Предложения, направленные на развитие предприятия
Условия конкуренции создают возможность страховому бизнесу оправдать коррективы дальнейших планов развития и отказаться от стратегии «роста любой ценой» в пользу «сбалансированного развития» на базе профессионального подхода к ведению страховой деятельности. Это сбалансированное развитие предполагает отказ от необоснованного демпинга, факты которого становятся все более распространенными. Главное же заключается в том, что это предполагает разработку параметров страховой защиты совместно с клиентами и четкое исполнение обязательств на этапе урегулирования убытка. Такой подход, с одной стороны, поможет решить проблему доверия клиента, участвующего в диалоге со страховщиком. С другой стороны, он будет способствовать качественному наполнению страхового портфеля, поскольку страховщик получит возможность всесторонней оценки страхуемых рисков и получения страховой премии, соответствующей этой оценке.
Формирование портфеля рисков – важнейшая задача страховщика, так как на этом этапе закладывается фундамент всей дальнейшей страховой деятельности. В формировании портфеля есть два аспекта: статический и динамический. Статический аспект предполагает сбалансированность портфеля на определенный момент времени – в момент его формирования или корректировки. Динамический аспект обусловлен влиянием постоянно изменяющейся рисковой среды[7].
Управление портфелем рисков – это один из наиболее дорогостоящих, трудоемких элементов управления, представляющих собой непрерывный, детальный анализ рисковой ситуации, в которой находятся объекты страхования; рынка страхования и тенденций его развития; финансово-экономических показателей страховых компаний.
В Филиале ООО «Росгосстрах» в Пензенской области существуют следующие проблемы в страховом портфеле:
- удельный вес ОСАГО в общем объеме заключенных договоров страхования увеличился на 3,9% в 2014 году по сравнению с 2013 годом и составил 50%, но при этом убыточность данного вида страхования также возрастала на 10%, а прибыльность снизилась на 18%;
- удельный вес имущественного страхования граждан в 2014 году снизился на 2,4%, хотя прибыльность возросла на 2,7%, а уровень выплат по данному виду страхования снизился на 2,8% по сравнению с 2013 годом;
- в 2014 году увеличился уровень выплат по страхованию жизни на 6,2%, а прибыльность снизилась на 0,3% по сравнению с 2013 годом;
- количество договоров по имущественному страхованию юридических лиц снизилось в 2014 году, хотя прибыльность по данному виду страхованию выросла на 0,3%, а уровень выплат снизился 1,2% по сравнению с 2013 годом;
- в 2014 году снизилась доля сельскохозяйственного страхования, хотя уровень выплат снизился на 20,6%, а прибыльность увеличилась почти вдвое в сравнении с 2013 годом;
- безубыточными являются транспортное страхование, страхование ответственности и страхование предпринимательских рисков, но их доля в портфеле невелика и еще снизилась в 2014 году;
- доля добровольного автомототранспортного страхования в 2014 году увеличилась на 0,1%, но прибыльность данного вида страхования снизилась на 75% по отношению к прибыльности 2013 года;
- несмотря на то, что доля страхования от несчастных случаев и болезней в 2014 году снизилась на 0,8%, уровень выплат увеличился на 0,8%, а прибыльность снизилась на 2,5% по сравнению с 2013 годом;
- уровень выплат по медицинскому страхованию снизился в 2014 году на 67,9% по сравнению с 2013 годом, а доля данного вида страхования в общем объеме по количеству заключенных договоров невелика, хоть и увеличилась на 0,0097%.
Таким образом, в компании необходимо сокращение количества убыточных видов страхования, а именно ОСАГО, страхования жизни, добровольного автомототранспортного страхования, страхования от несчастных случаев и болезней. Вместе с этим необходимо активизировать работу по увеличению рентабельных видов страхования, а именно имущественного страхования граждан и юридических лиц, сельскохозяйственного страхования, транспортного страхования, страхования ответственности, страхования предпринимательских рисков, медицинского страхования.
Филиалу ООО «Росгосстрах» в Пензенской области необходимо принять следующие меры по сокращению объема ОСАГО и добровольного автомототранспортного страхования:
- проводить тщательную проверку каждого клиента;
- не допускать, чтобы убыточные клиенты переходили из одного отдела в другой без повышающих коэффициентов;
- при приходе клиента из другой страховой компании не допускать заключение договора без соответствующей справки о страховой истории автомобиля;
- осуществлять обязательный осмотр машины;
- заключать договора страхования только в офисах, отказавшись от агентских продаж, так как агентам важно комиссионное вознаграждение, которое зависит от количества застрахованных;
- рассылать уведомления при пролонгации ОСАГО с уже рассчитанной суммой, увеличенной в соответствии с убыточностью клиента;
- сокращать количество точек продаж ОСАГО, оставляя только офисы с наиболее компетентными сотрудниками;
- для борьбы с мошенничеством на рынке ОСАГО создать единую базу данных по застрахованным автомобилям, в которой будет информация и фотоматериалы о ДТП.
