Тема 6. Бюджетная классификация Республики Беларусь
1. Понятие, состав и роль бюджетной классификации.
2. Классификация доходов бюджета.
3. Классификация расходов бюджета.
4. Классификация финансирования дефицита бюджета и видов государственного долга Республики Беларусь.
1. Понятие, состав и роль бюджетной классификации
.
Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов и видов государственного долга Республики Беларусь..
Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство форм бюджетной документации, получение необходимой информации для составления консолидированного бюджета Республики Беларусь. В строгом соответствии с бюджетной классификацией составляются сметы бюджетных учреждений.
Задачей бюджетной классификации является обеспечение:
· общего порядка составления и исполнения бюджета;
· сопоставимости показателей бюджетов различных уровней;
· обобщения показателей по консолидированным бюджетам территорий;
· унификации бюджетной документации и отчетности об исполнении всех уровней бюджета;
· проведения сравнительного анализа показателей бюджетов Республики Беларусь;
· систематизации информации о движении бюджетных потоков;
· сопоставимости показателей бюджета Республики Беларусь и бюджетов других стран;
· основы для организации бюджетного учета.
.
2. Классификация доходов бюджета.
Классификация доходов является систематизированной группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций в зависимости от источников их формирования.
Пять уровней классификации доходов: группа, подгруппа, вид, раздел, подраздел.
Код классификации доходов бюджета состоит из семи знаков, которые распределяются по уровням следующим образом:
группа маркируется одним знаком (1-й разряд кода классификации доходов);
· подгруппа - одним знаком (2-й разряд);
· вид - одним знаком (3-й разряд);
· раздел - двумя знаками (4 и 5-й разряды);
· подраздел - двумя знаками (б и 7-й разряды).
При отсутствии уровня используется позиция «0».
. Задачи классификации доходов:
· разграничить налоговые и неналоговые поступления в бюджет;
· сгруппировать налоги, сборы (пошлины) в разрезе налоговых баз;
· облегчить получение информации об источниках формирования включенных в бюджет целевых фондов;
· обеспечить анализ налоговой системы, состава и структуры налогов, уровня налоговой нагрузки.
На первом классификационном уровне, которому соответствует первый знак классификационного кода, доходы бюджета разделяются по признаку экономического содержания на следующие четыре группы:
100 «Налоговые доходы»;
200 «Взносы на государственное социальное страхование»;
300 «неналоговые доходы»;
400 «Безвозмездные поступления»
Дальнейшая детализация групп классификации доходов бюджета осуществляется в разрезе соответствующих подгрупп, видов, разделов и подразделов. Под налоговыми доходами понимаются республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.
v В группу «Налоговые доходы» (100) в зависимости от объекта налогообложения и в соответствии с экономической характеристикой, обеспечивающей международную сопоставимость показателей, включаются следующие подгруппы:
110 «Налоги на доходы и прибыль»;
120 «Налоги на фонд заработной платы»;
130 «Налоги на собственности»;
140 «Налоги на товары (работы, услуги)»;
150 «Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности»;
160 «Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы»
Детализация подгрупп классификации доходов осуществляется в разрезе соответствующих видов.
Подгруппа «Налоги на фонд заработной платы» (120) включает такие виды доходов, как налоги, взимаемые с организаций и индивидуальных предпринимателей, а также налоги, устанавливаемые в процентах от фонда заработной платы (за исключением взносов на государственное социальное страхование).
В подгруппу «Налоги на собственность» (130) входят налоги, взимаемые с имущества, находящегося в собственности (владении, пользовании) организаций и физических лиц. Видами доходов в ней являются:
131 «Налоги на недвижимое имущество»;
132 «Налоги на остаточную стоимость имущества».
Доходы, отражаемые на классификационном уровне «виды доходов», проходят дальнейшую детализацию.
Подгруппа «Налоги на товары (работы, услуги)» (140) охватывает налоги и сборы, исчисляемые исходя из оборотов по реализации, обмену, передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; налоги на отдельные товары (продукцию); налоги и сборы, взимаемые за право пользования товарами и право осуществления отдельных видов деятельности.
v Группа «Взносы на государственное социальное страхование (200) имеет одну подгруппу 210 «Взносы на государственное социальное страхование», в которую входят два вида доходов:
211 «Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики. Беларусь», включающий обязательные страховые взносы работодателей, Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах», работающих граждан и физических лиц, самостоятельно уплачивающих эти взносы в ФСЗН;
212 «Взносы на профессиональное пенсионное страхование» - взносы работодателей, уплачиваемые в ФСЗН за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.
Под неналоговыми доходами понимаются обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, добровольные безвозмездные платежи организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский бюджет, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов на осуществление расходов в соответствии с законодательством.
v В группу «неналоговые доходы» (З00) в соответствии с экономической характеристикой, обеспечивающей международную сопоставимость показателей, включаются следующие подгруппы:
310 «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности»;
320 «Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности»;
330 «Штрафы, удержания»;
340 «Прочие неналоговые доходы».
Детализация подгрупп классификации доходов осуществляется в разрезе соответствующих видов.
311 «Доходы от размещения денежных средств бюджетов», куда включены все разновидности процентных доходов за пользование денежными средствами бюджетов (проценты за пользование денежными средствами бюджетов, находящимися на счетах в банках; проценты за пользование бюджетными займами, валютными кредитами; доходы от размещения временно свободных средств бюджетов на счетах в банках и др.);
312 «Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале» - дивиденды, перечисляемые хозяйственными обществами, доли (акции) которых находятся в государственной собственности; доходы от перечисления части прибыли Национального банка Республики Беларусь, части прибыли (дохода) унитарных предприятий, государственных объединений и хозяйственных обществ.
Подгруппа «Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности» (320)включает такие виды доходов, как доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; административные платежи; доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации расходов государства; доходы от реализации государственного имущества (кроме средств от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством о приватизации).
В группу «Безвозмездные поступления» (400)в зависимости от источника, предоставляющего трансферт, включаются следующие подгруппы:
410 «Безвозмездные поступления от иностранных государств»;
420 «Безвозмездные поступления от международных организаций»;
430 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь».
Детализация подгрупп классификации осуществляется в разрезе соответствующих видов в зависимости от того, является трансферт текущим или капитальным.
6.3. Классификация расходов бюджета
Существуют четыре вида классификаций расходов бюджета: функциональная, программная, экономическая и ведомственная.