Тема 13. Расходы бюджета на национальную оборону, судебную власть и обеспечение безопасности
1. Расходы бюджета на национальную оборону.
2. Расходы бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности.
1. Расходы бюджета на национальную оборону.
Расходы бюджета по обеспечению обороны и военной безопасности государства, содержанию Вооруженных Сил Республики Беларусь, другие расходы, связанные с военными нуждами, учитываются в разделе 02 «Национальная оборона» и отражаются по соответствующим подразделам функциональной классификации расходов:
1.«Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь»;
2.«Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации»;
3.«Другие вопросы, связанные с национальной обороной».
Охарактеризуем расходы на национальную оборону по подразделам.
По подразделу 01 «Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь» отражаются расходы по управлению деятельностью в области обороны и обеспечению военной безопасности государства, централизованному снабжению и содержанию Вооруженных Сил Республики Беларусь, поддержанию их мобилизационной и боевой готовности, совершенствованию вооружения, воздушной техники и объектов военной инфраструктуры, утилизации обычных боеприпасов, выплате капитальных трансфертов военнослужащим. В этом подразделе учитываются расходы на реализацию государственных программ, связанных с национальной обороной республики.
Подраздел 02 «Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации» отражает расходы по обеспечению мобилизационной подготовки органов государственного управления (за исключением Министерства обороны Республики Беларусь) и отраслей национальной экономики; расходы военных комиссариатов; расходы на организацию территориальной обороны, а также на развитие технических, авиационных и военно-прикладных видов спорта.
Подраздел 03 «Другие вопросы, связанные с национальной обороной» включает расходы на совершенствование единой государственной политики в области обеспечения обороны, развития оборонного сектора экономики и военно-технического сотрудничества; расходы, связанные с безопасностью информации, финансированием научных исследований в области обороны, инвестированием в инновационные фонды; другие расходы в области национальной обороны, непосредственно связанные с деятельностью Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Следует указать па ряд важных особенностей классификации расходов на оборону. Так, расходы военных учебных и военно-медицинских организаций, а также некоторых других учреждений и организаций отражаются в соответствующих разделах и подразделах функциональной классификации расходов (в частности, в расходах па образование и на здравоохранение). Кроме того, расходы по пенсионному обеспечению военнослужащих относятся к разделу 10 «Социальная политика».
Отражаемые в бюджете расходы на национальную оборону формируют военный бюджет государства — главный инструмент обеспечения военной безопасности и воздействия государства на сферу обороны. Военные расходы показывают в концентрированном виде размеры военного потребления государства, дают наиболее полное представление о масштабах, динамике и потребностях его военно-окопомической деятельности. Во многих странах это зачастую одна из важнейших и наиболее крупных статей государственного бюджета.
В экономической литературе до настоящего времени не выработаны общие подходы к характеристике таких понятий, как «военный бюджет», «военные расходы», «расходы на оборону».
Объем и структура расходов консолидированного бюджета на национальную оборону в 2014 г.:
Направления расходов Доля, % Сумма
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 100 | 7 131 031 102,0 |
Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь 90,0 | 6 421 320 229,0 |
Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации 6,0 | 432 591 493,0 |
Другие вопросы, связанные с национальной обороной 4,0 | 277 119 380,0 |
Особенности национальных бюджетных классификаций обусловливают различия структур военных бюджетов в разных странах. В отдельных государствах военный бюджет включает расходы па выполнение официальных военных программ других министерств, в том числе на разработку и производство ядерного оружия, финансирование военно-космических программ, военную помощь; подготовку экономики к войне1.
Военные расходы — категория более емкая. Как ранее отмечалось, военный бюджет отражает лишь величину официально признанных прямых военных расходов государства и не показывает косвенные и скрытые затраты военного характера. Прямые военные расходы — это затраты на содержание вооруженных сил, разработку, закупку и поставку вооружения, военной техники и военного имущества, военное строительство, а также на военную помощь другим государствам. К косвенным относят затраты, оказывающие опосредованное воздействие на строительство, содержание и развитие вооруженных сил (это выплата пенсий бывшим военнослужащим, расходы на утилизацию вооружения и военной техники, погашение военных займов, финансирование конверсии военного производства и др.). Данные расходы, не имея сколько-нибудь заметного влияния на военно-экономическую безопасность, тем не менее, увеличивают бремя военных расходов. К скрытым относят расходы бюджета на деятельность гражданских министерств и ведомств, направленную на повышение обороноспособности.
