Переменные и оператор присваивания.
Переменные используются для сохранения значений величин, изменяющихся в процессе выполнения программы. Каждая переменная имеет имя по которому к ней обращаются. Правила присвоения имен аналогично правилу присвоения имен для полей. Присвоение значения для переменной осуществляется посредством оператора присваивания. В левой части оператора присваивания имя переменной, а в правой - значение или выражение.
Переменные могут создаваться автоматически, по мере появления в процедуре (неявное объявление). По умолчанию неявно объявленные переменные имеют тип Variant. Внутри такой переменной кроме значения хранится индикатор типа значения.
Неявное объявление типа допустимо только в случае отсутствия оператора Option Explicit в области описания модуля. Чтобы при создании нового модуля предотвратить появление этого оператора в области описания, следует отключить опцию явное описание переменных на вкладке Модуль диалогового окна Параметры.
Рекомендуется описывать все переменные явно, это позволит избежать ошибок, связанных с преобразованием типов данных. Явное описание типа производится оператором Dim, после которого указывается имя переменной и ее тип. Если при явном объявлении переменной не указан тип данных, а задано только имя переменной то будет создана переменная типа Variant, которой можно присваивать цепочки символов, числа с плавающей точкой, значения даты и времени. ACCESS 97 однозначно идентифицирует присваиваемые значения, поскольку наряду с ними он хранит в переменной и признак типа.
В ACCESS используются следующие типы данных:
Тип данных | Хранимые значения | Область значений |
Boolean | Логическая величина | True или False |
Byte | Целое положительное число | От 0 до 255 |
Integer | Целое число | От -32768 до 32768 |
Long | Целое число двойной длины | От -2147483648 до 2147483648 |
Single | Число с плавающей точкой | От -3,402823Е38 до -1,401298Е-45 и от 1,401298Е-45 до 3,402823Е38 |
Double | Число с плавающей точкой двойной точности | От -1,79769313486232Е308 до -4,94065645841247Е-32 и от 4,94065645841247Е-324 до 1,79769313486232Е308 |
Currency | Число с фиксированной точкой (используется для проведения денежных расчетов) | От -922337203685477,5808 до 922337203685477,5807 |
Date | Дата | От 1 января 100 года до 31 декабря 9999 года |
String (фиксированной длины) | Строковое значение | Длина от 1 до 65536 |
String (переменной длины) | Строковое значение | Длина от 0 до 2147483648 |
Для объявления нескольких переменных можно пользоваться одним оператором Dim, перечисляя их через запятую.
При объявлении переменной следует помнить об области действия. Переменные объявленные в процедуре, можно использовать только внутри этой процедуры. Если переменная должна быть доступна во всех процедурах одного модуля, ее необходимо объявить в области описания модуля. Здесь также можно применять оператор Dim. Наибольшую область действия имеет переменная, объявленная глобальной (с префиксом Global) в области описания модуля. Синтаксис оператора Global не отличается от синтаксиса оператора Dim.
В отличие от переменной, константа содержит фиксированное значение, которое не может быть изменено в процессе выполнения программы. Согласно правилам хорошего тона, константы, как и переменные, следует объявлять явно, указывая их имена и значения. Для объявления константы используется оператор Const. Объявленную константу можно использовать в программе, обращаясь к ней по имени. Например:
Const Число_Пи = 3.1415926
Условные операторы.
В языке VBA, как и в других языках программирования, основными элементами, управляющими ходом выполнения процедуры, являются условные операторы. Наиболее простой из них - оператор If . . . Then:
If Полина = "Ж" Then
Поздравление = "С 8 марта!"
End if
Если условие, заданное выражением между ключевыми словами If и Then выполняется, соблюдаются инструкции внутри блока, ограниченного ключевыми словами Then и End if. Иначе операторы между ключевыми словами не выполняются, а ACCESS перейдет к обработке оператора, который следует за ключевыми слова End if. В случае необходимости произвести два различных действия (одно при соблюдении условия, а второе - нет), надлежит воспользоаться полной формой оператора If:
If выражение Then
Оператор1
Else
Оператор2
End if
Если условие соблюдается, выполняется Оператор1 (или группа операторов, расположенных между ключевыми словами Then и Else, а если не соблюдается - Оператор2 (или группа операторов, расположенных между ключевыми словами Else и End if.
Однако, не всегда возможны два варианта решения. Учитывая это, VBA предоставляет в распоряжение пользователей оператор Select Case, предназначенный для выбора одного из множеств вариантов решений:
Select Case Город
Case "Киев"
Код_МГТС = "044"
Case "Москва"
Код_МГТС = "095"
Case "Запорожье"
Код_МГТС = "061-2"
Case Else
Print "Я не знаю такого города!"
End Select
При выполнении этого оператора проверяется значение переменной Город. В зависимости от результата проверки переменной Код_МГТС присваивается телефонной код некоторого города. Если значение переменной Город не совпадает ни с одним из значений, перечисленных в строках с ключевым словом Case, производится действие, указанной между ключевыми словами Case Else и End Select.
Операторы цикла.
Цикл используется для многократного повторения одной или нескольких инструкций. Количество повторений цикла связано с некоторым условием. В VBA предусмотрено несколько разновидностей циклов. Простейшим примером циклической конструкции является так называемый цикл по счетчику.
For Счетчик = 1 To 10
Print Счетчик
Next Счетчик
Цикл по счетчику ограничивается ключевыми словами For и Next. После ключевого слова For указывается имя переменной, которая будет выполнять роль счетчика, после знака равенства - начальное значение счетчика, а после ключевого слова To - конечное значение счетчика.
Еще одна разновидность цикла - While-цикл. Условие выполнения команд внутри такого цикла определяется некоторым условным оператором:
Do While Счетчик <> 10
Loop
Разновидностью цикла Do является Until-цикл, который выполняется, пока условное выражение ложно:
Do Until Счетчик=10
Счетчик=Счетчик+1
Loop
Лабораторная работа № 13. Проектирование базы данных. Создание базы данных в Microsoft Access: Использование СУБД Access для решения различных задач. Задача обработки опроса общественного мнения. Задача ведения склада посреднической фирмы. Задача ведения библиотеки. Мастера Access, позволяющие быстрое создание решения стандартных задач.
Структура отчёта по лабораторной работе.
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Цель работы.
4. Задание.
5. Практическая часть.
Лабораторная работа выполняется самостоятельно.
Лабораторная работа № 14. Проектирование базы данных в соответствии с вариантом. Описание предметной области. Выбор структур таблиц и обоснование данного выбора. Наложение условий целостности. Определение ключей. Внешний ключ. Определение полей. Ограничения, налагаемые на поля. Наложение условий целостности. Проектирование базы данных. Нормализация таблиц. Проектирование базы данных. Создание базы данных в Microsoft Access: создание таблиц, установка связей.
Цель работы Описание собственной предметной области. Выбор структур таблиц и обоснование данного выбора. Ограничения, налагаемые на поля. Определение полей. Определение ключей. Внешний ключ. Наложение условий целостности. Присоединение таблиц и импорт таблиц.
Структура отчёта по лабораторной работе.
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Цель работы.
4. Задание.
5. Практическая часть.
Лабораторная работа выполняется самостоятельно.
Лабораторная работа № 15. Проектирование базы данных в соответствии с вариантом. Изучение запросов на выборку. Создание группирующих запросов, группирующих запросов с условием, перекрестных запросов. Создание запросов действия и запросов объединения. Макрокоманды и макросы. Отчеты. Преобразование макросов в модули.
Цель работы Описание собственной предметной области. Выбор структур таблиц и обоснование данного выбора. Ограничения, налагаемые на поля. Создание группирующих запросов, группирующих запросов с условием, перекрестных запросов. Создание запросов действия и запросов объединения. Создание макрокоманд и макросов, отчетов.
Структура отчёта по лабораторной работе.
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Цель работы.
4. Задание.
5. Практическая часть.
Лабораторная работа выполняется самостоятельно.
