Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом

1. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

2. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

3. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Вопрос 57. Понятие государственного и муниципального кредита.

Государственный кредит является частью государ­ственных финансов, одной из форм мобилизации го­сударством денежных ресурсов с целью выполнения своих функций. По содержанию государственный кредит представляет собой экономические отношения между госу­дарством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими, юридическими лицами — с другой, по поводу предоставления кредитных ресурсов при исполь­зовании разнообразных долговых инструментов. Главная особенность таких отношений состоит в том, что одним из участников выступает государство, которое действует в ка­честве заемщика, кредитора или гаранта.

Отношения государственного кредита охватывают и внут­ренние, и внешние международные финансовые и кредитные рынки, что соответствует образованию внутреннего и внеш­него государственного долга.

Основные признаки государственного кредита:

государство заимствует средства у крупных отече­ственных и иностранных компаний, банков в форме денежных кредитов или долговых обязательств, об­леченных в форму ценных бумаг;

реализуется посредством применения различных фи­нансово-кредитных долговых инструментов;

государство мобилизует денежные ресурсы.

По экономической природе государственный кредит не представляет собой доход государства, но служит той же цели, что и доход — покрытию расходов государства.

Государственный кредит выполняет четыре функции:

1) фискальную, через которую формируются централи­зованные денежные фонды государства. Она выражается в более равномерном распределении налогового бремени во времени;

2) регулирующую, связанную с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов и влияющую на производство и занятость.

Государство через механизм государственного кредита ока­зывает положительное влияние на производство и занятость:

· кредитуя и гарантируя поставки товаров отечествен­ных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);

· компенсируя банкам потери при разорении добросо­вестных заемщиков из малого бизнеса (развитие ма­лого и среднего бизнеса);

· страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров;

· выдавая кредиты на развитие социально значимых производств;

· закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом;

· выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, обусловленные закупкой товаров у отече­ственных производителей;

3) резервную;

4) стимулирования (или сдерживания) экономическо­го роста, проявляющуюся в его положительном (или нега­тивном) влиянии на экономику страны.

Вопрос 58. Расходные и бюджетные обязательства.

Бюджетное обязательство — понятие бюджетного процесса Российской Федерации — признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст. 222 Бюджетного Кодекса РФ).

Бюджетное обязательство является частью расходного обязательства. А именно:

Расходное обязательство определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета — не важно, в какие сроки и в каком объеме.

Бюджетное же обязательство определяет только ту часть расходного обязательства, которая утверждена в бюджете на текущий год.

Например: на основании какого-либо закона бюджет обязан выплачивать пенсии определенной группе граждан. Или: бюджетное учреждение заключило договор на 3 года на обеспечение питанием. Это — расходные обязательства.

При составлении бюджета на эти расходы на конкретный год планируются конкретные суммы (бюджетные ассигнования).

Как только бюджет будет принят в соответствии с законодательством, эти планы станут бюджетными обязательствами.

Наши рекомендации