Для снижения убыточности страхования жизни и страхования от несчастных случаев и болезней необходимо проводить андеррайтинг, который позволит оценить принимаемый на страхование риск.
Задачей предстраховой экспертизы является определение степени вероятности наступления таких событий путем выявления и изучения внешних и внутренних факторов, которые оказывают или могут оказать определенное влияние на потенциальных застрахованных лиц – факторов риска. Об известных страхователю факторах риска (рисковых обстоятельствах) он должен сообщить страховщику[8]. Однако, поскольку, по различным причинам (по незнанию, забывчивости или умыслу страхователя), это происходит далеко не всегда, для выявления таких факторов страховщиком должна быть проведена определенная работа.
Характер и объем подлежащих изучению данных определяется, прежде всего, исходя из конкретных условий предполагаемого договора страхования (страховых рисков), численности потенциальных застрахованных лиц, а также планируемых страхователем размеров страховых сумм.
Экспертизе подлежат:
- данные об условиях жизни и работы потенциальных застрахованных лиц (включая возможное их изменение в предполагаемый период страхования), которые могут оказать воздействие на объект страхования (здоровье, трудоспособность);
- данные о состоянии объекта или объектов страхования (здоровья, трудоспособности потенциального застрахованного лица) до заключения договора страхования, необходимые для оценки риска наступления в период действия договора изменений этого состояния, аналогичных страховым случаям.
С учетом вероятности отбора рисков, а также возможных случаев страхового мошенничества, наибольшего внимания и тщательной оценки риска требуют договоры индивидуального страхования. В то же время, при заключении договоров страхования в пользу коллективов, состоящих из лиц с незначительными отличиями в степени страхового риска, потребность в проведении предстраховой экспертизы снижается по мере увеличения численности этих лиц.
Заключению договора страхования от несчастных случаев и болезней с физическим лицом в его пользу, независимо от размера страховой суммы, должен предшествовать опрос потенциального застрахованного лица.
Опрос проводится лицом, уполномоченным на заключение договоров страхования (ответственным за заключение договоров страхования от несчастных случаев и болезней), а, при необходимости, с участием других специалистов страхового подразделения (врача-эксперта, сотрудника службы безопасности и т.д.).
Договоры страхования от несчастных случаев и болезней с физическими лицами в пользу других лиц не должны заключаться без визуального знакомства с потенциальным застрахованным лицом, удостоверения его личности, а также опроса (если возраст потенциального застрахованного лица составляет 14 лет и более), позволяющего ориентировочно оценить страховой риск. При заключении договора страхования в пользу ребенка в возрасте до 14 лет, ответы на вопросы, касающиеся потенциального застрахованного лица, могут быть получены от страхователя. Опросу потенциального застрахованного лица (страхователя) должно предшествовать его предупреждение о том, что полученным от него сведениям будет обеспечена конфиденциальность[9].
При оценке многих из перечисленных выше данных следует иметь в виду, что любые условия, в которых находится потенциальное застрахованное лицо на момент решения вопроса о заключении договора страхования, могут измениться в период его действия. Поэтому необходимо уточнить, не предполагается ли в период, на который заключается договор страхования, существенное изменение каких-либо условий, в чем оно состоит и не окажет ли влияния на степень страхового риска.
Мерами по увеличению безубыточных видов страхования в Филиале ООО «Росгосстрах» в Пензенской области могут быть следующие:
- проведение круглых столов в компании, целью которых является рассказать реальным и потенциальным клиентам о полезных видах страхования;
- стимулирование агентов на продажу именно безубыточных видов страхования;
- увеличение агентской сети;
- предоставление скидок для безубыточных клиентов при пролонгации договора страхования;
- защита интересов клиентов;
- повышение качества обслуживания, профессионализма и вежливости персонала, как основы формирования положительной истории взаимоотношений с клиентами и безупречной репутации Филиала ООО «Росгосстрах» в Пензенской области.
В качестве мероприятий по повышению профессиональной мотивации страховых агентов можно выделить следующие: лекции-семинары «Должностная инструкция страхового агента», тренинг-семинары по постановке целей, тренинг эффективных продаж, отчетные встречи и ежемесячные собрания, корпоративные мероприятия, наставничество (кураторство), целевое информирование, поздравление с памятными датами, конкурс «Лучший агент». Данные рекомендации помогут повысить общую удовлетворенность профессиональным трудом агента, лояльность страховых агентов по отношению к своей компании, ее миссии и корпоративной культуре, увеличить финансовый результат деятельности агентов, уменьшить количество ошибок, возникающих в профессиональной деятельности страховых агентов.
Предложенные рекомендации помогут Филиалу ООО «Росгосстрах» в Пензенской области снизить количество убыточных видов страхования в портфеле и повысить количество заключаемых договоров страхования по прибыльным (безубыточным) видам страхования, что впоследствии положительно скажется на финансовой устойчивости компании.
Заключение
Преддипломную практика проходила в ООО «Росгосстрах» в г. Пенза в в должности операциониста с 23 февраля по 19 апреля 2015 года.
Во время прохождения практики я находилась на конкретном рабочем месте, выполняла заданные поручения и внимательно следила за всем происходящим. В ходе прохождения практики произошло более детальное ознакомление с компанией, ее структурой, задачами, основными функциями, организационно-правовой формой, должностными инструкциями. Были приобретены необходимые практические навыки в работе с людьми и документами, применены полученные теоретические знания и основы, которые укрепились и получили дальнейшее развитие.
Программа практики предполагала изучение деятельности ООО «Росгосстрах» и основных направлений его деятельности, а так же изучение состава выполняемых операций.
Также в мои обязанности входили:
- информирование потенциальных физических и юридических лиц о страховании автомобилей;
- прием заявления от клиента на получение страховки;
- проверка наличия нужной документации;
- передача документации в службу безопасности;
- предоставление заявки на страхование ;
- подготовка документации в процессе оформления страховки;
- заключение страхового договора;
Я ознакомилась со структурой отдела операционного учета и отчета о прибылях и убытках предприятия.
Программа практики предполагала изучение деятельности ООО «Росгосстрах» с особенностями работы подразделений и их взаимодействием в процессе страхования, с порядком проведения операций по страхованию физических и юридических лиц.
Преддипломная практика в ООО «Росгосстрах» позволила приобрести следующие компетенции:
· быстрое освоение новых навыков;
· умение переключиться с одной деятельности на другую;
· гибкость: способность адаптироваться и эффективно работать в различных ситуациях, с разными людьми или группами;
· инициативность: предложение своей помощи и в других видах деятельности;
· работа в команде и сотрудничество: выражение желания учиться у других;
· ориентация на клиента: желание помочь заказчику, предоставить ему желаемое обслуживание, удовлетворить его запросы;
· коммуникабельность: построение дружеских отношений.
Данные компетенции очень значимы для менеджера.
Проходя данную практику, я руководствовалась целями и задачами программы ознакомительной практики, которые в полной мере были выполнены.
Также, в организации был проведен анализ системы мотивации и стимулирования персонала, выявлены некоторые проблемы и разработаны рекомендации по совершенствованию развития предприятия.
Библиографический список
1. Бухалков М. Баборина О. Эффективная занятость персонала как фактор роста производительности труда // Человек и труд. - 2010. - №10. - С.65-69.
2. Вавилова И. А. Поддержка конкуренции на страховом рынке // Страховое дело. – 2013. - №12.
3. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 688 с.
4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие для студентов вузов А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова ; Гос. ун-т управления, Воронеж. гос. ун-т. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 301 с.
5. Костина Т. Женщина-руководитель в стратегии "бесстрашного риска" / Беседовал А.Бородин // Business excellence = Деловое совершенство. - 2012. - N 3. - С.15-19.
6. Марчева И.А. Страхование. – Издательство: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 122 с.
7. Маслоу А. Теория человеческой мотивации // Психологический обзор. - 2011. - №6. - С.45
8. Мосина Е. Инвестиционная деятельность страховых компаний // Страховой менеджмент. – 2011. - №1. – С. 84-93.
9. Наминова К.А. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций // Финансы и кредит. – 2013. – 25 (553).
10. Никулина Н. Н., Подчищаева О. В. Мотивационный менеджмент в страховом предпринимательстве // Страховое дело. – 2013. - №3.
11. Рора В. Опыт управления персоналом // Трудовое право. - 2011. - N 6. - С.95-98.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 2-е изд. переб. и доп. - М.: ИП "Экоперспектива", 2011. - 498с.
13. Смитиенко А. А. Факторы, определяющие формирование портфеля страховщика // Страховое дело. – 2013. - №9.
14. Сперанский В.И. Концепция управления человеческими ресурсами - современный подход к управлению персоналом // Соц.-гуман. знания. - 2012. - N 5. - С.199-200.
15. Титов Р.А. Мотивация: пять главных шагов к повышению эффективности системы менеджмента // Методы менеджмента качества. - 2011. - N 10. - С.4-9.
16. Халин В. Г., Чернова Г. В. Классификация методов управления экономическим риском // Страховое дело. – 2013. - №8.
17. Хачатурян К.С. Страхование. –Учебное пособие. – Издательство:МИЭМП, 2010. – 168 с.
18. Шахов В.В., Ахвледиани Ю.Т. Страхование. М.: Юнити-Дана, 2011. – 509 с.
19. Щербаков А. Ориентиры производительности труда // Экономист. - 2009. - №1. - С.37-39.
20. Эриашвили Н.Д., Никулина Н.Н. Страховой менеджмент: учебное пособие. – Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. – 705 с.