Современное состояние российской банковской системы
В последние годы российская банковская система интенсивно развивается, и в этом развитии наметились положительные тенденции. Кредитные организации стали стремиться к наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами. Внедряются передовые бизнес-модели, новые банковские технологии (клиент-банк, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты и т.д.), различные виды кредитования (потребительское, ипотечное и др.).
Тем не менее, по всем показателям банковская система России значительно отстает от развитых стран. Несмотря на высокий рост, объем выдаваемых кредитов не соответствует задачам экономического роста, стоящим перед страной. В структуре источников финансирования капиталовложений российских предприятий доля банковских кредитов остается по сравнению с развитыми странами незначительной – всего 8-10 % (США – 40 %, ЕС в среднем – 42-45 %, Япония – 65 %). Большая часть населения не включена в систему банковского обслуживания. По данным статистики, в России банковские счета имеют только 25 % россиян, в то время как в западноевропейских странах – все взрослое население. Меньше 10 % населения пользуются пластиковыми картами, когда в развитых странах на каждого жителя приходится 1-2 карты.
Страховые отношения: сущность и классификацияСтрахование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Экономическая сущность страхования заключается в следующих функциях:
1.Рисковая функция. Сущность страхования составляет механизм передачи риска, точнее, финансовых последствий рисков. В этих целях страховая организация формирует специализированный страховой фонд за счет уплачиваемых страховых взносов (платы за риски). Из средствфонда производится возмещение материальных убытков участников фонда. В обмен на уплаченные страховые взносы страховая организация берет на себя ответственность за принимаемые риски.
2.Предупредительная функция обеспечивает меры по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба, вызванного страховыми событиями. Для этого страховщиком производится формирование фонда предупредительных (превентивных) мероприятий, средства которого расходуются на заранее определенные цели, направленные на уменьшение страховых рисков и их негативных последствий. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Страховым случаем cчитается совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
3.Контрольная функция выполняется в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда.
4.Сберегательная функция реализуется при проведении отдельных видов страхования жизни — накопительного страхования. Страховая организация одновременно предоставляет клиенту страховую защиту и выполняет функцию сберегательного учреждения.
Классификация страхования — это научная система деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего. В основе классификации страхования лежат различия:
§ в страховщиках и в сферах их деятельности;
§ в объектах страхования;
§ в категориях страхователей;
§ в объеме страховой ответственности;
§ в форме проведения страхования.
Существуют различные взгляды на систему классификации страхования. Мы рассмотрим существующую в настоящий момент в России классификацию страхования на основе действующего законодательства.
Организационно-правовая классификация страхования
Страхование бывает государственным и негосударственным.
Государственное страхование — форма организации страхования, при которой страховщиком выступает государственная организация. В настоящее время государственное страхование осуществляется в условиях частичной монополии государства на отдельные виды страхования.
Негосударственное (акционерное и взаимное) страхование — страховщиками могут выступать негосударственные юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством России.
Классификация по форме осуществления страхования
Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.
Добровольное страхование — страхование на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила страхования устанавливаются страховщиком.
Обязательное страхование — страхование в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами России.
Отраслевая классификация страхования
В соответствии с законом РФ "Об организации страхового дела в РФ" предусмотрена следующая отраслевая классификация страхования:
§ Личное страхование.
§ Имущественное страхование.
Классификация по объектам страхования
Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:
1. с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
2. с причинением вреда жизни, здоровью, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:
1. владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
2. обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
3. осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).\
Франшиза (фр. franchise — льгота, привилегия) — это освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный размер. Размер франшизы означает часть убытка, не подлежащую возмещению со стороны страховщика. Эта часть убытка определяется договором страхования.
Франшиза может быть установлена:
§ в абсолютных или относительных величинах к страховой сумме или оценке объекта страхования;
§ в процентах к величине ущерба.
Франшиза бывает двух видов:
§ условная;
§ безусловная.
Сущность экономического анализа, его предмет, метод и задачи. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием факторов и отражающиеся через систему экономической информации.Экономический анализ очень тесно связан с рядом экономических и неэкономических дисциплин. В первую очередь нужно выделить экономическую теорию, которая изучает экономические законы, механизм их действия, создаёт теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. Изучение сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики.
Этапы выполнения экономического анализа:1. составление плана анализа, где предусматривается цель, объем анализа, исполнители, последовательность и сроки проведения аналитической работы; 2. отбор и проверка информации, необходимой для данного изучения; 3. выбор и расчет показателей; 4. аналитическая обработка и сравнение показателей. Цель – раскрыть причинную связь и измерить влияние факторов на тот или иной показатель; 5. гласностьрезультатов и разработка мероприятий по реализации выявленных резервов.
Экономический анализ базируется на системе экономической информации (это совокупность данных, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность на всех уровнях). Информационная система весьма динамична; она состоит из входных данных, результатов промежуточной обработки, выходных данных и конечных результатов, поступающих в систему управления.Источники информации об анализируемых предприятиях и организациях могут быть систематизированы:I. кплановым относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии – перспективные, текущие, оперативные и т. д., а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
II. кучетным источникам информации относятся документы бухгалтерского учета, статистического и оперативного учета, а также все другие виды отчетности. Ведущая роль в информационном обеспечении экономического анализа принадлежит бухгалтерскому учету, где наиболее полно отражаются хозяйственные процессы и их результаты (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) и пр.III.К внеучетнымотносятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность: законы, указы, постановления правительства, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия и т. д., а также техническая документация, материалы исследований.
Информация для экономического анализа должна соответствовать ряду требований:
1. Аналитичность информации, т. е. поступающая информация, должна быть именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая нужна аналитику.2. Объективность информации необходима для того, чтобы выводы после проведения анализа соответствовали действительности.3. Единство информации – возможность сопоставления информации.4. Оперативность информации (с помощью ПЭВМ).5. Рациональность информации, т. е. минимум затрат на ее сбор, хранение и пользование.
Главная цель аналитической обработки экономической информации – раскрыть причинную связь и измерить влияние факторов на тот или иной показатель. Она ведется с помощью различных методов (математических, статистических, специальных приемов экономического анализа). При этом обработка информации может сопровождаться составлением таблиц, графиков, диаграмм.
Экономический анализ не обходится без приемов, таких как:1) традиционные, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации, 2)нетрадиционные (специальные). К традиционным приемам относятся: сравнение; расчет относительных и средних статистических величин; группировка; балансовый метод; графический способ.
Все объекты АХД находят свое отображение в системе показателей плана, учета,отчетности и других источниках информации. Следует различать общую систему показателей и частные системы показателей. Общая система аналитических показателей может быть систематизирована следующим образом:
I. по назначению или по цели применения:1)показатели затрат; 2) показатели ресурсов;3)показатели результата:а)производственного результата (например выручка от реализации продукции; б)финансового результата (например бухгалтерская прибыль); 4) показатели эффективности.
II. по способу выражения или по форме выражения: 1)абсолютные (в зависимости от применяемых измерителей а)натуральные, б)условно-натуральные, в)трудовые, г)стоимостные; от порядка или способа исчисления: а)интервальные, б)моментные, в)средне хронологические.2)относительные (в зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей: а)коэффициентами, б)удельными, в)структурными показателями.