Тема 22. Финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических программ и проектов
1 Оценка научно-технического потенциала государства и источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
2 Механизм бюджетного финансирования научной, научно технической и инновационной деятельности.
3 Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках целевых программ.
22.1 Оценка научно-технического потенциала государства и источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности
Для оценки научно-технического потенциала государства используются различные показатели, однако основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является наукоемкость ВВП — процентное соотношение затрат на исследования и разработки и валового внутреннего продукта.
Динамика показателя наукоемкости ВВП в Республике Беларусь, %
Показатель | Год | ||||||||||
Наукоемкость ВВП | 0,61 | 0,63 | 0,68 | 0,66 | 0,97 | 0,75 | 0,65 | 0,7 | 0,6 | 0,5 |
По данным НАН Беларуси, если в течение 5—7 лет наукоемкость ВВП в государстве не достигает 1 % в год, то начинается разрушение его научно-технического потенциала, что влечет за собой снижение конкурентоспособности экономики. В Европейском союзе критической считается наукоемкость ВВП в 2 % . Следовательно, одной из важнейших задач национальной научно-технической политики является наращивание уровня наукоемкости ВВП.
Основные источники финансирования внутренних затрат на НИР:
• средства бюджета;
• собственные средства;
• средства внебюджетных фондов;
• собственные средства предприятий и организаций, в том числе: средства организаций государственного сектора;
- средства организаций предпринимательского сектора;
• средства иностранных источников;
• иные внебюджетные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь (средства других организаций).
Поясним, что под внутренними затратами (включая текущие и капитальные) понимаются затраты на выполнение научных исследований и разработок, проводимых на территории страны собственными силами организаций.
Научные исследования (научно-исследовательские работы) — это творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Различают фундаментальные и прикладные научные исследования. Фундаментальные — теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества и искусственно созданных объектов. Прикладные — исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач.
Научные разработки — деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности. В частности, разработка новой продукции включает проведение опытно-конструкторских работ, а разработка технологий — опытно-технологических работ по созданию материалов, веществ, технологий.
В состав государственного сектора входят:
• организации республиканских органов государственного управления, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.), включая республиканские и местные органы;
• некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые организациями республиканских органов государственного управления (за исключением организаций, относящихся к высшему образованию). Эти организации не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.
Сектор коммерческих организаций (предпринимательский) включает:
• все организации, основная деятельность которых связана с производством продукции или оказанием услуг (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе организации, имущество которых находится в государственной собственности;
• частные некоммерческие организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.
Сектор высшего образования включает:
• учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, независимо от источников финансирования или правового статуса;
• научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся в подчинении высшего учебного заведения;
• организации, непосредственно осуществляющие обслуживание и обеспечение деятельности высших учебных учреждений.
Основными потребителями средств бюджета являются государственный сектор и сектор высшего образования.
Расходы бюджета на прикладную науку отражаются в различных разделах функциональной классификации по соответствующим подразделам, в частности:
• раздел 01 «Общегосударственная деятельность» имеет подраздел 01 08 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области общегосударственной деятельности»;
• раздел 03 «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности» имеет подраздел 03 11 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности»;
• раздел 04 «Национальная экономика» содержит подраздел
4 09 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой»;
• раздел 05 «Охрана окружающей среды» имеет подраздел
5 03 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области охраны окружающей среды»;
• раздел 06 «Жилищные и коммунальные услуги» имеет подраздел 06 04 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных услуг» и т.д.
Расходы на фундаментальную науку отражаются в разделе 1 «Общегосударственная деятельность», подраздел «Фундаментальные научные исследования», вид расходов
1 «Фундаментальные научные исследования». К ним относятся расходы на проведение фундаментальных исследований, выполнение государственных комплексных программ и прикладных научных исследований; расходы, связанные с рассмотрением работ, выдвигаемых на соискание Государственнойпремии Республики Беларусь в области науки и техники; доплаты академикам и членам-корреспондентам НЛП Беларуси; финансирование других направлений деятельности, предусмотренных уставом НАН Беларуси и решениями Правительства Республики Беларусь.
