Искусственные препятствия на водном маршруте
Мост
Часто встречаются транспортные и пешеходные мосты и мостики. Мосты устанавливаются на опоpax, стоящих в русле реки. Опоры представляют такую же опасность для туристского судна, как одиночные надводные камни на участке с быстрым течением, имеют значение ширина прохода между опорами и направление течения. Около современных железобетонных мостов в русле обычно много бетонных блоков и арматуры. Пешеходные мосты имеют чаще деревянные опоры, расположенные ближе друг к другу, и низкие настилы. Около современных, новых мостов в русле могут встретиться остатки опор или свай старых мостов, располагающихся рядом. Низкие мосты в паводок представляют такую же опасность как завал.
Плотина
В основном встречаются плотины двух типов - современные железобетонные действующие и старинные каменно-деревянные мельничные или регулирующие расход для лесосплава. Плотины второго типа находятся в различных стадиях разрушения и представляют собой водосливы различной крутизны и высоты, в разной степени засоренные. Часто эти водосливы проходимы, а иногда полностью завалены либо слишком узки. Железобетонные плотины требуют обноса.
Закол
Изгороди из деревянных кольев, вбитых в дно реки, перегораживающие всю реку. В заколах имеются узкие ворота, куда устанавливаются верши для ловли рыбы. Заколы в большинстве случаев встречаются на небольших реках в виде остатков, но колья могут представлять опасность для оболочки судов. Фото «Заколы»
Трос
Представляют опасность для туристских судов нависающие над водой тросы паромных переправ. Обычно эти тросы высоко подняты над водой у берегов реки, где и следует проходить под ними. Очень важно вовремя заметить этот трос.
5) Молевой сплав:
Запрещён, все же туристу, может быть, придется с ним столкнуться. Во время сплава туристам выходить на реку нельзя. Молевой сплав начинается обычно сразу за половодьем. На малых реках он заканчивается быстро, на средних реках может затянуться до середины, а на больших - до конца лета. Реки, по которым много лет проводился молевой сплав леса, обычно засорены топляком - бревнами, один конец которого лежит на дне реки, а другой конец неглубоко под поверхностью воды.
Запань
На реках, где проводится молевой сплав леса, все лето стоят запани - системы из узких, в несколько бревен плотиков, удерживаемых стальными тросами и перегораживающих отдельные протоки реки с целью направления сплавляемого леса в основное русло. Бывают и накопительные запани, перегораживающие все русло с целью накопления леса для сплачивания или перевалки на берег. Как препятствие запань аналогична завалу - под нее уходит затягивающее течение, а пройти нельзя.
Запань можно пройти под высоким берегом, где трос поднят высоко над водой, а бревна не доходят до берега. Можно также, находясь на запани, развести временно или притопить звенья запани. У накопительных запаней обычно всегда много леса, поэтому их необходимо обносить.
Ряжевые стенки
На малых сплавных реках (особенно характерно это для рек европейского Севера и Карпат) часто встречаются ряжевые стенки - стенки из бревен, расположенные на вогнутых внешних берегах поворотов русла, удерживаемые изнутри бревенчатыми клетками с камнями. Ряжевая стенка как препятствие аналогична прижиму, но из нее часто торчат отщепы от бревен, металлические скобы, скрепляющие бревна. Фото – ряжи_3
К последнему типу искусственных препятствий следует отнести общую захламленность русла самыми различными, в том числе острыми, предметами в пределах населенных пунктов (холодильники, панцирные кровати, печки, шины, автомобили и т.п.). на некоторых реках встречаются препятствия типа водозаборный насос на тросиках.
Бобровые плотины
Отдельные препятствия, требующие исключительно обноса. Могут встречаться не только на спокойных участках, как это принято считать, но и на участках быстротока, где бобрам нужны мосты для перехода с берега на берег, чтобы их не сносило течением
Ориентиры препятствий
Ориентиры препятствий заранее изучаются по лоциям, техническим описаниям. Про чёткое расположение препятствия можно сделать выводы по картам, по спутниковым снимкам.
На ряде маршрутов препятствия локальны, чалка перед ними не составляет проблем, обычно в такой ситуации идентифицировать препятствие легко по километражу, береговым ориентирам, шуму воды, изменению динамики потока, техногенным ориентирам и т.п.
Сложнее идентифицировать препятствия нелокального характера на реках с постоянным быстрым течением, шумом воды, частыми поворотами. На таких реках иногда даже для идентификации препятствия требуется береговая разведка (линия движения, завалы, непроходы, установка промежуточных ориентиров для мест чалки и наибольшей опасности, установка страховки, фото).