Понятие и виды объектов торгового права
Объектами торгового права являются те ценности, по поводу которых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом:
1) товары;
2) товарораспорядительные документы;
3) средства индивидуализации товаров (товарный знак, наименование места происхождения товара).
Объектами коммерческого права являются не все товары, а лишь те, которые могут быть продвинуты от производителя к потребителю, т. е. такие товары, которые участвуют в торговом обороте. Мировой практикой ряд товаров не включается в число объектов коммерческого (торгового) права в связи со спецификой их транспортировки или же отсутствием возможности транспортировки такого товара:
1) электроэнергия;
2) тепло;
3) вода;
4) недвижимое имущество и др.
Порядок оборота вышеперечисленных товаров остался за пределами регулирования торговых кодексов ведущих мировых держав. Эти товары исключены их предмета регулирования ведущих международных документов в области торгового права.
В Российской Федерации ряд товаров изъят из торгового оборота и не является объектами торгового (коммерческого) права:
1) космическое оборудование;
2) военная техника;
3) яды;
4) лекарственные средства и др. Товарораспорядительные документы наряду с товарами являются объектами коммерческого права.
Владельцы товарораспорядительного документа имеют право на товар, указанный в данном документе. Продажа товарораспорядительных документов влечет переход прав на эти товары.
К товарораспорядительным документам относятся:
1) складские свидетельства;
2) коносамент;
3) накладные на перевозку грузов.
Средства индивидуализации товаров:
1) товарный знак;
2) знак обслуживания;
3) наименование места происхождения товара.
Товарный знак – обозначение, благодаря которому товары одних хозяйствующих субъектов отличаются от однородных товаров других хозяйствующих субъектов.
Знак обслуживания – обозначение, благодаря которому услуги одних юридических либо физических лиц отличаются от однородных услуг других юридических или физических лиц.
Наименование места происхождения товара – указание в названии товара того места его производства, которое позволяет отличить данный товар отдру-гих товаров.
Правовой режим товаров
Правовой режим товара - совокупность правовых требований к товару, позволяющих ему участвовать в обороте.
Особенности правового режима товаров могут быть, как привязаны к их потребительским свойствам, так и не связаны с ними, зависеть от других факторов. Например, оборот оружия обладает целым рядом особенностей именно в силу специфики потребительских свойств этого товара. Пример противоположного рода дает нам ситуация, когда международным соглашением между конкретными государствами установлен особый таможенный режим в отношении товаров, ввозимых в счет государственного кредита. В отличие от прочих товаров они обычно освобождены от таможенных пошлин, независимо от их потребительских свойств, это освобождение влияет на их цену и дальнейший оборот.
Статья 8 Конституции РФ 1993 г. устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Вместе с тем, интересы охраны здоровья населения, государственной безопасности и иные публичные интересы в определенных случаях требуют ограничения оборота товаров. Такое ограничение устанавливается законом, в котором определяются виды ограничиваемых в обороте объектов и порядок ограничения их оборотоспособности. Например, ст. 12 Лесного кодекса так и называется: ≪Оборотоспособность объектов лесных отношений≫. В ней устанавливается, что оборот лесного фонда не допускается, купля - продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются. Таким образом, лесной фонд не может служить товаром. Что касается древесно-кустарниковой растительности, то у нее иной правовой режим, поскольку она может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
Федеральный Закон. О качестве и безопасности пищевых продуктов от 1.12.1999 г. (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ) содержит ст. 3 под названием ≪Оборотоспособность пищевых продуктов, материалов и изделий≫. Согласно ч.1 этой статьи в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Нередко в нормативных актах ограничение оборотоспособности осуществляется по предметно. Так, Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 года № 179 ≪О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена (в ред. распоряжения Президента РФ от 30.11.1992 № 743-рп; Указов Президента РФ от 15.07.1998 № 840, от 30.12.2000 № 2111)1 утвержден перечень, включающий:
- драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
- драгоценные камни и изделия из них;
~ стратегические материалы;
- вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива.
Ограничение оборотоспособности товаров может производиться по иным основаниям. Они могут также устанавливаться применительно к продавцам (продажа лекарственных препаратов требует от продавца знания фармакологии, удостоверенного соответствующим документом), покупателям (например, право приобретения оружия и патронов к нему предоставлено лицам, имеющим соответствующее разрешение), по месту торговли (например, не допускается продажа алкогольной продукции в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях).
Правовой режим товаров зависит также от того, на основании какого договора он приобретен. В этом смысле особую группу составляют потребительские товары, если покупатель выступает как потребитель, поскольку различны возможности обмена, ремонта и возврата их покупателем.