Классификация направлений деятельности коммерческих банков. Основные особенности рисков банковского сектора и их распределение по степени влияния
Банковский сектор играет важнейшую роль в экономике, представляя собой центр накопления и распределения денежных средств. Данная специфика приводит к появлению ряда особенностей при анализе кредитных институтов по сравнению с корпоративными, главной из которых является форма получения доходов банками. Понятие выручки для последних фактически отсутствует, в отличие от производственных предприятий; классической формой дохода для банков является маржа в виде разницы между ставками привлечения и размещения средств (чистые процентные доходы).
Помимо процентных банки получают также и непроцентные доходы, предоставляя широкий спектр услуг, таких как проведение расчётов (в том числе международных), выпуск и обслуживание пластиковых карт, услуги депозитария и хранилища, сбор и доставка наличных денежных средств и зачисление их на счёт (инкассация), организация сделок продажи, слияния или приобретения компаний (M&A), корпоративный консалтинг и многие другие.
Отдельным видом непроцентных доходов можно считать средства, получаемые банками от работы на рынке ценных бумаг, по операциям
с валютой и драгоценными металлами.
Основным ресурсом для банков являются остатки на счетах их клиентов – юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны держать средства в кредитных учреждениях. Кроме того, пассивы формируются за счёт депозитов физических лиц, собственных средств банков и привлечённых межбанковских кредитов. Отдельными категориями пассивов являются синдицированные кредиты (кредиты, предоставленные несколькими банками, связанными договорными отношениями), субординированные кредиты (долгосрочные кредиты на увеличение собственного капитала) и размещённые облигации. Средства также могут быть предоставлены акционерами или холдинговыми компаниями, если банк является частью какого-либо холдинга.
Цели использования средств банками в значительной степени определяются их специализацией, однако вне зависимости от приоритетов многие кредитные организации инвестируют в своё развитие (расширение филиальной сети, наём менеджеров высокого класса и квалифицированного персонала).
По специализации выделяют следующие виды банков:
— розничные банки, которые характеризуются большой долей портфеля кредитов населению (ипотечных, потребительских, автомобильных кредитов и кредитных карт) и наличием выраженной просроченной задолженности по кредитам;
— универсальные банки, работающие по традиционной схеме «привлечение—размещение», в равной степени развивающие все направления деятельности; характеризуются большой долей корпоративных кредитов в активах, разветвлённой филиальной сетью и, как правило, небольшим объёмом просроченной задолженности. Некоторые такие банки в прошлом являлись кэптивными («карманными») банками, обслуживавшими финансовые нужды крупных промышленных группы. Затем они были проданы или реорганизованы путём выделения для того, чтобы вести независимый бизнес;
— специализированные банки, выполняющие ограниченный круг задач, аффилированные с администрациями субъектов федерации или
на более глобальном уровне.
Деятельность коммерческих банков принято подразделять на две категории: кредитную и некредитную, однако аналитики не сходны во мнениях по поводу содержания данных понятий.
Наиболее спорное определение некредитных банковских операций даёт Словарь по экономике и финансам, подразумевая под ними «операции, выполняемые по поручению клиентов за комиссионное вознаграждение»; при этом указывается, что «некредитные операции не фигурируют в банковском балансе», и, таким образом, приравниваются к части внебалансовых. В число данных операций «входят инкассовые и переводные операции; купля–продажа по поручению клиентов ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов; посредничество в размещении акций и облигаций; бухгалтерское обслужи-вание, предоставление консультаций и услуги по кредитным картам» [55].
Более широкое и точное определение предлагает Е. Воробьёв, понимая
под некредитной деятельностью банков расчётные операции (в том числе эквайринг[2], организация сети банкоматов), операции на рынке ценных бумаг и валютном рынке (в том числе проводимые от своего имени и за свой счёт), услуги инвестиционного характера, выпуск и обслуживание дебетовых платёжных карт, а также услуги депозитария [20].
Интересное определение даёт Т. А. Мустафин в своей диссертации «Влияние глобализации мировой экономики на международную деятельность банков», выделяя следующие виды некредитных банковских операций: деятельность банка на валютных, фондовых и деривативных[3] рынках, финансовый консалтинг, информационные, брокерские и другие услуги. Т. А. Мустафин отмечает, что «последние десятилетия на передний план
в международном банковском бизнесе выходят [именно] некредитные услуги, дающие современным банкам существенную часть их доходов» [19].
С. В. Котёлкин и А. В. Круглов в работе «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» классифицируют в качестве некредитных практически все виды банковской деятельности, не связанные
с предоставлением и получением кредитов, формированием ссудной и приравненной к ней задолженности. Особое внимание авторы уделяют описанию консалтинговых услуг, включающих в себя финансовое планирование для корпораций, консалтинг по налогообложению, юридическим вопросам, инвестициям и международной торговле, слияниям и поглощениям, а также услуги по управлению рисками [48].
Любому из направлений деятельности коммерческого банка присущи определённые уровни рисков, меняющиеся в зависимости от условий общей и операционной внешней среды, а также ряда внутренних факторов. Центральный банк Российской Федерации рассматривает следующие виды рисков банковского сектора:
1) кредитный риск — вероятность возникновения у кредитной организации финансовых потерь вследствие неисполнения, несвоевременного или неполного исполнения заёмщиком своих обязательств;
2) рыночный риск — вероятность возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения стоимости финансовых инструментов, курсов иностранных валют или учётных цен
на драгоценные металлы, в том числе:
× процентный риск — по инструментам, чувствительным к колебаниям процентных ставок;
× фондовый риск — по инструментам, чувствительным к колебаниям текущей стоимости долевых ценных бумаг;
× валютный риск — по открытым позициям в иностранных валютах и драгоценных металлах;
3) риск ликвидности — вероятность возникновения убытков вследствие неспособности банка исполнять свои обязательства в полном объёме;
4) операционный риск [1].