Варианты предметной области:
Вариант 1
Разработать информационную подсистему АБИТУРИЕНТЫ для автоматизации работы приемной комиссии вуза. Требуется обработка анкетных данных абитуриентов. Анкета включает следующие данные об абитуриенте: регистрационный номер; фамилию, имя и отчество; дату рождения; сведения об оконченном среднем учебном заведении (название, номер, город, дата окончания); наличие диплома с отличием (техникум) или золотой/серебряной медали (школа); адрес (индекс, территория, населенный пункт, улица, номер дома, телефон); выбранную специальность. В вузе определен список специальностей для приема, который может изменяться ежегодно. По каждой специальности вуза определен список предметов, сдаваемых абитуриентами, например: математика (письменно), математика (устно), русский язык и т. д. Обеспечить выполнение следующих функций: ввод и коррекцию анкетных данных абитуриентов; просмотр анкетных данных по специальностям в алфавитном порядке; ввод, коррекцию и просмотр специальностей и сдаваемых предметов; вывод на экран анкетных данных абитуриентов, имеющих красный диплом или медаль.
Разработать: меню приложения и средства диалога, формы ввода и изменения данных, запросы (если они нужны), отчеты для вывода на печать.
Вариант 2
Разработать информационную систему ЗАРПЛАТА для автоматизации начислений заработной платы в бухгалтерии. Зарплата начисляется работникам, имеющим установленные оклады. На каждого работника хранятся следующие данные: табельный номер; Ф.И.О.; должность; оклад; семейное положение и число детей; данные о невыходе на работу по болезни (даты заболевания и выздоровления) и т. д. В период болезни работнику начисляется 50 % зарплаты. Работникам могут начисляться премии и другие надбавки. С общей суммы зарплаты отчисляется подоходный налог. Информационная система должна обеспечивать: ввод, изменение анкетных данных работников, сведения о болезнях, надбавках; ежемесячный перерасчет зарплаты с выдачей ведомости на экран и печать. Разработать: меню приложения и средства диалога, формы ввода и изменения данных, запросы (если они нужны), отчеты для вывода на печать.
Вариант 3
Разработать информационную систему КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЙ для некоторой организации. В качестве исходной информации используются данные: порядковый номер поручения; название поручения; содержание поручения; дата выдачи поручения; срок исполнения; дата фактического исполнения; исполнитель; кто выдал поручение. Поручения могут выдавать руководитель организации и руководители подразделений. Ввод всех данных в ЭВМ выполняет один оператор. Система должна обеспечивать: ввод и коррекцию данных о поручениях; просмотр поручений по некоторой дате; ежедневный вывод (при запуске системы) поручений с текущей датой исполнения. Разработать: меню приложения и средства диалога, формы ввода и изменения данных, запросы (если они нужны), отчеты для вывода на печать.
Вариант 4
Разработать информационную подсистему СНАБЖЕНИЕ МАГАЗИНОВ для оптовой базы. В каждый момент времени должны иметься точные данные о названии товаров, их количестве на складе базы, о названии магазинов‑получателей товара, о названии и количестве каждого вида товара в каждом магазине, о заявках магазинов на этот год. Обратить внимание на то, что количество товара измеряется в разных единицах (штуки, литры, килограммы и др.). Требуются следующие операции: включить новый товар в список товаров на складе, скорректировать или удалить ненужный товар из складского списка, включить новый магазин в список магазинов, скорректировать или удалить ненужный магазин из списка, выполнить поступление некоторого товара на склад, просмотреть информацию о товарах на складе, просмотреть информацию о товарах по магазинам, провести инвентаризацию склада и каждого магазина, выдать магазину товар со склада и отпечатать накладную, ввести заявку магазина на текущий год. Разработать: меню приложения и средства диалога, формы ввода и изменения данных, запросы (если они нужны), отчеты для вывода на печать.
Вариант 5
Разработать информационную подсистему ДЕКАНАТ для автоматизации работы деканата факультета (института) вуза. По каждой специальности имеется учебный план, который содержит список всех предметов, изучаемых студентами этой специальности, с указанием общего количества лекционных, практических, лабораторных часов, распределения предметов и курсовых работ по семестрам с указанием количества часов и видов отчетности (зачет, экзамен, КП, КР) за каждый семестр. На каждого студента заводится учебная карточка, в которую заносятся его анкетные данные, группа, специальность, а также список предметов, подлежащих сдаче согласно учебному плану специальности. По мере сдачи предметов и перехода с курса на курс учебная карточка заполняется соответствующими оценками. По окончании вуза копия учебной карточки выдается как приложение к диплому. Система должна обеспечивать ввод и обработку учебных планов специальностей, ведение учебных карточек студентов, выдачу списков студентов по различным выборкам. Разработать: меню приложения и средства диалога, формы ввода и изменения данных, запросы (если они нужны), отчеты для вывода на печать.
Вариант 6
Разработать информационную систему КАДРЫ для автоматизации работы отдела кадров предприятия. Система должна функционировать в двух режимах: первичной загрузки данных и текущей обработки данных. В режиме первичной загрузки данных система должна обеспечивать ввод данных из личных карточек работающих с контролем вводимой информации. В режиме текущей обработки данных система должна реализовывать действия: обработку данных по движению кадров (прием, увольнение, перемещение); получение статистической отчетной и справочной информации по уволенным и работающим (в т. ч. по различным категориям); ведение табельного учета по отсутствующим на рабочих местах. Разработать: меню приложения и средства диалога, формы ввода и изменения данных, запросы (если они нужны), отчеты для вывода на печать.
Вариант 7
Разработать информационную систему ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО. Его функциями являются: сбор сведений о предприятиях, фирмах и т. д., о производимых ими товарах и услугах; систематизация этих данных по различным параметрам; издание ежеквартальных бюллетеней о сведениях, зарегистрированных за прошедший квартал; выдача интересующей информации по заказу отдельных лиц и организаций. Информация собирается из периодической печати, а также может предоставляться самой регистрируемой организацией. Хранимые в системе данные должны включать следующие сведения: точное название организации, страну, город и точный адрес, телефон(ы), телекс, факс; основные виды деятельности или отрасли производства; вид или наименование производимых товаров или услуг; оперативную информацию: что приобретается, продается и пр. Разработать: меню приложения и средства диалога, формы ввода и изменения данных, запросы (если они нужны), отчеты для вывода на печать.
Вариант 8
Библиотеке требуется вести списки читателей и списки книг и других изданий, при этом в фонде может быть несколько разных экземпляров каждого издания. Требуется вести учет книг (изданий) и их местонахождения, учет читателей, библиографических данных об изданиях (в каталогах нескольких видов), осуществлять печать каталожных карточек (библиографических описаний). В реальной ситуации также ведется учет читателей-должников и видов), осуществляется печать напоминаний им, учет сведений о потерях, заменах или оплатах книг и т. д. Разработать информационную систему БИБЛИОТЕКА.
Вариант 9
Руководитель компьютерной фирмы, выполняющей сборку персональных компьютеров из готовых комплектующих, заказал разработку базы данных, основанной на двух представлениях данных о комплектующих. Одно представление (для клиентов) содержит данные, которые могут отображаться при согласовании с ними комплектности изделия – в ней указаны розничные цены на комплектующие. Цена комлектующих с течением времени может меняться. Второе представление предназначено для внутреннего пользования и анализа результатов деятельности фирмы – в нем содержатся оптовые цены на комплектующие и краткая информация о поставщиках (клиенты предприятия не имеют доступа к данным этого таблицы). Надо обеспечить ведение заказов от клиентов со сроком изготовления и пометкой «оплачено / не оплачено», расчетом суммарной стоимости различных комплектаций персонального компьютера (с указанием розничной стоимости его отдельных комплектующих и т. д.) и всего заказа клиента в целом. Обеспечить оперативный просмотр списка заказов по различным условиям (тип процессора, клиент, стоимость) на любую дату срока изготовления. Разработать информационную систему КОМПЬЮТЕРНАЯ ФИРМА.
Вариант 10
Сведения об академической успеваемости студентов содержатся в их зачетных книжках и в экзаменационных (зачетных) ведомостях: Ф.И.О. студента, номер зачетной книжки, год поступления, институт (факультет), специальности, учебная группа, семестр, название предмета (учебной дисциплины), вид отчетности (зачет, экзамен, КП, КР), сама оценка («зачтено», «не зачтено», «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), дата, фамилия преподавателя, количество часов и т. д. Требуется вести учет этих сведений с обеспечением печати заполненных экзаменационных (зачетных) ведомостей для любой группы по любому предмету, семестру и т. д., формирование и обеспечение печати итоговых ведомостей по результатам семестра с подсчетом средних баллов, качества знаний (процент успевающих на 4 и 5), процента успеваемости и неуспеваемости для групп, специальностей, курсов, институтов (факультетов) в среднем и по отдельным учебным дисциплинам в частности. Разработать информационную подсистему УЧЕТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ.
Вариант 11
Расписание аудиторных занятий в вузе, составляемое на семестр, включает сведения о названиях предметов (учебных дисциплин), видах аудиторных занятий (лекция, лабораторная работа, практическое занятие), фамилиях преподавателя (преподавателей), обозначениях аудиторий, днях недели и номерах «пар» (сдвоенных академических часов занятий), показателе четности недели проведения занятия («числитель/знаменатель»), степени «полноты» группы на занятии (группа или полгруппы), обозначениях учебных групп, номерах курса, обозначениях институтов (факультетов). В реальной ситуации требуется также отслеживать отсутствие «накладок» в расписании («непересечение» занятий для преподавателей, групп, аудиторий по парам и дням недели, включая «числитель/знаменатель», отсутствие «окон» в расписании как для студентов, так и для преподавателей, и т. д.), что усложняет задачу. Требуется обеспечивать вывод на печать фрагментов расписания занятий (для групп, курсов, институтов (факультетов) и т. д.). Разработать информационную подсистему РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ.
Вариант 12
Жилищная организация сдает помещения в аренду различным нанимателям (предприятиям и организациям различных форм собственности, физическим лицам), начисляет им помесячно арендную плату и платежи за коммунальные услуги и выставляет счета на оплату (с указанием юридических и платежных реквизитов арендаторов), ведет учет их оплаты на лицевых счетах арендаторов с подведением помесячного баланса (состояние лицевого счета на начало месяца, приход, расход и сальдо на конец месяца). Разработать информационную систему АРЕНДА ПОМЕЩЕНИЙ.
Вариант 13
Магазин музыкальных, компьютерных и видеозаписей ведет для покупателей каталог имеющихся в продаже записей с указанием их розничных цен, жанра, разновидностей жанра, вида носителя записи, имени (названия) исполнителя или автора, названия произведения или записи, года выпуска, производителя и т. д. Кроме того, магазин ведет внутренний учет текущих оптовых цен на записи, количества экземпляров, проданных за отдельные периоды в прошлом, числа еще не распроданных (имеющихся в наличии) экземпляров записей. В реальной ситуации также требуется вести учет заказов на отсутствующие записи, подсчет прибылей/убытков за прошедшие периоды и т. д. Разработать информационную систему МУЗЫКАЛЬНЫЙ (ВИДЕО-) МАГАЗИН.
Вариант 14
В базе данных муниципалитета хранятся имена, адреса, домашние и служебные телефоны всех членов городского совета. В совете много комиссий. Каждая комиссия имеет свой профиль – по вопросам образования, жилищная, торговая, энергетическая и т. д. В муниципальной базе данных записаны данные по каждой из комиссий, ее нынешний состав и председатель, прежние председатели и члены этой комиссии за последние 10 лет, даты включения и выхода из состава комиссии, избрания ее председателей. Многие члены городского совета заседают в нескольких комиссиях. В базу данных заносятся дата, время и место проведения каждого заседания комиссий. Требуется получать информацию из базы данных по различным запросам, в том числе и с выводом на печать. Разработать информационную систему ГОРОДСКОЙ СОВЕТ.
Вариант 15
Рыболовной фирме принадлежит небольшая флотилия рыболовных судов. Каждое судно имеет «паспорт», куда занесены его название, тип, водоизмещение и дата постройки. Фирма регистрирует каждый выход на лов, записывая название судна, имена и адреса членов команды с указанием их должностей (капитан, боцман и т. д.), даты выхода и возвращения, а также вес пойманной рыбы отдельно по разным видам рыб. За время одного рейса судно может посетить несколько мест лова. Фиксируется дата прихода на каждое место лова и дата отплытия, качество выловленной рыбы (отличное, хорошее, плохое). Требуется вести учет и получать информацию из базы данных по различным запросам, в том числе и с выводом на печать. Разработать информационную систему РЫБОЛОВНАЯ ФИРМА.
Вариант 16
В альпинистском клубе ведется учет восхождений. Записываются даты начала и конца завершения каждого восхождения, имена и адреса участвовавших в нем альпинистов, название и высота горы, страна и регион, где она расположена. Требуется вести учет восхождений и получать сведения из базы данных по различным запросам, в том числе и с выводом на печать. Разработать информационную систему АЛЬПИНИСТСКИЙ КЛУБ.
Вариант 17
Аукционная фирма занимается продажей с аукционов антикварных вещей и произведений искусства. Владельцы вещей, выставляемых на аукционах, юридически являются продавцами, а лица, приобретающие эти вещи, – покупателями. Получив от продавцов партию предметов, фирма решает, на котором из проводимых аукционов выставить конкретный предмет. Перед проведением очередного аукциона каждой из выставляемых на нем вещей присваивается отдельный номер лота. Две вещи, продаваемые на различных аукционах, могут иметь одинаковые номера лотов. В книгах фирмы делается запись о каждом аукционе: дата, время и место его проведения, о его специфике (например: картины до 1900 г., написанные маслом). Заносятся также сведения о каждом продаваемом предмете: аукцион, на который он заявлен, номер лота, продавец, начальная (стартовая) цена, краткое словесное описание. Продавцу разрешается выставлять любое количество вещей, а покупатель имеет право приобретать сколько ему угодно. Одно и то же лицо или фирма может выступать и как продавец, и как покупатель. После аукциона служащие аукционной фирмы записывают фактическую цену, уплаченную за проданный предмет, и фиксируют данные покупателя. Разработать информационную систему АУКЦИОНЫ.
Вариант 18
Детской поликлинике требуется вести списки детей и списки сделанных прививок. При этом надо иметь возможность просматривать как перечень прививок по каждому ребенку, так и списки детей по каждой прививке. Разработать информационную систему ДЕТСКИЕ ПРИВИВКИ.
Вариант 19
Городская налоговая инспекция создает базу данных юридических лиц с указанием всех их реквизитов и видов деятельности, причем юридическое лицо может иметь несколько видов деятельности. Надо иметь возможность просматривать как список юридических лиц по каждому виду деятельности, так и перечень видов деятельности по каждому юридическому лицу, а также обеспечить формирование запросов‑выборок по различным условиям. Разработать информационную систему НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ.
Вариант 20
Кафедре вуза требуется вести списки преподавателей и закрепленных за ними предметов и видов учебной нагрузки по этим предметам. Каждый преподаватель может выполнять разные виды учебной нагрузки по нескольким предметам, а по одному предмету разные виды учебной нагрузки могут проводиться несколькими преподавателями. Надо иметь возможность просматривать как список преподавателей по каждому предмету, так и перечень предметов (с видами учебных занятий) по каждому преподавателю. Требуется также хранить и распечатывать анкетные данные о преподавателях. Разработать информационную подсистему КАФЕДРА.
Вариант 21
Деканату вуза требуется компьютеризировать систему печати ведомостей для экзаменов и зачетов. Следует вести перечни групп, списки студентов по группам, перечни предметов по группам. Требуется также хранить и распечатывать анкетные данные о студентах. Разработать информационную подсистему ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВЕДОМОСТИ.
Вариант 22
Оптовый склад принимает партии товаров от поставщиков и отпускает его клиентам мелкими партиями. Требуется вести (количественный и/или стоимостный) учет поступающих и отпускаемых товаров, учет поставщиков и клиентов, печатать приходные и расходные накладные. В реальной ситуации также требуется вести бухгалтерские взаиморасчеты склада с поставщиками и клиентами. Разработать информационную систему СКЛАД.
Вариант 23
Рекламное агентство собирает заявки от рекламодателей и публикует их в рекламных изданиях (газетах, журналах и т. д.). При этом требуется хранить сведения о рекламных изданиях с их расценками на рекламу, о рекламодателях и их заявках. Заявка рекламодателя может быть на размещение в нескольких рекламных изданиях и на различные даты выхода. Обеспечить оперативный просмотр списка заявок (рекламные издания, рекламодатель, стоимость) на любую вводимую дату. Разработать информационную систему РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО.
Вариант 24
Агентство по трудоустройству ведет списки лиц, ищущих работу, и списки вакансий. Вакансии поступают от организаций с указанием должности и оклада. В заявках претендентов, кроме анкетных данных, указываются желаемая должность и оклад. Каждая вакансия заполняется несколькими претендентами согласно их анкетным данным, это распечатывается в бумажном виде, а также передается работодателю. Работодатель независимо от агентства отбирает одного из претендентов (или исключает всех), который и должен занять вакансию в базе данных агентства. После этого вакансия и претендент «аннулируются», т. е. они не должны в дальнейшем появляться в списках неудовлетворенных вакансий и претендентов. Разработать информационную систему АГЕНТСТВО ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ.
Вариант 25
Фирма по продаже автомобилей производит их доукомплектование по желанию покупателя. При этом требуется вести учет заказов с перечнем дополнительно устанавливаемых деталей, расчет общей суммы, печать заказа и суммы продаж за определенный период времени. Разработать информационную подсистему ДОУКОМПЛЕКТОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ.
Вариант 26
Фирма «Окна и Двери» принимает заказы на изготовление пластиковых окон. Каждый заказ содержит, кроме данных о клиенте, данные о размерах окна – высоте и ширине. Окно изготавливают из пластика, погонный метр которого стоит 100 р., и стекла, квадратный метр которого стоит 50 р. Цена с течением времени может меняться. Кроме пластика и стекла, окно может комплектоваться петлями, ручками, подоконниками и т. д. Необходимо обеспечить ведение заказов от клиентов со сроком изготовления и пометкой «оплачено / не оплачено», расчет стоимости окна (себестоимость материалов плюс себестоимость изготовления) и всего заказа в целом. Обеспечить оперативный просмотр списка заказов (размеры окна, клиент, стоимость) на любой вводимый срок изготовления. В реальной ситуации также требуется вести учет расхода и прихода материалов, что усложняет задачу. Разработать информационную систему ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА.
Вариант 27
Ресторан (столовая) разрабатывает комплексную информационную систему для автоматизации движения и учета блюд, ингредиентов, напитков, денег, заказов и т. д., одним из фрагментов которой является подсистема составления блюд (по рецептам) из списка ингредиентов (например, для приготовления омлета требуется 1 яйцо, 20 г сливочного масла, 50 г лука и 10 г соли, и т. д.). Подсистема должна позволять «набирать» новые блюда из списка ингредиентов с вычислением себестоимости, набирать заказы из блюд, печатать меню, заказы и блюда и т. д. Обратить внимание, что количество ингредиента измеряется в разных единицах (штуки, граммы и др.). Обеспечить формирование меню для печати. Разработать информационную подсистему МЕНЮ РЕСТОРАНА.
Вариант 28
В реестре акционерного общества хранятся сведения об акционерах, об акциях (которые могут быть разных видов и выпусков) и сертификатах, о принадлежности этих ценных бумаг акционерам. Система должна обеспечивать поиск акционеров или акций по различным условиям поиска, выдачу списков по разным выборкам. В реальной системе также ведется учет операций купли‑продажи ценных бумаг, начислений и выплат дивидендов и т. д., что усложняет задачу. Разработать информационную систему РЕЕСТР АКЦИЙ.
