Содействия спортивному туризму школьников
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
СОДЕЙСТВИЯ СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ ШКОЛЬНИКОВ
Санкт-Петербурга
Первенство юношей и юниоров Северо-Западного Федерального округа по поисково-спасательным работам и приключенческим гонкам (комбинированная дистанция).
«ЗАПОЛЯРНЫЙ МАРТ»
В помощь руководителям команд
и
Участникам соревнований.
Автор: Э.Е. Циперсон
Санкт – Петербург
Год.
Предисловие
Данный материал является кратким извлечением из брошюры «В помощь руководителям команд и участникам соревнований «Заполярный март», изданной в 2005г фирмой «Снаряжение». Пособие было предназначено педагогам, готовящим команды к предстоящим соревнованиям «Заполярный Март», ставило целью ознакомить их с техническими приемами, известными мастерам лыжного и горного туризма, но не описанными ни в одном издании туристской методической литературы, по меньшей мере, – за последние 10 – 20 лет.
Пособие было создано при активном участии ветеранов – мастеров лыжного туризма Д.Л.Валуя, В.Н.Иванова, А.Н.Лабутина, А.Г.Светашова, М.Н.Стуликова, - Учредителей и активных организаторов соревнований «Заполярный март». Весь тираж давно распродан, а ежегодно проводимые соревнования создают у руководителей команд спрос на пособия по методике их проведения.
С согласия соучредителя «Заполярного марта», фирмы «Сrazy-dog» (Ген. директор А.Г.Светашов), данное пособие публикуется на ее сайте.
Надеемся, что описываемые здесь технические приемы лыжного туризма и организации спасательных работ представляют интерес для широкого круга туристов – любителей лыжных походов в Заполярье.
Эдуард Циперсон.
Главный Судья соревнований «Заполярный Март» 1994 – 2011 г.г.
Подготовка волокуш.
Лидирующие на дистанции команды, приходят на этот заключительный этап практически одновременно, поэтому здесь, как правило, и решается судьба призовых мест. Все определяет скорость подготовки волокуш, достоинство, ценное не только для соревнований. Травма может произойти на перевале, под перевалом. Обстановка холода, сильного ветра, наступающей темноты, не располагает к долгим размышлениям о способах транспортировки, кропотливому сверлению дырочек и завязыванию веревочек. Замерзающие при работе руки греть негде. Все должно быть сделано в считанные минуты, с использованием специального спасательного комплекта, по готовому, отработанному на многократных тренировках методу.
«Условия» соревнований вводят жесткие ограничения по применяемому снаряжению, ставящие этап в реальные условия похода, где группа должна продолжать движения на лыжах.
1.Волокуши должны «стоять на лыжах». Применение специальных «коконов» из текстильных материалов для «волочения» по снегу, плоских конструкций из сцепленных походных снеговых лопат, санок –«ледянок» и других приспособлений для транспортировки груза по снегу – не разрешено.
2. Количество применяемых лыж – не более 4-х (условно- 2 лыжи «пострадавшего» и 2 запасные лыжи группы).
3. Количества применяемых снеговых лопат – не более 4-х, их размер – не более 450 х 600мм (максимальный размер для реального похода).
4. Детали спаскомплекта (балки) – не длиннее 600 мм.
5. Не допускаются крупные, цельносваренные или заранее собранные конструкции, соединение в готовый узел запасных лыж. На отдельные запасные лыжи допускается крепить детали спаскомплекта (носки, скобы и.т.п.), не мешающие их использование по прямому назначению.
«Условия» предполагают тяжелую травму, волокуши должны
обеспечивать иммобилизацию, щадящие условия транспортировки, высокую прочность конструкции. «Пострадавший» должен лежать на амортизирующем настиле («гамак» или настил из лопат). Зазор между настилом и поверхностью снега должен быть не менее 10 см. Приведенная конструкция была впервые применена на соревнованиях в начале 90- х, и с тех пор претерпела ряд доработок и усовершенствований
Основной узел - лыжный носок, обязательный предмет ремнабора. Он должен быть очень прочным, выдавленным. Зарываясь в снег, слабый носок согнется, а если команда использует на спасработах лыжу с отломанным носком, то насажанный слабый металлический «носик» просто сложится пополам. Будет правильным, если внутрь отштампованного из алюминиевого листа носка вы приклепаете стальной вкладыш, он то и обеспечит нужную жесткость. Носок делается из расчета самой широкой лыжи группы.
Прижимные винты должны иметь большие головки («барашки»), позволяющие зажимать носок на лыже руками, без помощи инструментов (Рис.15).
Второй, важной деталью являются стойки– легкие пружинящие детали, плотно по ширине вставляемые внутрь носка и прижимаемые винтом воедино с лыжей. Стойки , высотой 120 мм, должны быть прочными, выполнены из толстой (не менее 1мм) жесткой пружинящей стали. Мягкие (алюминиевые) стойки будут смяты усилием транспортировки. Много времени занимает установка средних стоек, которые обычно привинчивают к лыже шурупами на грузовую площадку в упор к креплениям. Ряд команды заранее привинчивают эти стойки на запасные лыжи. Способ рискованный: если у участника на дистанции будет сломана лыжа, заменить ее такой «манюней» будет сложно. Эффективным будет применение специальных средних скоб. Это тот же «носок», но без передней, собственно «носковой» части. Она делается по ширине и толщине грузовой площадки лыжи, так же надевается (через «пятку»), и также прижимается винтами, вместе со средней стойкой (Рис. 16).
Балки – жестко соединяют две параллельные стойки на обеих лыжах. Балки определяют ширину, а значит и комфортность волокуш, оптимально -500-600мм.
Балки выполняют из алюминиевого П-образного профиля или литого уголка из алюминиевых сплавов, не менее 40х40 мм. В балках и стойках по единому шаблону сверлятся отверстия для болтового соединения. На концах балок вырезаются прорези для фиксации лаг.
Укосины –не позволяют волокушам изменять форму (складываться в параллелограмм) в результате неодинаковой нагрузки на полозья –лыжи при их тяге. Выполняются из двух лыжных палок, прикрученных крест - накрест между передней и средней стойками.
Настил. Приведенный в пособии метод плетения гамака репшнуром, является классикой альпинистской литературы. Гамак (Рис. 17) очень комфортен, но его изготовление требует не менее 10 минут времени, и предварительной установки укосин, (Рис. 18), т.к. он не обеспечивает жесткости конструкции.
Есть более «быстрые» модели конструкции:
А. Команда стелет на лаги 3 лопаты и прикручивает их шнуром (проволокой), используя небольшие отверстия, заранее сделанные по краям лопаты. Такая конструкция выполняет задачи и настила и укосин.
Б. Вернемся к снаряжению, применяемому на этапе «Поиск в лавине». В нашем распоряжении или 6 лыжных палок (теперь – без колец), или – 6 тонких длинных (!) щупов. Они и обеспечат «жесткость» конструкции. Средняя балка делается не из П – образного профиля, а из мощного литого дюралевого уголка, не менее 30 х30 мм. Уголок крепить к стойке гораздо удобнее, чем П – образный профиль. В передней и задней балках – поперечинах просверлите по 3 отверстия под диаметр Вашего щупа (палки), из рисунка 19 ясно, что совпадать они не должны. В средней балке-уголке должен идти сплошной ряд таких же отверстий, примерно через 25 мм. Теперь остается лишь вдвинуть щупы (палки) навстречу: три–сквозь переднюю и среднюю балки, три–сквозь заднюю и среднюю. Даже искривленная палка найдет себе «парное» отверстие в среднем угольнике .
До противоположной балки щуп, скорее всего не дойдет, т.к. он короче. Уложите, закрепите лаги. Положите лопаты на свободные концы щупов. Репшнуром стяните волокушу крест- на крест через все стыки «стойка – балка», и у Вас получится жесткий настил, связывающий всю конструкцию, фактически не требующий дополнительных укосин. Получилось пожестче, чем гамак , но у нас есть толстые «коврики» и спальный мешок. Конструкцию можно собрать быстро, и даже в рукавицах, что немаловажно при экстремальных условиях.
В. При наличии жесткого «уголка», мы можем все сделать из него 3 балки (Рис.20). Если у нас 6 длинных (более полутора метров) щупов, мы можем обойтись и без крайних лаг. Важно туго, по диагоналям, стянуть шнуром волокушу, предварительно застелив ее лопатами и ковриками.
Последние годы наши умельцы изготавливают все более хитроумные конструкции балок, позволяющие собрать волокуши из лыж за считанные минуты.
Укладка «пострадавшего».Требования изложеныв «Условиях». Напомним: голова и ноги «пострадавшего» не должны выходить за габарит волокуш. Это опасно, и судьи это не пропустят. Если волокуши коротки, согните в коленях ноги «пострадавшего», и закрепите их в этом положении. Обязательно наличие у «пострадавшего» каски, страховочного пояса, больших защитных слаломных очков. Обязательно, поверх каски, на голову должен быть одет и закреплен мягкий капюшон пуховки, или спального мешка, в котором он должен находиться. Тело закрепляется на волокуше по груди и бедрам.
Заключение.
Конечно, «Заполярный март» - особые соревнования, и готовиться к ним нужно по-особому. Сложность ее трассы – перепад высот, движение по глубокому снегу, особенности климата зимних Хибин, особенности физического состояния участников, уже много дней находящихся в условиях зимнего спортивного похода – все это не имеет аналога в перечне соревнований «на дистанции». Нужна хорошая общефизическая, лыжная и техническая подготовка. Нужно пробегать кроссы с тороплением лыжни, с набором высоты, с небольшим (8 – 10 кг) грузом. Нужно осваивать технику спуска и по мягкому снежному покрову, и по жесткой фирновой доске. Нужно постоянно тренироваться в скоростном выполнении технических приемов на этапах. Нужно закупать, доставать, заказывать, делать самим все виды перечисленного здесь снаряжения, утешаясь мыслью, что в этом перечне нет ничего, что не могло бы пригодиться в заполярном походе. А если что не пригодиться, то только потому, что на этот раз повезло.
Особо – о подготовке к старту. Слетевшие при падении, и потерянные в снегу пружины, лопнувшие темляки палок, оторванные от грузовых площадок щечки креплений – это список традиционных несчастий на дистанции. Важно иметь тщательно отработанный список снаряжения, которое утром берется на старт, на каждый этап. Или – вечное «забыли» (лопату, каску, носок, спальник и т.д.). Не забудьте про «группу поддержки»: после старта нужно доставить наверх, к финишу, пуховки для команды, термоса с чаем, еду.
За18 прошедших лет на наших соревнованиях выступили около полутора тысяч участников. Столько же судей и зрителей наблюдали это зрелище в холод и на шквальном ветру, в пургу и под дождем. Мы испытываем глубокое уважение ко всем, приходящим в эти мартовские дни в долину Куэльпорр: к юным туристам, к их педагогам, болельщикам, к нашим верным помощникам – судьям, энтузиастам наших соревнований, и желаем всем удачного старта в марте.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
СОДЕЙСТВИЯ СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ ШКОЛЬНИКОВ
Санкт-Петербурга
Первенство юношей и юниоров Северо-Западного Федерального округа по поисково-спасательным работам и приключенческим гонкам (комбинированная дистанция).
«ЗАПОЛЯРНЫЙ МАРТ»