Тема 13. Расходы бюджета на национальную оборону, судебную власть и обеспечение безопасности

1. Расходы бюджета на национальную оборону.

2. Расходы бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности.

1. Расходы бюджета на национальную оборону.

Расходы бюджета по обеспечению обороны и военной безопас­ности государства, содержанию Вооруженных Сил Республики Бе­ларусь, другие расходы, связанные с военными нуждами, учитыва­ются в разделе 02 «Национальная оборона» и отражаются по соот­ветствующим подразделам функциональной классификации рас­ходов:

1.«Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь»;

2.«Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации»;

3.«Другие вопросы, связанные с национальной обороной».

Охарактеризуем расходы на национальную оборону по подраз­делам.

По подразделу 01 «Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь» отражаются расходы по управлению деятельностью в об­ласти обороны и обеспечению военной безопасности государства, цен­трализованному снабжению и содержанию Вооруженных Сил Рес­публики Беларусь, поддержанию их мобилизационной и боевой го­товности, совершенствованию вооружения, воздушной техники и объек­тов военной инфраструктуры, утилизации обычных боеприпасов, выплате капитальных трансфертов военнослужащим. В этом под­разделе учитываются расходы на реализацию государственных про­грамм, связанных с национальной обороной республики.

Подраздел 02 «Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации» отражает расходы по обеспечению мобилизационной подготовки органов государственного управления (за исключением Министерства обороны Республики Беларусь) и отраслей нацио­нальной экономики; расходы военных комиссариатов; расходы на организацию территориальной обороны, а также на развитие техни­ческих, авиационных и военно-прикладных видов спорта.

Подраздел 03 «Другие вопросы, связанные с национальной обороной» включает расходы на совершенствование единой госу­дарственной политики в области обеспечения обороны, развития оборонного сектора экономики и военно-технического сотрудничес­тва; расходы, связанные с безопасностью информации, финансиро­ванием научных исследований в области обороны, инвестировани­ем в инновационные фонды; другие расходы в области националь­ной обороны, непосредственно связанные с деятельностью Во­оруженных Сил Республики Беларусь.

Следует указать па ряд важных особенностей классификации расходов на оборону. Так, расходы военных учебных и военно-ме­дицинских организаций, а также некоторых других учреждений и организаций отражаются в соответствующих разделах и подразде­лах функциональной классификации расходов (в частности, в рас­ходах па образование и на здравоохранение). Кроме того, расходы по пенсионному обеспечению военнослужащих относятся к разделу 10 «Социальная политика».

Отражаемые в бюджете расходы на национальную оборону фор­мируют военный бюджет государства — главный инструмент обеспечения военной безопасности и воздействия государства на сферу обороны. Военные расходы показывают в концентрирован­ном виде размеры военного потребления государства, дают наибо­лее полное представление о масштабах, динамике и потребностях его военно-окопомической деятельности. Во многих странах это за­частую одна из важнейших и наиболее крупных статей государ­ственного бюджета.

В экономической литературе до настоящего времени не вырабо­таны общие подходы к характеристике таких понятий, как «воен­ный бюджет», «военные расходы», «расходы на оборону».

Объем и структура расходов консолидированного бюджета на национальную оборону в 2014 г.:

Направления расходов Доля, % Сумма

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 100 7 131 031 102,0
Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь 90,0 6 421 320 229,0
Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации 6,0 432 591 493,0
Другие вопросы, связанные с национальной обороной 4,0 277 119 380,0

Особенности национальных бюджетных классификаций обус­ловливают различия структур военных бюджетов в разных стра­нах. В отдельных государствах военный бюджет включает расходы па выполнение официальных военных программ других министерств, в том числе на разработку и производство ядерного оружия, финансирование военно-космических программ, военную помощь; подготовку экономики к войне1.

Военные расходы — категория более емкая. Как ранее отмечалось, военный бюджет отражает лишь величину официально при­знанных прямых военных расходов государства и не показывает косвенные и скрытые затраты военного характера. Прямые во­енные расходы — это затраты на содержание вооруженных сил, разработку, закупку и поставку вооружения, военной техники и военного имущества, военное строительство, а также на военную помощь другим государствам. К косвенным относят затраты, оказывающие опосредованное воздействие на строительство, содер­жание и развитие вооруженных сил (это выплата пенсий бывшим военнослужащим, расходы на утилизацию вооружения и военной техники, погашение военных займов, финансирование конверсии военного производства и др.). Данные расходы, не имея сколько-ни­будь заметного влияния на военно-экономическую безопасность, тем не менее, увеличивают бремя военных расходов. К скрытым от­носят расходы бюджета на деятельность гражданских министерств и ведомств, направленную на повышение обороноспособности.

В мировой практике для оценки военных расходов государства используют показатели военных расходов в ВВП или в расходах государственного бюджета. При определении их оптимальной мели- чины принимается во внимание ряд факторов, важнейшими из которых являются международная обстановка, финансовые возможности государства и военная доктрина.