Вид расходов 02 «Прочие вопросы в области науки» отражает расходы на подготовку научных кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура), на мероприятия по присуждению ученых степеней, прочие расходы в области науки. Кроме того, по данному виду расходов учитываются средства на государственные капитальные вложения в области науки.
Вместе с тем действующая бюджетная классификация позволяет проводить анализ финансирования науки по различным сферам деятельности: общегосударственной, жилищно-коммунальной, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и средств массовой информации, образования, социальной политики и т.д.
4. Механизм бюджетного финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности
В Республике Беларусь значение бюджетного финансирования для поддержки науки остается чрезвычайно высоким. Уровень участия государства обусловлен значительными масштабами государственного сектора науки. Как отмечалось ранее, доля расходов бюджета на науку составляет более 50 % общего объема внутренних затрат на научные исследования и разработки. Однако, несмотря на постоянное увеличение бюджетного финансирования, кардинального улучшения ситуации в науке не происходит. Очевидно, что простой рост бюджетных ассигнований не решает глубинных проблем в сфере науки. Ключевое значение приобретают эффективность механизмов расходования бюджетных средств и оптимальность выбора направлений (объектов, приоритетов) финансирования.
Понятно, что изменение механизмов бюджетного финансирования в отрыве от других инициатив по реформированию науки не решит всех проблем. Вместе с тем поиск эффективных форм базового финансирования организаций, проектного и конкурсного-грантового инвестирования проектов — задача актуальная.
Государственная поддержка науки за счет средств бюджета в нашей стране осуществляется в форме прямого финансирования из республиканского и местных бюджетов с использованием средств создаваемых решением Правительства Республики Беларусь инновационных и других целевых научных фондов, а такжекосвенно — посредством предоставления льгот и преференций по платежам в бюджет и по таможенным платежам.
Современный механизм бюджетного финансирования научных исследований и разработок включает следующие инструменты:
• базовое бюджетное финансирование;
• финансирование в рамках государственных целевых программ;
• бюджетное финансирование через государственные научные фонды.
Соответственно, различают формы бюджетного финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности: бюджетные ассигнования (финансирование по смете), программное финансирование и финансирование в форме грантов.
При базовом финансировании средства выделяются на научную организацию в целом в соответствии с утвержденной сметой расходов. На базовое финансирование научных организаций приходятся основные расходы из средств государственного бюджета, осуществляемые через систему министерств и ведомств, в подчинении которых находятся научные организации и вузы.
Программное финансирование может быть конкурсным или адресным. Во втором случае средства выделяются заранее известным исполнителям на реализацию проектов по определенной тематике.
Грантовое финансирование является конкурсным, его цель — поддержать лучшие работы и самые сильные научные группы, используя систему государственных фондов.
Государственные организации могут использовать средства республиканского бюджета, предусмотренные на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в соответствии с функциональной классификацией расходов по разделам, подразделам и видам расходов на следующие цели:
• организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе выполняемых в рамках государственных программ научных исследований;
• обеспечение уставной деятельности Национальной академии наук Беларуси;
• проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках научно-технических программ, разделов научного обеспечения государственных, региональных, отраслевых программ;
• подготовку и аттестацию научных работников высшей квалификации;
• развитие материально-технической базы государственных научных организаций (включая капитальные расходы);
• организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры (включая капитальные расходы) в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• выполнение инновационных проектов;
• осуществление международного научно-технического сотрудничества в соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Беларусь, а также проведение мероприятий по обеспечению международного научно-технического сотрудничества;
• выполнение планов научных исследований и разработок общегосударственного и отраслевого назначения, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности республиканских органов государственного управления, Национальной академии наук Беларуси;
• развитие системы научно-технической информации, содержание научно-технических библиотек, информационных центров и фондов, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы (в том числе периодических изданий), проведение научных и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок и т.п.), обеспечение функционирования научно-информационных компьютерных сетей, пропаганду научных и научно-технических знаний;
• организацию и проведение государственной научной экспертизы и государственной научно-технической экспертизы;
• другие цели, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Иной порядок использования может быть предусмотрен Президентом Республики Беларусь и (или) законом Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Финансирование за счет средств республиканского бюджета предусматривается в размере до 50 % сметной стоимости научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, осуществляемых в рамках государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ. Исключение составляют НИР, выполняемые по социально значимым или направленным на обеспечение национальной безопасности программам. В этом случае финансирование может доходить до 100 % их сметной стоимости.
3. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках целевых программ
Ассигнования из республиканского бюджета на финансирование фундаментальных научных исследований выделяются Министерством финансов Республики Беларусь по программам в соответствии с Приоритетными направлениями научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011—2015 годы, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378.
Структура приоритетных направлений:
• энергетика и энергосбережение;
• агропромышленные технологии и производства;
• промышленные и строительные технологии производства;
• медицина, медицинская техника и технологии, фармация;
• химические, нано- и биотехнологии;
• информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии;
• новые материалы;
• рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций;
• обороноспособность и национальная безопасность.
Органами государственного управления в сфере науки являются Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь.
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (далее — ГКНТ) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования и управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. В частности, в соответствии с возложенными на него задачами ГНКТ разрабатывает и вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения о мерах государственной поддержки приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности.
Последовательность действий при определении приоритетных направлений носит «замкнутый» характер:
• выявляются потребности предприятий и организаций;
• составляются соответствующие проекты, с которыми знакомятся управленческие структуры вплоть до Президента страны;
• проекты подвергаются профессиональной оценке ученых;
• проекты получают статус приоритетных направлений и уже в форме программ и заданий «возвращаются» к конкретным разработчикам и пользователям.
Для финансирования государственных научно-технических программ в Республике Беларусь используются средства не только республиканского бюджета, но и других источников. Так, государственные заказчики программ принимают обязательства по их частичному финансированию из внебюджетных источников; заинтересованная сторона обязана участвовать в софинансировании.
Существует и другой путь — практика финансирования в полном объеме за счет средств республиканского бюджета, распространяемая на задания программ, имеющих высокую социальную значимость. Она же применяется, когда у государственного заказчика отсутствует (по объективным причинам) возможность сформировать собственные инновационные фонды специального назначения. Решение по данному вопросу принимает ГКНТ.
Финансирование отраслевых и региональных научно-технических программ осуществляется за счет средств:
• соответствующих инновационных фондов министерств и других республиканских органов государственного управления;
• местных бюджетов;
заинтересованных предприятий и организаций.
Отдельные задания этих программ допускается финансировать из средств республиканского бюджета.
4 Специальные государственные фонды поддержки науки
Наряду с бюджетом важным источником финансирования развития научно-технического прогресса являются фонды специального назначения, базирующиеся на принципиально иной парадигме, с новыми идеологией, технологией и механизмами финансирования и контроля.
В основе идеологии научного фонда лежит свобода выбора: любой исследователь (или любая научная группа) может самостоятельно подать заявку и претендовать на получение государственных ресурсов, необходимых для выполнения своего исследовательского проекта.
Механизмы финансирования, отчетности и контроля за расходованием средств, действующие в фондах, отличает прозрачность. Работа финансируется через предоставление заявителю, выигравшему конкурс, целевого гранта. Особенно часто грант используется для поддержки исследований и разработок, результаты которых неопределенны либо не обещают непосредственной пользы или выгоды в ближайшем будущем. Основные характеристики гранта: его целевой характер, общественная полезность, безвозмездность выделяемых по гранту средств. Следует признать, что мы сознательно допустили некоторую идеализацию гранта. В научной среде (как в любой социальной системе) возможны отклонения от норм, такие как сговор с экспертами, вмешательство аппарата фонда в процедуру экспертизы, возникновение экспертных (научных) кланов и т.п. Но в целом государственные научные фонды работают на принципах, свойственных открытой рыночной экономике с конкурентной средой.
В Республике Беларусь сложилась система целевых фондов (Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инновационный фонд и др.), создаваемых за счет средств государственного бюджета, добровольных отчислений заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций, средств граждан, иностранных фирм, а также за счет доходов от деятельности самих фондов.
Министерствами и ведомствами Республики Беларусь могут создаваться отраслевые и межотраслевые целевые фонды за счет добровольных отчислений предприятий и других добровольных взносов. Основной задачей инновационных фондов министерств является содействие инновационным процессам в производственных отраслях.