Скоростные характеристики судов
Различают 3 скорости судна:
1. Сдаточная скорость V^ — это максимальная скорость при форсированном режиме работы СЭУ. Она измеряется на мерной миле при определеякых гидрометеорологических условиях.
2. Техническая скорость VT— это паспортная скорость, которую судно может поддерживать долгое время. Она подтверждается или изменяется при переосвнлетсльствован ни технического состояния СЭУ. Различают техническую скорость в грузу и в балласте.
3. Эксплуатационная скорость
Ve= ІДс, (Ul)
где L - расстояние, пройденное судном в рейсе; t* - ходовое время рейса.
Эксплуатационная скорость зависит от технической скорости, морских течений, характеристик ветра, мелководья и других факторов
5.объемные характеристики судов
Грузовместимость судна (W,м3) - это объем всех грузовых помещений. Различают грузовместимость киповую (W к) и грузовместимость насыпью (Wп). Удельная грузовместимость судна
м3/Т,
Удельный погрузочный объем 1 тонны груза в трюме (U, м3/т). Для тяжелых грузов w >= U, и количество груза, которое может принять судно, равно его грузоподъемности
Если U>= w (груз легкий), то количество груза, которое может взять судно, рассчитывается как
3. Чистая регистровая вместимость судна (NRT, измеряется в регистровых тоннах) - это условный объем помещений судна, которые служат для перевозки грузов и пассажиров, то есть коммерческий эксплуатируемый судна.
\
6.грузовой план судна
Грузовым планом называется графическое изображение размещения каждой партии груза в грузовых помещениях судна на конкретный рейс.
Различают грузовой план предварительный и исполнительный.
Предварительный грузовой план составляется портом в нескольких экземплярах и утверждается капитаном.
Исполнительный грузовой план составляется в процессе погрузки судна и отражает фактическое размещение груза на судне-j
В зависимости от конкретных особенностей судна и размещения груза на нем/ грузовые планы различают:
' 1. Однополосные — схематическое размещение груза и изображение судна по диаметральной плоскости.
2. Многополосные - когда необходимо отразить размещение груза в горизонтальной плоскости по трюмам, твиндекам и на палубеП/1С размещению груза на судне предъявляются следующие основные требования:
Исключение взаимного вредного влияни^ свойств^ грузов^ во избежание их порчи.
Исключение механических повреждений грузов верхнего слоя груза на нижи и и слой|
£ Возможность беспрепятственной погрузки — выгрузки отдельных партий груза в промежуточных портах заходу/
Создание условий для обеспечения максимальной производительности труда на грузовых операциях.
Исключение смешения различных коносаментных партий, то есть различные партии груза должны находиться в различных помещениях.
Обязательность погрузки целого числа коносаментных партий.
7.этапы состояния груз плана
Составление грузового плана осуществляется в несколько этапов:
Этап 1.Расчет количества груза, которое может быть перевезено зарейс
Для этого составляется таблица, содержащая основные характеристики груза (общее количество груза, удельный погрузочный объем - иср, коэффициент трюмной укладки - к-ф, масса груза в тоннах и объем в м').
По этим параметрам и другим коммерческим характеристикам грузы группируются на обязательные грузы и факультативные грузы.
При этом точно известны чистая грузоподъемность' и киповая вместимость судна.
Рассчитав массу и объем обязательных грузов, можно определить остаточную грузоподъемность и грузовместимость для факультативных грузов.
Этап 2.Распределение груза по грузовым помещениям судна
Распределение груза по грузовым помещениям имеет целью определить их совместимость по физико-химическим свойствам. Для этой цели служит таблица совместимости (табл. 12), в которой грузы располагаются по специальной системе кодирования:
1. совместная перевозка на одном судне запрещена;
2. грузы допускаются к размещению через отсек;
3. размещение грузов допускается в соседних помещениях;
4. размещение грузов допускается в одном отсеке, но в различных помещениях;
5. размещение допускается в одном помещении, но при условии разделения этих грузов другими грузами;
6. размещение допускается в одном помещении, но с сепарацией;
7. допускается размещение в одном помещении.
Этап 3-Обеспечение прочности корпуса судна
Достигается оптимальным или допустимым размещением грузов между носовыми
Организац.формы судоходства
Организационные формы торгового судоходства представляют собой особенности деятельности судоходных компаний под влиянием специфических условий доставки грузов и особенностей концентрации транспортного потенциала.
Организационные формы торгового судоходства обусловливаются:
1. мощностью и структурой грузопотоков;
2. родом перевозимых грузов;
3. характером и экономическими параметрами товарных групп, формирующих грузопотоки; .
4. партионностью, частотой и ритмичностью отправки грузов,
5. направлениями грузопотоков или маршрутами.
В соответствии с этими характеристиками формируются требования к судам, которые могут быть сгруппированы по трем признакам: техническим, экономическим и эксплуатационно-организационным.
Организация работы флота нацелена на оптимизацию использования транспортного потенциала по критериям соответствия грузопотоков, судов транспортного флота и технологии перевозочного процесса. В этом случае обеспечивается эффективная реализация функционального назначения судоходных компаний.
9.организационно-технич подготовка мор.судов
Организационно-технические мероприятия охватывают следующие вопросы:
/1Пополнение флота, приемки судов и ввода их в эксплуатацию.
Пополнение флота основывается на заказах на строительство новых судов, покупкой новых судов, покупкой судов, находящихся в эксплуатации, приобретение а обербоут-чартеру.
2 Правовая и техническая регламентация судов.
Комплектование судовых документов, определяющих правовой статус судна, основными документами, регламентирующими технические стандарты судна, различные виды журналов, в которых находят отражение любые процессы, причины и обстоятельства протекания рейса:
3.Паспортизация флота.
Она заключается в составлении и заполнении диспетчерского эксплуатационного формуляра судна.
В нем отражаются все линейные, объемные, весовые и скоростные характеристики судна.
К диспетчерскому эксплуатационному формуляру прилагаются:
а) чертежи общего расположения судна;
б)теоретический чертеж судна;
в)кривые элементы теоретического чертежа.
4.Обеспечение режима морского судоходства или организация надзора за морским судоходством.
Для поддержания нормального режима торгового судоходства реализуются следующие виды надзора:
судоходный надзор,пограничный надзор;санитарный надзор - надзор за противопожарным состоянием судна;технический надзор , трудовой надзор • контроль страны флага порта.
5. Формирование экипажа судна.
Численность экипажа зависит от назначения и специализации судна, водоизмещения, мощности СЭУ и уровня автоматизации.
Показатели работы судна
Поскольку структура фрахтового рынка чрезвычайно динамична, достаточно сложно придерживаться пропорциональности в развитии различных секторов рынка услуг. Однако жесткая система ценообразования в совокупности с высокими требованиями качества являются естественными критериями отбора для субъектов рынка услуг. Вместе с тем необходимо следить и управлять состоянием судоходной компании по специальной системе показателей
/ і /у Количественные эксплуатационные показатели.
. а) чистое ходовое время судна ;
б) общее ходовое время судна -ft*;
в) стояночное время ПОД грузовыми операциями
г) общее стояночное время судна
д) аремя рейса
2 Показатели загрузки и транспортной работы судна:
а) количество груза перевезенного за рейс
б) объем транспортной работы за рейс
в) потребное количество запасов за рейс
г)потенциальная транспортная работа судна у ХЗЗД- }