Тема 5. формирование социального государства в странах западной европы.
ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
В сер. XIX в. на теоретическом уровне началась работа, в рамках которой оспаривалась та роль государства, которую ему отвел либерализм (Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ). Необходимо было создать новую концепцию государственного вмешательства, основанной на новом понимании законов коллективной реальности.
Л.Буржуа: («Солидарность»): «Знание законов естественной солидарности, разрушая абстрактное и априорное понятие изолированного человека, одновременно разрушает столь же абстрактное и априорное понятие государства, изолированного от человека и противостоящего ему как субъект особых прав или как высшая власть, которой он должен подчиняться»
Солидарность становится основой социального государства.
Солидарность – это взаимозависимость частей в их отношении к целому, что является естественным состоянием вместе живущих людей: «Люди расположены относительно друг друга и находятся в отношениях взаимозависимости, как все существа и тела во всех точках пространства и времени» (Л. Буржуа).
Заменой либеральной концепции общества, трактующей социальные действия как индивидуальные инициативы, стала социология Э.Дюркгейма, которая признает существование важных объективных ограничений*, когда глобальные процессы накладываются на индивидуальные инициативы, а социальные феномены существуют как «вещи». Из этого следует, что социальный человек может существовать только будучи включенным в различные коллективы, прочность которых зависит от того места, которое они занимают в общественном разделении труда** (Э.Дюркгейм. О разделении общественного труда /Пер. с фр. М.: Канон, 1996. С. 432).
Переворот в постановке социального вопроса заключался в том, что было осознано, что индустриальное общество приводит к возникновению нового типа отношений, которые больше не опираются на поддержку близкого окружения («механическая солидарность»). Вместо этого, возникает вопрос о социальных связях, которые в отличие от родственных отношений, Э.Дюркгейм называет «органической солидарностью» и под которыми понимает особый тип сконструированных отношений, основанных на множестве неравных и взаимозависимых социальных условий.
Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ.
Механическая солидарность
Морфологическая (структурная) основа
- основана на сходствах
- сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе)
- слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи)
- относительно малый объем населения
- относительно низкая материальная и моральная плотность
Формальные признаки коллективного сознания
- высокая интенсивность
- высокая определенность
- власть группы абсолютна
Содержание коллективного сознания
- высокая степень религиозности
- трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)
- приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого
Органическая солидарность
Морфологическая (структурная) основа
- основана на разделении труда
- организованный тип (слияние рынков и рост городов)
- большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
- относительно большой объем населения
- относительно высокая материальная и моральная плотность
Формальные признаки коллективного сознания
- низкая интенсивность
- низкая определенность
- больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии
Содержание коллективного сознания
- возрастающая светскость
- ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
- приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости.
Э.Дюркгейм считал, что поскольку в социальной структуре существует множество коллективов, а общественное разделение труда усиливает риск социальной дезинтеграции, солидарность требует постоянной заботы.
Так появляется основание для политики, целью которой становится поддержание и усиление этого единства в различии. М.Дюпон-Уайт: «Государство – это управляющий коллективными интересами».
Социальное страхование устанавливает «горизонтальные связи» между членами организации, вместо «вертикальных связей» между «лучшими» и «худшими», присущих легальной благотворительности и опекунской системе.
Признание социального страхования предполагает признание специфически индустриального общества и необратимого характера предполагаемой им социальной стратификации: разделение на наемных работников и работодателей.
Выводы:
1. Наемные работники заняли в индустриальном обществе структурную позицию, поэтому их положение нельзя понимать как временное, которое можно отменить и которого нужно избегать.
2. Одновременно были признано, что общественная стратификация основана не только собственности, но и на разделении труда.
3. Крестьянство долгое время оставалось вне новых отношений. Оно до окончания второй мировой войны оставалось пленником модели «безопасность – частная собственность» в самой архаичной ее части – собственности на землю.
4. Долгое сопротивление введению социального страхования (со всех сторон) является следствием сопротивления собственников и всех, стремящихся ими стать. Вначале общество должно реорганизоваться вокруг наемных работников. Принятие наемного работника в качестве полноправного члена общества стало окончательным этапом становления современности – то есть такой модели общества, при которой социальные позиции преимущественно определяются местом, занимаемым в разделении труда.