Вариант 29
База данных содержит сведения об установленных спортивных рекордах: виде спорта, дате установления, виде состязаний (чемпионатов) и месте проведения, спортивном результате (числовое значение и ед. измерения), а также сведения о рекордсмене: его годе рождения, спортивном звании, стране (команде) и т. д. Система должна обеспечивать поиск и выдачу сведений по разным вопросам. Разработать информационную систему СПОРТИВНЫЕ РЕКОРДЫ.
Вариант 30
В информационной системе хранятся данные о жокейских скачках: дате, времени и месте проведения каждого состязания, его названии, величине приза, кличке, масти, возрасте и других данных лошади, пришедшей первой, имени ее жокея и данных владельца лошади, а также данные о лошадях и жокеях (владельцах), занявших 2‑е и все последующие места. При этом в разных состязаниях могут участвовать одни и те же лошади и жокеи, причем жокеи могут менять лошадей, а лошади – жокеев и (или) владельцев. Система должна обеспечивать выдачу списков и формирование выборок по различным запросам. Разработать информационную систему ЖОКЕЙСКИЕ СКАЧКИ.
Вариант 31
Подразделению научной организации требуется хранить библиографические описания научных трудов своих сотрудников. Библиографическое описание может быть составлено как на составную часть документа (статья, тезисы доклада, глава из книги и т. д.), так и на опубликованный документ в целом (книгу, сборник статей, периодическое издание, отчет о НИР, перевод, препринт и т. д.). Следует учесть возможно более полно требования ГОСТ 7.1‑2003 по общей структуре и порядку следования областей и элементов библиографического описания, наличие обязательных и необязательных элементов описания и т. д. Например, библиографическая запись может начинаться с первого автора (если не более трех авторов), наименования коллективного автора (т. е. организации), названия (если авторов нет вообще или их более трех, или если это сборник произведений разных авторов с общим названием) и т. д. Предусмотреть дополнительные поля для классификации публикаций по разным признакам (вид издания, центральная, местная или международная печать и т. д.). Система должна обеспечивать выдачу списков библиографических описаний по разным выборкам, в т. ч. по годам, вывод на печать библиографических карточек. Разработать информационную подсистему БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ.
Вариант 32
В базу данных медицинской поликлиники занесены имя, пол, дата рождения, паспортные данные и номер страхового медицинского полиса, домашний адрес каждого пациента, а также сведения о врачах. Всякий раз, когда врач осматривает больного, явившегося к нему на прием, или сам приходит по вызову на дом, записываются имя и данные пациента, имя врача, дата и место проведения осмотра, симптомы заболевания, диагноз и предписания больному. Если врач прописывает больному какое‑либо лекарство – записывается его название, способ приема и дозировка, словесные описания предполагаемого действия лекарства и возможных побочных эффектов. Система должна обеспечивать поиск и выдачу сведений по разным вопросам. Разработать информационную систему ПОЛИКЛИНИКА.
Список литературы
Основная литература:
1. Галицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И., Максимов И.И.: Базы данных. Учебн. пособие для среднепрофессионального образования – М.: Форум: ИНФРА – М, 2004. -351с.
2. Могилев А.В. Практикум по информатике: учеб.пособие для вузов.-М.:Академия,2008.- 608 с.
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ:10,11 кл.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2007.- 512 с.
4. Угринович Н.Д. исследование информационных моделей (Элективный курс).-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2004.- CD-ROM.
5. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний ,2005.- 394 с.
6. Емельянова Н. З. Основы построения автоматизированных информационных систем.- М.:ИНФРА; ФОРУМ-М, 2005.- 415 с.
Дополнительная литература:
1. Кузин А.В. Деленин В.М. Разработка баз данных в системе Microshoft Access Учебник для среднепрофессионального образования М.: Форум: ИНФРА –М, 2005,-223с.
2. Михеева Е.В., Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Журнал «Мир ПК», Москва , 2007-2011 г.