В мировой практике для оценки военных расходов государства используют показатели военных расходов в ВВП или в расходах государственного бюджета. При определении их оптимальной мели- чины принимается во внимание ряд факторов, важнейшими из которых являются международная обстановка, финансовые возможности государства и военная доктрина.
Существует минимально допустимый уровень военных расходов, ниже которого затраты на оборону теряют всякий смысл, поскольку не выполняют своего главного предназначения — не обеспечивают военную безопасность государства.
Основным получателем бюджетных средств по разделу « Национальная оборона» является Министерство обороны Республики Беларусь, за ним следуют Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь и Национальная академия наук Беларуси. Другим министерствам и организациям финансирование выделяется в основном по подразделу «Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации».
Кроме средств бюджета, выделяемых па содержание государственных органов и организаций, обеспечивающих обороноспособность страны, дополнительным источником финансирования расходов на национальную оборону выступают внебюджетные средства.
Воздействие военных расходов на развитие экономики страны может проявляться различным образом. Так, разумные военные расходы, направляемые на производство высокотехнологичных систем вооружений и иной продукции военного и двойного назначения, стимулируют развитие наукоемкого производства, создают рабочие места и расширяют возможности экспорта, что оказывает положительное влияние на экономику и макроэкономические показатели. В то же время чрезмерные военные расходы могут отвлекать ресурсы от решения приоритетных социально-экономических задач.
2. Расходы бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности.
Правоохранительная деятельность представляет собой вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью обеспечения законности, правопорядка, охраны законных интересов общества, государства, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями специально уполномоченными (правоохранительными) органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом.
Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры, рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний и др.
Согласно функциональной классификации, но разделу 03«Судебная власть, правоохранительная деятельность иобеспечение безопасности» отражаются расходы, группируемые по следующим подразделам:
1 «Органы внутренних дел»;
2 «Органы прокуратуры»;
3 «Органы пограничной службы»;
4 «Органы и организации уголовно-исполнительной системы»;
5 «Органы государственной безопасности»;
6 «Государственные нотариальные конторы»;
7 «Охраны судебной власти»;
8 «Таможенные органы»;
9 «Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям»;
10 «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций»;
11 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности»;
12 «Другие вопросы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности».
Объем и структура расходов консолидированного бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности в 2014 г.:
Направления расходов Сумма,млрд руб. Доля, %
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности—всего…………………… 13 420 445 100,0
Органы внутренних дел ............... …… 4 978 941 37,0
Органы прокуратуры .................. …… 374 897 2,8 Органы пограничной службы ................... …… 1 609 063 8,3
Органы и организации уголовно-
исполнительной системы ……………… 1 092 159 8,1
Органы государственной безопасности….982 558 7,3
Органы судебной власти ……………… 642 449 4,8
Таможенные органы................... …………………… . 707 591 738 5,3
Органы и подразделения по
чрезвычайным ситуациям ……………… 1 830 688 13,6
Предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций……… 0,4
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности .......................... 8 188 0,06 0,02
Другие вопросы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности.................................. ………1 643134 12.3
Соответствующие расходы присутствуют в бюджете любого государства, так как связаны с выполнением неотъемлемой функции государства.
Около 37 % в структуре расходов консолидированного бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности в 2010 г. пришлось па содержание органов и подразделений внутренних дел (в том числе их центрального аппарата и внутренних войск).
Около 14 % составили расходы на обеспечение деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе на содержание центрального аппарата, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности.
8,3% пришлось на органы пограничной службы, 8,1 % -- на органы и организации уголовно-исполнительной системы. В данном случае расходы бюджета были связаны с обеспечением работы и содержанием соответствующих органов.
Около 7 % в структуре расходов предусматривалось направить на содержание органов государственной безопасности, в том числе их центрального аппарата и Службы безопасности Президента Республики Беларусь.
Нельзя не обратить внимания на мизерные (0,06 %) расходы по позиции «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности». К ним относятся расходы:
• на выполнение научно-технических, социальных, народнохозяйственных программ, финансовую поддержку инновационных проектов в части проведения научных исследований и разработок;
• на научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности республиканских органов государственного управления;
• на подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы, проведение научных и научно-технических мероприятий;
• на развитие материально-технической базы научных организаций;
• на социальные нужды;
• на финансирование других направлений научной, научно- технической и инновационной деятельности, а также научное обеспечение государственных программ.