Существует минимально допустимый уровень военных расходов, ниже которого затраты на оборону теряют всякий смысл, поскольку не выполняют своего главного предназначения — не обеспечивают военную безопасность государства.

Основным получателем бюджетных средств по разделу « Нацио­нальная оборона» является Министерство обороны Республики Бе­ларусь, за ним следуют Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь и Национальная академия наук Бе­ларуси. Другим министерствам и организациям финансирование выделяется в основном по подразделу «Обеспечение мобилизацион­ной подготовки и мобилизации».

Кроме средств бюджета, выделяемых па содержание государ­ственных органов и организаций, обеспечивающих обороноспособ­ность страны, дополнительным источником финансирования рас­ходов на национальную оборону выступают внебюджетные сред­ства.

Воздействие военных расходов на развитие экономики страны может проявляться различным образом. Так, разумные военные расходы, направляемые на производство высокотехнологичных систем вооружений и иной продукции военного и двойного назна­чения, стимулируют развитие наукоемкого производства, создают рабочие места и расширяют возможности экспорта, что оказывает положительное влияние на экономику и макроэкономические по­казатели. В то же время чрезмерные военные расходы могут отвле­кать ресурсы от решения приоритетных социально-экономических задач.

2. Расходы бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности.

Правоохранительная деятельность представляет собой вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью обеспечения законности, правопорядка, охраны законных интере­сов общества, государства, защиты прав и свобод человека и граж­данина, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями специально уполномоченными (правоохранительными) органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соот­ветствии с законом.

Органы судебной власти от имени государства применяют ме­ры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении пре­ступлений, разрешают правовые споры, рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний и др.

Согласно функциональной классификации, но разделу 03«Су­дебная власть, правоохранительная деятельность иобеспечение безопасности» отражаются расходы, группируемые по следующим подразделам:

1 «Органы внутренних дел»;

2 «Органы прокуратуры»;

3 «Органы пограничной службы»;

4 «Органы и организации уголовно-исполнительной системы»;

5 «Органы государственной безопасности»;

6 «Государственные нотариальные конторы»;

7 «Охраны судебной власти»;

8 «Таможенные органы»;

9 «Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям»;

10 «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций»;

11 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности»;

12 «Другие вопросы в области правоохранительной деятельнос­ти и обеспечения безопасности».

Объем и структура расходов консолидированного бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности в 2014 г.:

Направления расходов Сумма,млрд руб. Доля, %

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обес­печение безопасности—всего…………………… 13 420 445 100,0

Органы внутренних дел ............... …… 4 978 941 37,0

Органы прокуратуры .................. …… 374 897 2,8 Органы пограничной службы ................... …… 1 609 063 8,3

Органы и организации уголовно-

исполнительной системы ……………… 1 092 159 8,1

Органы государственной безопасности….982 558 7,3

Органы судебной власти ……………… 642 449 4,8

Таможенные органы................... …………………… . 707 591 738 5,3

Органы и подразделения по

чрезвычайным ситуациям ……………… 1 830 688 13,6

Предупреждение и ликвидация

последствий чрезвычай­ных ситуаций……… 0,4

Прикладные научные исследования, научно-техниче­ские программы и проекты в области правоохрани­тельной деятельности и обеспечения безопасности .......................... 8 188 0,06 0,02

Другие вопросы в области правоохранительной деятель­ности и обеспечения безопасности.................................. ………1 643134 12.3

Соответствующие расходы присутствуют в бюджете любого го­сударства, так как связаны с выполнением неотъемлемой функции государства.

Около 37 % в структуре расходов консолидированного бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности в 2010 г. пришлось па содержание органов и под­разделений внутренних дел (в том числе их центрального аппарата и внутренних войск).

Около 14 % составили расходы на обеспечение деятельности ор­ганов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе на содержание центрального аппарата, предупреждение и ликвида­цию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе­ра, обеспечение пожарной безопасности.

8,3% пришлось на органы пограничной службы, 8,1 % -- на ор­ганы и организации уголовно-исполнительной системы. В данном случае расходы бюджета были связаны с обеспечением работы и со­держанием соответствующих органов.

Около 7 % в структуре расходов предусматривалось направить на содержание органов государственной безопасности, в том числе их центрального аппарата и Службы безопасности Президента Рес­публики Беларусь.

Нельзя не обратить внимания на мизерные (0,06 %) расходы по позиции «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности». К ним относятся расходы:

• на выполнение научно-технических, социальных, народнохо­зяйственных программ, финансовую поддержку инновационных проектов в части проведения научных исследований и разработок;

• на научные исследования и разработки, направленные на на­учно-техническое обеспечение деятельности республиканских ор­ганов государственного управления;

• на подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы, проведение научных и научно-технических мероприятий;

• на развитие материально-технической базы научных органи­заций;

• на социальные нужды;

• на финансирование других направлений научной, научно- технической и инновационной деятельности, а также научное обес­печение государственных программ.

Наши рекомендации