В международной практике определяются и другие разновидности банковских рисков, например, риск потери деловой репутации — вероятность возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов или контрагентов, вызванного формированием в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или общем характере деятельности. По мнению И. В. Пещанской, «угроза потери репутации особенно разрушительна для банков, поскольку природа их бизнеса требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и рынка в целом» [23, с. 35]. Следовательно, снижение репутационного риска становится всё более актуальной задачей для руководства банков.
Не менее важным является регулирование операционного риска, наличие которого обусловлено вероятностью нарушений в управлении банком, а также возможными сбоями в автоматизированных системах, в первую очередь в системах осуществления платежей и электронной обработки данных. Согласно документам Базельского комитета по банковскому надзору, операционный риск определяется как «риск возникновения убытков в результате недостатков в организации деятельности, используемых технологиях, функционировании информационных систем, в результате неадекватных действий или ошибок сотрудников, а также вследствие внешних событий» [65].
Центральный банк Российской Федерации на регулярной основе проводит анкетирование кредитных организаций по вопросам риск-менеджмента, связанным с применяемыми моделями оценки различных видов рисков, методами определения объёма резервов на покрытие рисков, подходам
к организации стресс-тестирования[4] [60].
По данным последнего исследования, проведённого в 2008 году, 91% российских банков учитывает в ходе внутреннего стресс-тестирования риск ликвидности, 86% — рыночные риски, 80% — кредитный риск, и лишь 45% — операционный риск[5]. Большинство банков полагает, что по значимости первое место занимает кредитный риск, второе — риск ликвидности, третье — рыночный риск, четвёртое — операционный [39].
Российские кредитные организации не в полной мере осознают значимость операционного риска и необходимость управления им. К сожалению, часть банков пока не имеет практического опыта по мониторингу, оценке и минимизации операционного риска. В частности, не всеми банками осуществляется отдельный учёт операционных убытков. Тем не менее, отдельные кредитные организации уже создали специальные структурные подразделения по управлению операционным риском. Более того, за период 2005–2008 гг. количество банков, считающих, что операционный риск находится на первом или втором месте по степени влияния на их деятельность, возросло почти вдвое — с 8,9% до 16,7% [38, 39].
Масштаб ущерба от различных проявлений операционного риска можно оценить на основе результатов исследования 120 кредитно-финансовых организаций из 17 стран, которые опубликовал Банк международных расчётов. Отмечается, что к 2008 году общий объём зарегистрированных операционных убытков достиг 59,6 млрд евро. Ежегодный объём потерь оценивается в 7–9 млрд евро (в среднем, около 80 млн евро на каждый банк).
Наиболее распространёнными причинами убытков являются ошибки управления и ненадлежащая организация деятельности (30% случаев), а также внешнее мошенничество (26% случаев). Основные потери банков возникают
в результате нарушений законодательства и порядка работы с клиентами (52% убытков). В целом, существенная часть убытков связана
с несанкционированным использованием информационных систем и ресурсов, злоупотреблением конфиденциальной информацией или неправильной организацией потоков данных внутри кредитных организаций и между ними, а также с отсутствием или несовершенством системы защиты информации[6] [66]. Подробные данные о распределении количества случаев и суммы потерь кредитных организаций по проявлениям операционного риска приведены
в таблице 1.
Следует отметить, что международные стандарты достаточности капитала «Базель II» предъявляют к банкам определённые требования по минимальной величине капитала, необходимого для покрытия кредитного, рыночного и операционного рисков. Однако стандарты Центрального банка Российской Федерации в настоящее время не предусматривают расчёт операционного риска.
Таблица 1
Распределение количества случаев и суммы убытков кредитно-финансовых организаций по проявлениям операционного риска (причинам возникновения убытков)
Проявления операционного риска | Распределение случаев, % | Распределение потерь, % |
Злоупотребления или противоправные действия служащих кредитной организации (внутреннее мошенничество) | 4,2 | 6,1 |
Противоправные действия третьих лиц (подделка документов, несанкционированное проникновение в информационные системы) | 26,3 | 8,0 |
Нарушение трудового законодательства | 17,5 | 6,0 |
Нарушение банковского, антимонопольного и иного законодательства, неисполнение обязательств по договорам, нарушение порядка работы с клиентами (ненадлежащее использование конфиденциальной информации, навязывание услуг, сговор по ценам) | 18,2 | 52,4 |
Повреждение или утрата основных средств и других материальных активов | 1,2 | 1,4 |
Выход из строя оборудования и систем (сбои в работе аппаратного и программного обеспечения) | 2,0 | 1,2 |
Ненадлежащая организация деятельности, ошибки управления бизнес-процессами (несовершенство систем информационной защиты, неправильные юридические решения, неверное составление юридической документации) | 30,6 | 24,9 |
Источник: Results from the 2008 Loss Data Collection Exercise for Operational Risk.
Basel Committee on Banking Supervision // Bank for International Settlements, July 2009 [66].
Между тем, с середины 2010 года Банк России ужесточит требования
к капиталу банков в соответствии с упрощённым стандартизированным подходом «Базеля II»: в расчёт обязательного норматива Н1 (достаточности собственных средств) будет введён операционный риск. Управление данным риском станет для российских банков одной из первоочередных задач, ведь чем ниже величина операционного риска, тем проще будет коммерческому банку выполнять требования Центрального банка [2]. В конечном счёте это повысит финансовую устойчивость всего банковского сектора и приведёт к повышению качества управления рисками в большинстве банков.