходы для работы с каждым клиентским сегментом и проведена настройка продуктового ряда, максимально учитывающего потребности каждого сегмента.
В 2012 году были внедрены поточные кредитные технологии для сегмента «Малый бизнес», ориентированные на сокращение сроков рассмотрения заявок за счет сокращения количества служб, участвующих в кредитном процессе, и на удовлетворение потребностей клиентов в части снижения требований к обеспечению и предоставляемым документам. Также для данного сегмента введены льготные условия по страхованию залогового обеспечения.
Расчетно-кассовые операции совершаются в рамках обособленного подразделения общей организационной структуры Банка. Таким подразделением является Учетно-операционное управление Банка (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура учетно-операционного управления Банка
В состав Учетно-операционного управления входят:
- расчетный отдел, функции которого заключаются в непосредственном проведении расчетных операций в трех основных направлениях: через расчетную сеть Банка России, через счета межфилиальных расчетов, через собственную корреспондентскую сеть (операции по счетам «ЛОРО», «НОСТРО»). Здесь происходят прием и отправка пакетов расчетно-платежных документов и выписок по счетам, обмен другими документами расчетного и делового характера;
- операционный отдел, который осуществляет прямые контакты с клиентами: прием и проверку платежных документов, ведение картотек неоплаченных расчетных документов; контроль за состоянием счетов клиентов; взимает комиссии за расчетно-кассовое обслуживание, обслуживает (документарно) кассовые операции клиентов; консультирует клиентов; осуществляет операции по предоставлению услуг дистанционного управления счетом; отвечает на запросы клиентов и проводит ряд других операций, связанных с обслуживанием и бесперебойным функционированием расчетных счетов клиентов;
- в Банке имеется собственная инкассаторская служба, которая осуществляется в рамках дочерней фирмы, имеющей соответствующие лицензии и разрешения. Инкассация осуществляет прием и перевозку наличных денежных средств и других ценностей Банка и крупных корпоративных клиентов в рамках отдельных дополнительных соглашений к Договору банковского счета;
- бухгалтерия расчетно-операционного управления обеспечивает бухгалтерскую поддержку рассчетно-кассовых операций, рассчитывает и выставляет к оплате требования на удержание комиссии за РКО, начисляет проценты на остатки средств в рамках дополнительных соглашения к Договору банковского счета, осуществляет учет всех платежно-расчетных операций; занимается формированием, подшивкой и сдачей в архив документов дня;
- кассовое управление является самостоятельным подразделением в рамках учетно-операционного управления и включает: приходно-расходные кассы, кассу пересчета, вечернюю кассу, хранилище ценностей, сейфовую комнату, комнату для приема/передачи сумок инкассации.[5]
Перед тем как рассматривать структуру используемых расчетных документов, для выявления развития клиентской базы необходимо отдельно остановится на проблеме, связанной с неработающими счетами. Такие счета «засоряют» базу данных, усложняют труд инспекторов РКО, а также увеличивают издержки банка. Банком ведется постоянная работа, направленная на закрытие неработающих счетов.
Проведем анализ динамики закрытия неработающих счетов. Данные о неработающих счетах отражены в табл. 2.
Таблица 2 - Динамика и структура счетов клиентов в ОАО «Уралсиб»
2010год | 2011год | 2012год | ||||
Кол-во,шт | Уд.вес,% | Кол-во, шт | Уд.вес, % | Кол-во, шт | Уд.вес,% | |
Всего счетов: | ||||||
-из них функционирующих | 75,7 | 79,6 | 82,5 | |||
-всего не работающих | 24,5 | 20,4 | 17,5 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что в ОАО «Уралсиб» на 2010 г. имелось 10850 неработающих счетов, которые составляют 24,3% общего числа счетов. Функционирующих счетов было 10850 шт. или 75,7%. Благодаря усилиям служащих отдела к 2011 году 1260 неработающих счетов было закрыто, а к 2006 было закрыто еще 550 неработающих счета. Таким образом, на 2011 г. удельный вес неработающих счетов сократился до 20,4%, а на 2012 год до 17,5%. Работа сотрудников отдела на этом не заканчивается. Все усилия направляются на закрытие остальных неработающих счетов.
Для осуществления безналичных операций юридические и физические лица используют различные формы безналичных расчетов.
Данные рисунка свидетельствуют, что в ОАО «Уралсиб» наибольший вес в безналичных расчетах приходится на расчеты с использованием платежных поручений: 96,9 % на 2011 год и 96, 6 % на 2012 год . Эти документы являются часто используемыми, потому что расчеты по ним имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств.