VI. по широте использования: 1)общие, 2)специфические

VII. по порядку планирования: 1)директивные (нормы, нормативы, ставки, тарифы, коэффициенты пересчета, цены на государственный заказ и т.п.), 2)расчетные(рассчитываемые самим предприятием).

Сущность инвестиций и их экономическое значение "Инвестиции" — слово иностранного происхождения (от лат. investire, нем. investition), в переводе — долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта. Термин "инвестиции" в России стал широко использоваться в годы рыночных реформ.Инвестиционная деятельность — это вложения средств (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения дохода и достижения полезного эффекта. К инвестиционной деятельности относятся инвестиционно-строительные процессы. Без них немыслимо воспроизводство основных фондов (новое строительство, техническое перевооружение, расширение предприятий, увеличение мощностей). Для целей дальнейшего изучения, учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация, которая основывается на определенных признаках или нормативных актах. Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" введено разделение инвестиций по их цели на две категории:

капиталообразующие инвестиции, обеспечивающие создание и воспроизводство основных фондов. В науке и практике эти инвестиции трактуются как реальные инвестиции — в форме капитальных вложений;

портфельные (финансовые) инвестиции — это капитал, вкладываемый в ценные бумаги: акции, облигации и другие ценные бумаги, т.е. средства, помещаемые в финансовые активы.

Капиталообразующие (реальные) инвестиции в форме капитальных вложений — это вложения денежных средств и иного капитала с целью воспроизводства основных фондов и развития предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли, науки, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики страны. Их главная цель — удовлетворение общественных социально-экономических потребностей.

Реальные инвестиции состоят главным образом из долгосрочных капитальных вложений. Реальные инвестиции включают следующие элементы: инвестиции в основные фонды (основной капитал), затраты на приобретение земельных участков, инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, инвестиции) в пополнение запасов материальных оборотных средств.

Портфельные (финансовые) инвестиции — это практически капитал, вкладываемый в акции, облигации, векселя и другие виды ценных бумаг. Возникновение и обращение финансового капитала тесным образом связаны с функционированием реального (т.е. производительного) капитала.

С появлением ценных бумаг происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой — его отражение в ценных бумагах.

Действительный капитал вложен в производство и функционирует в этой сфере. Ценные же бумаги представляют собой бумажный дубликат капитала (практически фиктивного, мнимого капитала).Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций.

В состав инвестиционной сферы включаются: сфера капитального строительства. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному кооперативному жилищному строительству;

инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;

сфера обращения финансового капитала (ценных бумаг и др.);

сфера реализации имущественных прав субъектов инвестиционной деятельности.

К объектам инвестиционной деятельности относятся, прежде всего, объекты недвижимости:

вновь создаваемые основные фонды любой формы собственности;

оборотные средства во всех сферах экономики;

реконструкция, модернизация основных фондов, цехов, предприятий;

научно-техническая продукция, инвестиционное проектирование;

земельные участки.

Современная бюджетная система, характеристика звеньев и видов бюджетов, принципы ее построения Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 1).

VI. по широте использования: 1)общие, 2)специфические - student2.ru

Структура бюджетной системы государства:

§ Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)

§ Госбюджет

§ Местный бюджеты

§ Федерального (США, Канада, Россия)

§ Госбюджет

§ Федеральные бюджеты

§ Местные бюджеты

К примеру бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты всех штатов, более 80000 бюджетов местных административных подразделений.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

§ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

§ бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

§ местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;

§ бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.

Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:

§ единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);

§ разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);

§ самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ);

§ полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);

§ сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ);

§ эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);

§ общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);

§ гласности (ст. 36 БК РФ);

§ достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ);

§ адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).

Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод федерального бюджета, консолидированных бюджетов всех субъектов Федерации. Консолидированные бюджеты субъектов Федерации есть свод бюджетов самих субъектов Федерации и бюджетов находящихся на их территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы, и что особенно важно — межбюджетные трансферты. Консолидированный бюджет имеет важное аналитическое значение и дает достаточно полное представление о структуре доходов и расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ, а также о полномочиях в финансировании бюджетных расходов разных уровней бюджетной системы.

Сущность и функции денег. По вопросу происхождения денег в экономической науке существует две концепции: рационалистическая и эволюционная.

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег установлением особых соглашений между людьми, которые убедились в том, что для движения товарных стоимостей необходимы специальные инструменты.

Впервые данный подход был выдвинут Аристотелем. Он писал: «Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. Для осуществления обмена должна существовать какая-то единица (измерение), причем основанная на условности». Данные идеи нашли законодательное воплощение в античном обществе. Одна из догм римского права гласит, что император рекретирует стоимость денег.

Субъективно-психологический подход к вопросу о происхождении денег характерен для большинства зарубежных экономистов. Так, в одном из самых популярных учебников по теории денег и банковского дела деньги определяются как «весьма специфический вид экономического блага или редкого товара», причем данный товар, по мнению авторов учебника был «установлен членами общества».

В учебнике «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика» под редакцией Эд.Дж. Долана широко изучается роль денег, но отсутствует их научное определение. Деньги представлены как некое средство (имеющее различные, непостоянные формы) оплаты товаров и услуг, средство изменения стоимости и средство сохранения стоимости.

Учебник «Экономикс» К.Р.Макконнелла дает следующее определение денег: «...деньги - это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег и есть деньги». И снова деньги представлены как «одно из величайших наших изобретений».

Американский экономист Л.Самуэльсон определяет деньги как искусственную социальную условность. Дж. К.Гембрейт считает, что «закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами ~ продукт соглашения между людьми». Таким образом, представители рационалистической концепции рассматривают деньги как продукт соглашения между людьми, орудие, средство обмена товарными стоимостями.

Эволюционная концепция происхождения денег доказывает, что деньги появились помимо воли людей в результате длительного развития обмена, когда из товарного мира выделился особый товар, выполняющий роль денег.

Впервые эту теорию выдвинул К.Маркс, заслуга которого в развитии теории денег состоит в том, что он доказал их товарное происхождение. К. Маркс писал, что загадочность денег исчезнет, если «показать происхождение этой денежной формы, т.е. проследить развитие выражения стоимости, заключающегося в стоимостном отношении товаров, от простейшего, едва заметного образа и вплоть до ослепительной денежной формы».

До появления денег имел место натуральный обмен. Обмен единичными продуктами труда между первобытными общинами носил случайный характер. Появление товарного обмена было связано с первым крупным разделением труда - между скотоводческими и земледельческими племенами. На базе второго крупного разделения труда -отделение ремесла от земледелия - сложилось товарное производство и регулярный обмен между собственниками. В результате развития товарного обмена из всех товаров выделился особый товар - деньги.

Таким образом, необходимость денег была обусловлена развитием производительных сил и производственных отношений.

Развитие первых способствовало созданию материальных благ сверх объема, потребляемого сообществом и благодаря этому возможности обмена излишка, а вторых -имущественному обособлению собственников производимых товаров. Проведение обменных операций требовало соблюдения их эквивалентности исходя из затрат на изготовление и интересов сторон. Таким средством обмена стали деньги.

Появление денег обусловлено противоречиями товара, которые проявляются при обмене: между потребительной и меновой стоимостью, между конкретным и абстрактным трудом, между частным и общественным характером труда.

Формой разрешения противоречий товара явилось стихийное выделение из товарной массы денег - особого товара, играющего роль всеобщего эквивалента. Деньги разрешают противоречия товара благодаря особенностям эквивалентной формы стоимости, а именно:
- потребительная стоимость товара-эквивалента служит формой проявления своей противоположности - стоимости товара;
- конкретный труд, содержащийся в товаре-эквиваленте, служит формой проявления своей противоположности - абстрактного труда;
- частный труд, затраченный на производство товара-эквивалента, служит формой проявления своей противоположности - непосредственно общественного труда.

Развитие обмена проходит длительный путь смены следующих форм стоимости: простой или случайной; полной или развернутой;
- всеобщей;
- денежной.

При простой или случайной форме стоимости стоимость одного товара выражалась в отдельном противостоящем ему товаре-эквиваленте, когда X товара А обменивался на Y товара В. Товар А находится в относительной форме стоимости, т.е. он выражает свою стоимость относительно потребительной стоимости товара В. Товар В находится в эквивалентной форме стоимости, т.е. в нем выражается стоимость товара А.

В ходе развития товарного производства случайный обмен становится регулярным. Простая форма стоимости переходит в полную или развернутую, при которой стоимость товара выражается в целом ряде товарных стоимостей: X товара А на Y товара В, на Z товара С и т.д. Данная форма выражения стоимости может не иметь законченного выражения, что осложняет обмен.

С ростом товарного производства наиболее часто обмениваемый товар становится средством взаимного обмена всех других товаров друг на друга.

Совершается переход от развернутой к всеобщей форме стоимости, при которой процесс обмена опосредствовался всеобщим стоимостным эквивалентом, но его роль не была прочно закреплена за одним товаром. Среди товарных денег были представлены продовольственные товары (вино, зерно, соль, табак), орудия труда (топоры, ножи, горшки, жернова), украшения (птичьи перья, полированные шарики, браслеты, кольца).

Постепенно роль всеобщего эквивалента монополизируется определенным товаром, который становится деньгами. Роль денег переходит к металлам, сначала в виде слитков различной формы, а с VII в. до н.э. - в форме чеканных монет.
Первоначально роль денег выполняли медь, бронза, серебро. Со временем было обнаружено, что серебро и золото обладают множеством свойств, делающих их подходящим товаром, используемым в качестве денег: однородность, делимость и соединяе-мость, долговечность, узнаваемость, они концентрируют большую стоимость в малом объеме. Поэтому золото и серебро стали доминирующим типом товара, служащего деньгами, особенно со времени промышленной революции XVII в.

В результате сращивания эквивалентной формы стоимости с натуральной формой драгоценных металлов товарный мир разделился на товар и деньги.

Специальные финансово-кредитные организации, их роль в кредитной системе. Специализированные кредитно-финансовые институты, или парабанковские учреждения, отличает ориентация либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление в основном одного- двух видов услуг. Их деятельность концентрируется в большинстве своем на обслуживании небольшого сегмента рынка и, как правило, предоставлении специализированных видов кредитно-расчетных и финансовых услуг.
Росту влияния специализированных кредитно-финансовых институтов за рубежом способствуют три основные причины:
1) рост доходов населения в развитых странах;
2) активное развитие рынка ценных бумаг;
3) оказание этими институтами специальных услуг, которые не могут предоставить коммерческие и специализированные банки.
Основные формы деятельности этих институтов на банковском рынке сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов юридическим лицам, муниципальным образованьям и государству через облигационные займы, мобилизации капиталов через все виды акций, а также предоставление ипотечных, потребительских кредитов и кредитной взаимопомощи.
Небанковские кредитно-финансовые институты ведут острую конкурентную борьбу как между собой, так и с коммерческими банками.
Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных средств. Ссудосберегательные ассоциации ведут борьбу со страховыми компаниями в сфере ипотечного кредита и вложений в недвижимость. Финансовые компании соперничают со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Кроме того, все кредитно-финансовые институты конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений всех слоев населения.
Теперь, дадим краткую характеристику основным специализированным финансово-кредитным институтам.
Страховые компании.
Страховой рынок представляет собой особую сферу денежных отношений, где объектом купли-продажи является «специфический товар» - страховая услуга , формируются предложения и спрос на нее. Особенностью накопления капитала страховых компаний является поступление страховых премий от юридических и физических лиц, размер которых рассчитывается на основе страховых тарифов, или ставок.
Пенсионные фонды - достаточно новое явление на кредитно-банковском рынке, получившее свое развитие после второй мировой войны. Организационно структура пенсионного фонда отличается от структуры иных кредитно-финансовых учреждений тем, что не предусматривает какой-либо формы собственности, а создается при корпорациях, которые и являются их владельцами.
Инвестиционные компании - новая форма специализированных небанковских институтов, получившая наибольшее развитие в 70-80-е годы в США. Инвестиционные компании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в государственные ценные бумаги и ценные бумаги корпораций.
Ссудосберегательные ассоциации представляют собой кредитные товарищества, созданные для финансирования жилищного строительства. Большинство ассоциаций было организовано после второй мировой войны для содействия расширения строительства жилья.
Финансовые компании - это особый тип специализированных небанковских институтов, действующих в сфере потребительского рынка.
Кредитные союзы представляют собой кооперативные сберегательные институты, организуемые обычно профсоюзами, работодателями или группой физических лиц, объединенных определенными материальными интересами.
К специализированным финансово-кредитным институтам относят также и различные благотворительные фонды. Безусловно приоритет в создании благотворительных фондов принадлежит США, однако в последние годы начали создаваться аналогичные фонды в странах Западной Европы и Японии.
Что же касается российской кредитно-банковской системы, то здесь специализированные небанковские институты занимают незначительное место. Это связано с тем, что:
• реальное развитие в российской экономике получили только страховые негосударственные компании и негосударственные пенсионные фонды;
• однако на них приходится незначительная доля в общей стоимости активов всех кредитно-финансовых институтов России.

Содержание и принципы организации корпоративных финансов. Сущность, роль, цели и задачи корпоративных финансов. Виды финансовых отношений корпораций (предприятий). Основы функционирования корпоративных финансов.

Концепции и принципы управления финансами корпорации. Роль финансового анализа в управления финансами корпорации. Финансовые стратегия и тактика, их содержание и роль в деятельности корпораций.

Организация финансов на различных организационно – правовых формах предприятий.

Корпоративные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств образующихся в процессе производства и реализации продукции, работ и услуг.

Цели корпоративных финансов: *максимизация выручки (дохода); *минимизация затрат; *достижение и поддержание желаемых темпов роста экономических показателей деятельности компаний; *достижение, сохранение или рост рентабельности продаж, активов или собственного капитала.

Главная экономическая особенность корпоративной формы состоит в том, что она выступает законченной формой обособления собственности от управления и экономически и юридически обособлена по отношению к ее учредителям и участникам, что в корне отличает ее от единоличных предпринимателей и партнерств. Обособление собственности и управления обеспечило корпорации те неоспоримые преимущества, которые и обусловили ее ведущую роль в экономике.

Корпоративные финансы выполняют следующие функции: 1)распределительную - выражающуюся в распределении денежных фондов между различными стадиями производства и потребления;2) Контрольную - посредством корпоративных финансов осуществляется контроль не только за процессом формирования, распределения и использования денежных фондов, но и за процессом производства и реализации, соблюдением технологий производства, вопросами снабжения, соблюдения условий трудового законодательства и т.д.

Принципы организации финансов предприятий и корпораций тесно связаны с целями и задачами их деятельности, определенными учредительными документами: I. Саморегулирование хозяйственной деятельности (предоставление предприятиям (корпорациям) полной самостоятельности в принятии и реализации решений по производственному и научно-техническому развитию исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов).II. Самоокупаемость и самофинансирование(самоокупаемость предполагает, что средства, вложенные в развитие корпорации, окупятся за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений; самофинансирование предполагает не только рентабельную работу, но и формирование на коммерческой основе финансовых ресурсов, обеспечивающих не только простое, но и расширенное воспроизводство, а также доходов бюджетной системы). III. Разделение источников формирования оборотных средств па собственные и заемные(в отраслях с сезонным характером производства повышается доля заемных источников формирования оборотных средств (торговля, пищевая промышленность, сельское хозяйство и др.);в отраслях с несезонным характером производства (тяжелая промышленность, транспорт, связь) в составе источников образования оборотных средств преобладают собственные оборотные средства).IV. Наличие финансовых резервов(необходимо для обеспечения устойчивой работы предприятий (корпораций) в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, возросшей материальной ответственности за невыполнение своих обязательств перед партнерами)

Реализация данных принципов на практике должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами хозяйствующих субъектов. При этом следует учитывать:-сферу деятельности (коммерческая и некоммерческая деятельность);-виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);-отраслевую принадлежность (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и т. д.);- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Соблюдение указанных принципов на практике обеспечивает финансовую устойчивость, платежеспособность, доходность и деловую активность предприятий (корпораций).

Специальные налоговые режимы и порядок их применения ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) — замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ) и налога на имущество организаций и страховых взносов.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ была принята новая редакция главы 26.1 НК РФ (схему-конспект предлагаемой системы налогообложения для сельхозпроизводителей см. на с. 4 «ЭЖ» N 52, 2003 г.) На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства. В результате было принято решение о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, воплотившееся в главе 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ. При этом введение такого режима предусматривалось законодательными актами субъектов РФ (ст. 346.1 Кодекса). Однако из-за сложности применения нового механизма налогообложения единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСХН) ввели только несколько регионов. Это было связано с тем, что исчислять налог предлагалось с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана. Поэтому Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ принята новая редакция главы 26.1 НК РФ, принципиально отличающаяся от ранее действующей. При ее разработке были в значительной степени учтены положения главы 26.2 Кодекса об упрощенной системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Правила, предусмотренные настоящей главой 26.1 «СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ», распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства. Сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются производители с/х продукции и выращивающие рыбу, ее переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими с/х продукции и выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

1. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2. организации, имеющие филиалы или представительства.

С 1 января 2009 г. снято ограничение, препятствующее организациям, которые имеют филиалы и (или) представительства, переходить на уплату ЕСХН. Соответствующие изменения были внесены в п. 6 ст. 346.2 НК РФ, и теперь такие организации вправе применять указанный спецрежим. Объект — доходы — расходы. Налоговой базой доходы-расходы в денежном выражение. Налоговым периодом — календарный год. Ставка 6 %.

Наряду с поправками к действующей 26 главе НК, введен ряд других поправок, в том числе для организаций, не перешедших на уплату ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции. При уплате налога на прибыль вводится следующий порядок: в 2004—2005 годах по ставке 0 %,2006-2008 годах по ставке 6 %, 2009—2011 гг. — 12 %, 2012—2014 гг. — 18 %. Начиная с 2015 года в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ — 24 %.

Если налогоплательщик в период применения ЕСХН теряет право на данный спецрежим, то ему следует пересчитать и уплатить все налоги согласно общей системе налогообложения с начала календарного года..

Сущность и функции цен Цена-это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:

Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» —обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условияхадминистративно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов,рабочей силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях рыночной экономики, когда большая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет и ценообразование.

Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.

Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории «цена» применительно к современным условиям. Лучшему пониманию этой категории поможет анализ функций цены.

Рыночная экономика находится под влиянием объективной саморегуляции, но ведет себя далеко не хаотично. Важную роль при этом играет ценовой механизм.

Ценовой механизм - формирование и взаимодействие цен как свободных сигналов, которые координируют деятельность рыночных субъектов при принятии окончательных решений. Именно с его помощью распределяются ресурсы между различными отраслями в соответствии с потребностями. Механизм цен ликвидирует дефицит через повышение цен, что способствует рост запасов и уменьшает спрос, а также предотвращает перепроизводство. Он решает три основные задачи экономики: распределение товаров между потребителями, распределение сырья между производителями и распределение ресурсов между продуктами. Ценовой механизм дает возможность каждому потребителю выбрать свою систему потребительского выбора в зависимости от доходов; производителям и потребителям действовать в соответствии со своими интересами, делать то, что у них хорошо получается. При соответствующих условиях ценовой механизм может удовлетворить самые сложные требования эффективности производства. Совершенствование механизма ценообразования предусматривает более полную реализацию функций цены через которые раскрывается ее сущность.

1. Учетнаяфункция цены, или функция учета и измерения зат­рат общественного труда.

Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструмен­том, который позволяет организовать стоимостной учет различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные свойства товаров и услуг исходя из затрат труда.

Цена определяет как величину издержек производства и обраще­ния, так и размер прибыли.
В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хо­зяйственных решений, особенно вусловиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. В усло­виях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Но все равно, чтобы противостоять конкурентам, производитель товара дол­жен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработ­ки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий.

2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) че­рез величину заключенной в ней прибыли.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
• научно-технический прогресс;
• экономию затрат ресурсов;
• изменение качества продукции;
• изменение структуры производства и потребления.
Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, рая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, обеспечивающие высокую прибыль по сравнению с другими товарами.

3. Распределительнаяфункция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществля­ется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
• отраслями экономики;
• различными формами собственности;
• регионами страны;
• фондом накопления и фондом потребления;
• различными социальными группами населения.

Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов в целях формирования специальных фондов, используемых для соци­альной защиты малообеспеченных категорий населения.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения.Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложе­ния и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необ­ходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении дис­пропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновре­менным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассор­тимент товаров.
Балансирующую функцию в той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка и естественной конкуренции цена, реализуя эту функцию, как бы выполняет роль сти­хийного регулятора общественного производства.

5. Функция цены как критерия рационального размещения про­изводства.Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капита­лов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секто­ров туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу де­ятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.
Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос. Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

Принципы ценообразования— это постоянно действующие ос­новные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшими являются следующие принципы ценообразования.
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости и законов спроса и предложения.
Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также системы цен, действующей в экономике. При этом необходимо выявить тенденции развития производства,

Наши рекомендации