5. Появилось понятие реформизма – участие в социальных изменениях, санкционированных государством. Первая значительная реформа – это внедрение социального страхования, которое трансформировало отношения между социальными партнерами, между собственником и несобственником.
6. Государство – это инстанция, обязанная вносить и ратифицировать изменения, чтобы те стали реформами. Для этого нужно, чтобы сторонники реформ были представлены в государственном аппарате и обладали правом принятия решений.
7. Такая история задала координаты движения к развитию социального государства.
Критерии социального государства
критерии | Социальное государство | предыдущий период |
стратификация | разделение труда | частная собственность |
безопасность | «покрытие рисков» в системе социального страхования | обладание собственностью на случай возникновение рисков |
гарантии собственности | право и государственные институты | право (без государства) |
решение социального вопроса | социальное страхование через реформизм | свободный доступ к труду как признание либеральных общественных принципов |
(современные тенденции) | модификации, трансформации |
ЧАСТЬ 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАВЗВИТЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ХХ-ХХI в.в.: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ.
ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
В сер. XIX в. на теоретическом уровне началась работа, в рамках которой оспаривалась та роль государства, которую ему отвел либерализм (Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ). Необходимо было создать новую концепцию государственного вмешательства, основанной на новом понимании законов коллективной реальности.
Л.Буржуа: («Солидарность»): «Знание законов естественной солидарности, разрушая абстрактное и априорное понятие изолированного человека, одновременно разрушает столь же абстрактное и априорное понятие государства, изолированного от человека и противостоящего ему как субъект особых прав или как высшая власть, которой он должен подчиняться»
Солидарность становится основой социального государства.
Солидарность – это взаимозависимость частей в их отношении к целому, что является естественным состоянием вместе живущих людей: «Люди расположены относительно друг друга и находятся в отношениях взаимозависимости, как все существа и тела во всех точках пространства и времени» (Л. Буржуа).
Заменой либеральной концепции общества, трактующей социальные действия как индивидуальные инициативы, стала социология Э.Дюркгейма, которая признает существование важных объективных ограничений*, когда глобальные процессы накладываются на индивидуальные инициативы, а социальные феномены существуют как «вещи». Из этого следует, что социальный человек может существовать только будучи включенным в различные коллективы, прочность которых зависит от того места, которое они занимают в общественном разделении труда** (Э.Дюркгейм. О разделении общественного труда /Пер. с фр. М.: Канон, 1996. С. 432).
Переворот в постановке социального вопроса заключался в том, что было осознано, что индустриальное общество приводит к возникновению нового типа отношений, которые больше не опираются на поддержку близкого окружения («механическая солидарность»). Вместо этого, возникает вопрос о социальных связях, которые в отличие от родственных отношений, Э.Дюркгейм называет «органической солидарностью» и под которыми понимает особый тип сконструированных отношений, основанных на множестве неравных и взаимозависимых социальных условий.
Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ.
Механическая солидарность
Морфологическая (структурная) основа
- основана на сходствах
- сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе)
- слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи)
- относительно малый объем населения
- относительно низкая материальная и моральная плотность
Формальные признаки коллективного сознания
- высокая интенсивность
- высокая определенность
- власть группы абсолютна
Содержание коллективного сознания
- высокая степень религиозности
- трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)
- приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого
Органическая солидарность
Морфологическая (структурная) основа
- основана на разделении труда
- организованный тип (слияние рынков и рост городов)
- большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
- относительно большой объем населения
- относительно высокая материальная и моральная плотность
Формальные признаки коллективного сознания
- низкая интенсивность
- низкая определенность
- больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии
Содержание коллективного сознания
- возрастающая светскость
- ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
- приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости.
Э.Дюркгейм считал, что поскольку в социальной структуре существует множество коллективов, а общественное разделение труда усиливает риск социальной дезинтеграции, солидарность требует постоянной заботы.
Так появляется основание для политики, целью которой становится поддержание и усиление этого единства в различии. М.Дюпон-Уайт: «Государство – это управляющий коллективными интересами».